Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 661
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Международный Юридический Институт
Отделение среднего профессионального образования
Одинцовский филиал
ЗВЕНИГОРОДСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОРПУС
ЦМК общеобразовательных дисциплин
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Рождение индустриального общества»
Обучающийся: Фомина Кристина Олеговна
Учебная группа:3В.2022.09.К.о.О.Кл/2
Преподаватель: Веревка Елизавета Андреевна
Одинцово
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
Глава 1. Становление индустриального общества в России....................5
1.1Характеристика индустриального общества...............................................5
1.2Главные черты индустриальных преобразований в России и начало индустриализации...............................................................................................7
1.3Процесс индустриализации в среде обычных граждан, изменение повседневной жизни..........................................................................................10
Глава 2. Процесс индустриализации в мире..............................................14
2.1 Индустриализация в Англии......................................................................14
2.3. Индустриализация во Франции и Германии............................................15
2.4 Сравнения индустриализации в России и в мире.....................................18
Заключение.......................................................................................................21
Список использованной литературы..........................................................23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Индустриальное общество» в современной науке, с другой стороны её недостаточной разработанностью.
Теории, обосновывающие важность науки и техники в развитии общества, получили широкое распространение в XX веке.
Они так или иначе отражают реальные тенденции научно-технического прогресса в современном мире и его роль в жизни общества. Сегодня передовые достижения науки, техники и технологии играют важную роль в удовлетворении многочисленных потребностей людей в развитии материального производства. Научно-технический прогресс приобретает все большее значение в развитии городской и сельской жизни, в материальном обеспечении функций политической и духовной сфер общественной жизни.
Ученые-марксисты утверждают, что буржуазная концепция прогресса, зародившаяся в эпоху Просвещения, возможна только на том основании, что наука и техника могут процветать благодаря укреплению капиталистических общественных отношений.
Пафос разума, знания и основанного на них прогресса был наиболее полно и последовательно выражен в идеологии Просвещения. Они понимали прогресс как трансисторический, как результат распространения подлинно рациональной "вечной" идеологии, которая постепенно устраняла тайны и чудеса мира и наполняла его светом рациональности.
Научно-техническая революция, начавшаяся в середине этого века, породила на Западе иллюзию, что технологическое развитие может спасти капитализм, обреченный объективными законами общественного развития, от его исторической судьбы и устранить присущие ему социальные пороки и противоречия.
Экономический рост крупных буржуазных стран, вызванный временной стабилизацией экономики, укрепил эту идею в сознании некоторых людей в капиталистических обществах: в течение 1950-х и 1960-х годов постепенно сформировалась так называемая утопия технократов; так называемая "технократическая" утопия постепенно трансформировалась в утопию "технократических" стран.
Объектом исследования является анализ условий Индустриализации.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изученные темы Индустриализации с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематики.
В ходе работы ставились следующие задачи:
1.Рассмотреть характеристику индустриального общества.
2.Изучить главные черты индустриальных преобразований в России и начало индустриализации.
3.Проанализировать процесс индустриализации в среде обычных граждан, изменение повседневной жизни.
4.Рассмотреть процесс индустриализации в европейских странах.
5.Сравнить процесс становление индустриализации общества в России и мире.
Глава 1. Становление индустриального общества в России.
1.1 Характеристика индустриального общества
Индустриальное общество-это общество, в котором вся социальная и экономическая жизнь основана на современной индустриальной модели. Для него характерна высокая производительность труда, достигнутая благодаря распределению и автоматизации. Для него характерны широкое распространение научно-технического прогресса, внедрение машин, переход от частного ремесла к фабричному производству, автоматизация повседневной деятельности и механизация тяжелого труда.
1
В результате промышленной революции возникает индустриальное общество. Происходит перераспределение рабочей силы, при этом занятость в сельском хозяйстве снижается с 70-80% до 10-15%, растет доля занятости в несельскохозяйственных профессиях, таких как промышленность и торговля, и увеличивается доля городского населения (80-85%). Наиболее важными ценностями в индустриальном обществе являются предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, компетентность и готовность к инновациям.
Для индустриального общества характерны быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие науки и техники; изобретение средств связи, газет, радио и телевидения; расширение просветительской и образовательной деятельности; увеличение численности населения и продолжительности жизни; образование монополий; слияние промышленного капитала и банков; значительное повышение уровня и качества жизни по сравнению с более ранним и периодами; повышение мобильности населения.
1 Ковалев, И. Н. История экономики и экономических учений [Текст] / Ковалев, И. Н. — . — Москва: М.: Феникс, 2019 — 416 c.
Как и многие другие социально-экономические процессы, индустриализация оказала как положительное, так и отрицательное влияние на человечество.
Чтобы лучше понять индустриальное общество, важно помнить, что его отличия от традиционных аграрных обществ сосредоточены в трех областях: производство, экономика и социальная жизнь.
Поэтому их характеристики можно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.
Основные производственные признакииндустриального общества:
организация и разделение труда;
1.резкое повышение производительности;
2.эксплуатация природных ресурсов;
3.механизация производства.
Основные экономические признаки:
1.ускоренный рост экономики;
2.рост конкуренции;
3.расширение рынков;
4.уважение к частной собственности.
Для индустриальных обществ также характерно неравномерное экономическое развитие. Периоды высокого роста сопровождаются кризисами и инфляцией всех видов.
1.Основные социальные признаки:
2.повышение качества жизни;
3.повышение уровня образования;
4.урбанизация;
5.популяризация искусства;
6.расширение гражданских прав и свобод.
Плюсы индустриализации:
1.общее повышение уровня жизни;
2.появление новых товаров и услуг;
3.механизация производства;
4.освобождение работников от тяжелых физических нагрузок;
5.развитие науки и техники;
6.развитие транспортной инфраструктуры.
Минусы индустриализации:
1.эксплуатация природных ресурсов;
2.игнорирование последствий для экологии;
3.социальное расслоение и противостояние классов;
4.нестабильность рынков, кризисы и инфляции.
Одним из побочных эффектов индустриализации стало значительное изменение социальной стратификации. Различные слои общества не имели равных условий в плане образования и занятости.
Однако при должном упорстве даже простые фабричные рабочие могли получить хорошие перспективы.
-
Главные черты индустриальных преобразований в России и начало индустриализации
Курс на индустриализацию в СССР был взят на 14 съезде партии в декабре 1925 года, причём она проводилась форсированными, то есть сверхускоренными темпами. Задачи по проведению индустриализации должны были быть решены в период первых трёх пятилеток: 1928-1932 и 1933-1937 гг. Третья пятилетка- 1938-1942 была прервана войной.
Условия, в которых проходила индустриализация
Сложное экономическое развитие, не были до конца устранены последствия разрухи, нанесённые гражданской войной.
Слабые международные экономические связи
Потребность в машинах в основном удовлетворялась за счёт импорта, не налажено собственное производство.
Причины индустриализации
Отставание по многим экономическим показателям от стран Запада, хотя к 1928 году страна достигла уровня развития экономики 1913 года.
Необходимость увеличения военно-технической мощи страны
Реформы инициировались "сверху" диктатурой;
Реформаторам всегда оказывали сильное сопротивление силы, выступающие против реформ и судьба реформ на прямую зависела от соотношения сил между сторонниками и противниками реформ;
влияние реформ на развитие страны часто было двойственным: успешные реформы предотвращали революционные потрясения, а не продуманные и незавершенные реформы приближали их к революционным потрясениям.
В итоге Александр I ограничил свои реформы теми, которые не носили идеологического характера: в1802 году в России был создан новый центральный орган управления - министерства, которые вместе с региональными структурами, созданными в результате губернских реформ 1775 года, образовали единую центральную бюрократию. Именно в это время Сенат занял место органа, контролирующего верховенство закона.
Императорский указ от 12 февраля 1801 года предоставил купцам, мещанам и государственным крестьянам право покупать не занятые земли; в 1803 году был издан "Указ о вольных крестьянах", позволявший помещикам освобождать крепостных за выкуп. Насколько эффективным был этот указ, можно судить по цифре 0,5%.
Активную роль играла и образовательная деятельность. Увеличилось количество средних и высших учебных заведений (доступных в основном дворянам). Были открыты университеты в Вильно, Казани и Харькове.
В Санкт-Петербурге были созданы педагогические институты и открыто несколько лицеев, в том числе знаменитый Царскосельский.
Быстрая бюрократизация государственных учреждений во второй половине XVIII века, усиленная указами начала XIX века, включала в себя угрозу обществу и полное подчинение царя власти чиновников.
К октябрю 1809 года он составил крупный план "Введение к Уложению в действие государственных законов", который должен был стать первым в своем роде.
В реализации своего плана Сперанский хотел опереться на просвещенную часть общества. Чтобы предотвратить революцию в России, он рекомендовал придать самодержавию форму конституционной монархии и установить верховенство закона.
План Сперанского предусматривал принцип разделения властей. Государственная дума, избираемая дворянами, купцами, мещанами и государственными крестьянами, обладавшими имущественным цензом. От участия в выборах отстранялись крепостные крестьяне, рабочие, ремесленники, домашние слуги. Право окончательного утверждения законов оставалось у императора. Министры должны были стать ответственными перед Думой и под судными ей.
В 1810 году был учрежден Государственный совет, который просуществовал до Февральской революции 1917 года. Члены Госсовета назначались императором из дворянской аристократии. Предполагалось, что они будут обсуждать проекты законов, одобряя или не одобряя их большинством голосов.
Однако это положение очень быстро было нарушено. Законопроекты утверждал царь, минуя Госсовет.
«Уставная грамота Российской империи», составленная Новосильцевым, стала этапом на пути российского конституционализма. Предусматривалось создание двухпалатного парламента, без согласия которого монарх не мог издавать законы.