ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2021
Просмотров: 4377
Скачиваний: 2
Энтони Гидденс
Энтони Гидденс 1
Социология 1
Оглавление 1
СОЦИОЛОГИЯ 13
Предисловие 13
Предисловие автора 15
Основные темы 16
Структура книги 17
Краткое содержание глав и глоссарий 18
Студентам: как пользоваться этой книгой 18
Часть I ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ_____________________________ 21
Глава 1 Социология: проблемы и перспективы______________________ 21
Чем занимается социология? Несколько примеров 21
Любовь и брак 21
Здоровье и болезнь 22
Другие примеры: преступление и наказание 22
Выводы: сущность социологии 23
Перемены в современном мире 24
Социология и “здравый смысл” 24
Социологические вопросы: фактологические, сравнительные, вопросы развития и теоретические 26
Фактологические вопросы 26
Сравнительные вопросы 26
Вопросы развития 26
Теоретические вопросы 26
Преднамеренные и непреднамеренные последствия человеческих действий 27
Что может социология сказать о наших действиях? 28
Социальная структура и человеческие действия 28
Развитие социологического мировоззрения 28
Является ли социология наукой? 29
Объективность 30
Практическое значение социологии 31
Понимание социальных ситуаций 31
Восприимчивость к культурным различиям 31
Оценка результатов политических действий 31
Углубление самопознания 31
Роль социолога в обществе 31
Заключительные комментарии 32
Краткое содержание 32
Часть II КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ_____________________________________________ 34
Глава 2 Культура и общество______________________________________ 34
Встреча культур 34
Ранние контакты с другими культурами 35
Понятие культуры 35
Человеческий род 36
Эволюция 37
Люди и обезьяны 37
Природа и воспитание 38
Социобиология 38
Инстинкты 39
Культурное многообразие 39
Культурная идентичность и этноцентризм 40
Культурные универсалии 41
Язык 41
Речь и письменность 42
Семиотика и материальная культура 42
Типы досовременных обществ 43
Охотники и собиратели 43
Пигмеи Мбути 44
Природные “общества изобилия”? 44
Скотоводческие и земледельческие общества 46
Скотоводческие общества 46
Земледельческие общества 47
Неиндустриальные цивилизации, или традиционные государства 47
Цивилизация майя 48
Основные черты традиционного государства 48
Общества в современном мире 49
Индустриальные общества 49
Три “мира” 51
Страны третьего мира 51
Общества первого и второго мира 52
Заключение 52
Краткое содержание 52
Дополнительная литература 53
Глава 3 Социализация и жизненный цикл___________________________ 54
“Несоциализированные” дети 54
“Авейронский дикарь” 54
Джени 55
Ранние этапы развития младенца 56
Развитие органов чувств 56
Плач и улыбка 56
Младенцы и матери 57
Формирование социальных реакций 58
Привязанности и утраты 59
Изолированные обезьяны 59
Депривация ребенка 59
Долговременные последствия депривации 60
Социализация ребенка 60
Основные теории развития детей 60
Развитие личности 61
Оценка) 61
Теория Дж. Г. Мида 62
Пиаже: когнитивное развитие 63
Стадии когнитивного развития 63
Оценка 64
Связь между теориями 64
Агенты социализации 65
Семья 65
Отношения со сверстниками 66
Школа 66
Средства массовой информации 67
Другие агенты социализации 67
Ресоциализация 68
Поведение в концентрационном лагере 68
“Промывание мозгов” 69
Жизненный путь 69
Детство 69
Юность 70
Молодые взрослые 70
Зрелость 71
Старость 71
Смерть и преемственность поколений 71
Социализация и индивидуальная свобода 72
Краткое содержание 72
Дополнительная литература 73
Глава 4 Социальное взаимодействие и повседневная жизнь___________ 74
Исследование повседневной социальной жизни 74
Невербальная коммуникация 75
Лицо и эмоции 75
“Лицо” и культура 76
Социальные правила, беседы и разговор 77
Взаимное понимание 77
Опыты Гарфинкеля 77
Формы разговора 78
Ошибки и оговорки 79
Реакции-восклицания 79
Обмолвки 80
Лицо, поза и речь в процессе взаимодействия 80
Столкновения 81
Ситуации и обстоятельства 81
Управление впечатлением 82
Передний и задний планы 82
Адаптация к ролям: испытания интимного характера 83
Столкновения и личностное пространство 84
Взаимодействие во времени и пространстве 84
Часовое время 85
Временная география 85
Пространственно-временные ограничения 86
Зонирование 87
Повседневная жизнь в культурной и исторической перспективе 88
Микросоциология и макросоциология 89
Краткое содержание 89
Дополнительная литература 91
Глава 5 Конформность и девиантное поведение______________________ 91
Что такое отклонение? 91
Нормы и санкции 92
Законы, преступления и наказания 93
Преступления в доиндустриальную эпоху 93
Изменения в способах наказаний 94
Тюрьмы и сумасшедшие дома 94
Попытки объяснить отклонения 95
Биологические и психологические теории преступления и девиации 95
Аргументы из биологии 95
Преступление и психопатическая личность: психологическая точка зрения 96
Общество и преступление: социологические теории 97
Дифференцированная ассоциация 97
Аномия как причина преступления 97
аномия и ассоциация; преступные субкультуры 98
Оценка 99
Теория стигматизации 99
Рациональный выбор и “ситуационная” интерпретация преступления 100
Теоретические выводы 101
Преступления и криминальная статистика 102
Убийства и другие тяжкие преступления 103
Убийства 103
Тяжкие преступления 103
Тюрьмы и наказания 104
Смертная казнь 105
Пол и преступление 105
Уровни мужской и женской преступности 106
Девушки в составе преступных группировок 107
Насилие в женских тюрьмах 107
Оценка 108
Преступления богатых людей и людей, наделенных властью 108
Преступления “белых воротничков” 108
Правительственные преступления 109
Организованная преступность 110
Преступления без жертв 111
Представление о психических заболеваниях 111
Психоз и невроз 111
Физические методы лечения 112
Диагностика психических заболеваний 112
Природа сумасшествия: нарушение остаточных норм 113
Политика, социальное давление и психиатрия 113
Отказ от изоляции больных 114
Девиации и социальный порядок 115
Краткое содержание 115
Дополнительная литература 116
Глава 6 Гендер и сексуальность____________________________________ 117
Пол, гендер и биология 117
Источники половых различий 118
Имеют ли различия в поведении биологическую основу? 118
Факты из мира животных 119
Социализация и гендер 120
Реакция родителей и взрослых 120
Гендер и воспитание 121
Книги и рассказы 121
Телевидение 122
Школа и влияние сверстников 122
Трудности несексистского подхода к воспитанию детей 122
Гендерная идентичность и пол: три теории 123
Теория полового развития по Фрейду 123
Оценка 124
Теория полового развития по Чодороу 124
Оценка 125
Гендер, личность и мораль 125
Патриархат и производство 125
Господство мужчин 125
Женщины и рабочее место: исторический обзор 126
Неравенство в труде 127
Малопрестижный труд 127
Проблемы успеха 127
Низкая оплата труда и ловушка бедности 129
Случай Швеции 129
Женщины в Советском Союзе и в Восточной Европе 130
Домашний труд 131
Женские движения 132
Ранний феминизм во Франции 132
Борьба за права женщин в Соединенных Штатах 133
Развитие женского движения в Европе 133
Возрождение феминизма 134
Домашнее насилие, сексуальные посягательства и изнасилования 135
Домашнее насилие 135
Сексуальные посягательства 135
Изнасилование 136
Изнасилование и опасения женщин: тезис Браунмиллер 137
“Нормальное” сексуальное поведение 138
Межкультурные различия 138
Сексуальность в западной культуре 139
Сексуальное поведение 140
Гомосексуальность 141
Гомосексуальность в незападных культурах 141
Гомосексуальность в западной культуре 142
Распространение гомосексуальности 142
Отношение к гомосексуальности 142
Гей-субкультура 143
Лесбиянство 143
СПИД 143
СПИД и население 144
Проституция 145
Проституция сегодня 145
Детская проституция 146
Заключение: социология и гендерные отношения 147
Краткое содержание 147
Дополнительная литература 149
Часть III СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ__________________________________ 150
Глава 7 Стратификация и классовая структура______________________ 150
Системы социальной стратификации 150
Рабство 150
Касты 151
Сословия 152
Классы 152
Теории стратификации в современных обществах 153
Теория Карла Маркса 153
Природа класса 153
Сложность классовых систем 154
Теория Макса Вебера 154
Статус 155
Партия 155
Современные теории классов 156
Эрик Олин Райт: теория классов 156
Фрэнк Паркий: веберовский подход 156
Классы в западных обществах сегодня 157
Различия по уровню богатства и доходов 157
Богатство 157
Доход 158
Высший класс 159
Средний класс 160
Рабочий класс 161
Исследования классового сознания: различные подходы 162
Метод определения репутаций 162
Субъективный метод 162
Представления о классовой структуре 163
Изменения в классовой структуре 164
Распад высшего класса? 164
Квалифицированные специалисты, менеджеры, администраторы 164
Белые воротнички, синие воротнички: феминизация и пролетаризация 165
Изменения, затронувшие рабочий класс 166
Гендер и стратификация 167
Классовое деление и гендер 167
Сложности в изучении гендера и стратификации 169
Социальная мобильность 170
Сравнительные исследования мобильности 170
Нисходящая мобильность 171
Возможности для социальной мобильности 171
Социальная мобильность в Великобритании 172
Ваши собственные шансы в мобильности 173
Бедность и неравенство 174
Война с бедностью 174
Что такое бедность? 175
Бедность сегодня 175
Почему бедные остаются бедными? 176
Краткое содержание 177
Дополнительная литература 178
Глава 8 Этническая принадлежность и раса_________________________ 178
Этнические группы, меньшинства и расы в плюралистических обществах 179
Меньшинства 180
Раса и биология 181
Этнические противоречия, предрассудки и дискриминация 181
Стереотипы и “козлы отпущения” 182
Авторитарная личность 182
Этническая принадлежность и детство 183
Отношение со стороны большинства 184
Социологические интерпретации 184
Общие факторы 185
Историческая перспектива 185
Этнические отношения в исторической перспективе: несколько примеров 188
Этнические отношения в Бразилии 188
Социальное развитие Южной Африки 189
Гражданские права чернокожего населения США 191
Отмена рабства и начальные достижения 191
Движение за гражданские права 192
Интеграция и антагонизм 193
История иммиграции в Великобритании 194
Ранние переселенцы 194
Иммиграция после 1930 года 195
Расы, расизм и неравенство 196
Этническая принадлежность и низший класс 197
Отношение полиции к чернокожим женщинам 199
Этнические отношения на Европейском континенте 200
Возможные дальнейшие пути развития этнических отношений 201
Краткое содержание 202
Дополнительная литература 203
Глава 9 Группы и организации_____________________________________ 203
Виды ассоциаций 204
Первичные и вторичные группы 204
Формальные организации 204
Бюрократия 205
Точка зрения Вебера на бюрократию 206
Эффективность бюрократии 206
Формальные и неформальные отношения внутри бюрократий 207
Бюрократия и олигархия 208
Неолигархические организации 209
Японские корпорации 209
Значение японской системы для теории организаций 210
Факторы, влияющие на организации в современном мире 212
Квалифицированные специалисты 212
Информационная технология 213
Физическая среда организаций 214
Надзор и дисциплина в организациях 215
Надзор 215
Дисциплина 216
Карцерные организации 216
Развитие карцерных организаций 216
Небюрократические организации: группы взаимопомощи 217
Особенности групп взаимопомощи 218
Заключительные комментарии 218
Краткое содержание 218
Дополнительная литература 220
Глава 10 Политика, правительство и государство____________________ 220
Характеристики государств 220
Политический аппарат 220
Территория 221
Закон и применение силы 221
Современные государства 221
Определения 221
Права граждан 222
Демократия 223
Типы демократии 224
Представительные многопартийные системы 224
Представительные однопартийные системы 224
Совместное демократическое правление 225
Всеобщая привлекательность демократии и упадок монархий 225
Демократический элитизм и плюралистические теории 226
Демократический элитизм 226
Теория Макса Вебера 226
Идеи Йозефа Шумпетера 227
Плюралистические теории 227
Критика и оценка теорий 228
Политические партии и голосование в странах Запада 229
Партийные системы 229
Голосование и классы 230
Партии и голосование в Великобритании 230
Поведение избирателей — отход приверженцев 232
Выборы 1992 года 232
“Тэтчеризм” 233
Политика партий: разрушение стереотипов в конце двадцатого века? 234
Теории перегрузки государства и кризиса легитимности 234
Оценка теорий 235
Участие женщин в политике 236
Модели голосования и политические взгляды 236
Женщины в политических организациях 237
Неинституционализированные политические действия 238
Кто же правит? 240
“Внутренний круг” в США 241
Элита в Великобритании 242
Оценка 243
Элита в СССР 243
Пополнение элиты, престиж и привилегии 244
Тоталитаризм 245
Европейское сообщество и новая карта Европы 246
Возникновение Сообщества 246
Изменения в Восточной Европе 247
Краткое содержание 249
Дополнительная литература 250
Глава 11 Война и военные силы____________________________________ 251
Военные действия в прошлом 251
Древние общества 251
Военные действия в Европе и ее колониях 252
Индустриализация воины 253
Тотальная война 255
Война и агрессия 256
Типы военной организации 257
Характеристики современных вооруженных сил 258
Вооруженные силы Великобритании 259
До Второй мировой войны 259
После Второй мировой войны 260
Женщины и война 261
Женские антивоенные движения 263
Военные, политики и общество 264
Военное правление и военное влияние 264
Военно-промышленный комплекс 265
Вооруженные силы третьего мира 266
Типы военного правления 266
Терроризм и партизанские движения 267
Терроризм 267
Партизанские движения 268
Партизаны в городе 270
Глобальные военные расходы и вооружение 271
Торговля оружием 272
Война и глобальная безопасность 272
Мир без войны? 273
Краткое содержание 273
Дополнительная литература 274
Часть IV СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ___________________________ 275
Глава 12 Родство, брак и семья___________________________________ 275
Родство 275
Кланы 276
Семейные отношения 276
Моногамия и полигамия 277
Полиандрия 277
Полигиния 277
Семья и брак в истории Европы 278
Генезис семьи 279
Причины изменений 279
Изменения форм семьи во всемирном масштабе 280
Направление изменений 280
Семья и брак в Великобритании 282
Общая характеристика 282
Тенденции развития 282
Новые формы семьи 282
Семьи южноазиатского типа 283
Развод и прекращение брака на Западе 284
Рост разводов 284
Опыт разводов 285
Разъединение 286
Развод: переходные формы 286
Развод и дети 287
Семья с одним родителем 287
Повторный брак и сводные родители 288
Повторный брак 288
Сводные семьи 289
Теневые стороны семьи 290
Сексуальные злоупотребления 290
Объяснения 292
Насилие в семье 292
Альтернативы браку и семье 293
Коммуны 293
Сожительство 294
Гомосексуальные семьи 294
Одиночество 295
Упадок семьи? 295
Краткое содержание 296
Дополнительная литература 297
Глава 13 Образование, коммуникация и средства массовой информации_____________________________________________________ 297
Появление грамотности и школьного образования 298
Развитие школьного образования в Великобритании 298
Сравнение систем школьного образования в промышленно развитых странах 299
Высшее образование 300
Сравнительный анализ международного опыта 300
Британская система высшего образования 300
Образование и неравенство 301
Исследование Коулманом неравенства в американской образовательной системе 302
Дальнейшие исследования 302
Теории школьного образования 303
Бернстайн: языковые коды 303
Боулз и Гинтис: школы и промышленный капитализм 305
Иллич: скрытая программа 305
Образование и культурное воспроизводство 306
Уиллис: анализ культурного воспроизводства 307
Интеллект и неравенство 308
Что такое интеллект? 308
IQ и генетические факторы: дискуссия по исследованию Йенсена 308
О связи между генетикой и IQ: идентичные близнецы 309
Гендер и школьное образование 310
Гендер и программы обучения 310
Образование и грамотность в странах “третьего мира” 312
Коммуникация и средства массовой информации 313
Средства массовой информации 314
Развитие газетного дела 314
Издание газет 315
Влияние телевидения 315
Телевизионные компании 316
Воздействие телевидения на поведение 316
Телевидение как распространитель социальных установок 318
Заключение 318
Краткое содержание 318
Дополнительная литература 319
Глава 14 Религия_________________________________________________ 320
Определение религии и магии 320
Чем религия не является 320
Чем религия является 321
Разновидности религий 322
Тотемизм и анимизм 322
Иудаизм, христианство и ислам 322
Иудаизм 322
Христианство 323
Ислам 323
Восточные религии 323
Индуизм 323
Буддизм, конфуцианство и даосизм 324
Теории религии 324
Маркс и религия 325
Дюркгейм и религиозный ритуал 325
Дюркгейм об изменениях в религии 326
Вебер и мировые религии 327
Оценка 328
Типы религиозных организаций 329
Вебер и Трельч: церкви и секты 329
Бекер: деноминации и культы 329
Оценка 330
Гендер и религия 330
Религиозные образы 330
Женщины в религиозных организациях 331
Движения милленариев 333
Иоахимиты 333
Танец духов 333
Сущность движения милленариев 334
Современное религиозное развитие: исламская революция 334
Развитие исламского вероучения 334
Ислам и Запад 335
Религия в Великобритании 336
Членство в религиозных организациях и вера 336
Религия в Соединенных Штатах 337
Разнообразие 337
Религиозный фундаментализм 338
Проблема секуляризации 339
Заключение 340
Краткое содержание 340
Дополнительная литература 341
Глава 15 Труд и экономическая жизнь______________________________ 341
Разделение труда 342
Первичные, вторичные и третичные секторы 343
Разделение труда в промышленности. Подходы Тейлора и Форда 343
Работа на сборочной линии 344
Ограничения подходов Форда и Тейлора 344
Работа и отчуждение 345
Системы с низким и высоким уровнем доверия 346
Автоматизация 346
Групповое производство 347
Промышленная демократия 348
Профсоюзы и производственные конфликты 348
Развитие профсоюзов 349
Почему существуют профсоюзы? 349
Дальнейшее развитие 350
Забастовки 352
Статистка забастовок 352
Новые направления в производственных конфликтах 353
Корпорации и корпоративная власть 353
Типы корпоративного капитализма 354
Безработица, занятость женщин и неформальная экономика 356
Безработица 356
Анализ безработицы 357
На работе и без работы 357
Почему растут темпы безработицы? 359
Женщины и работа 359
Домашняя работа 359
Работа женщин вне дома 360
Неформальная экономика 360
Будущее работы 361
Краткое содержание 363
Дополнительная литература 364
Часть V. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ__ 366
Глава 16 Глобализация социальной жизни__________________________ 366
Общества третьего мира 367
Образование наций 367
Экономические последствия колониализма 368
Бедность 369
Новые индустриальные страны 369
Расхождение между богатыми и бедными странами 370
Взаимосвязь между первым и третьим миром 370
Производство продовольствия и проблема мирового голода 371
Голод 372
Агробизнес 373
Производство продуктов и экология окружающей среды 374
Теоретические перспективы 375
Империализм 375
Неоимпериализм 375
Теория зависимости 375
Теория мировой системы 376
Критическая оценка теорий 376
Транснациональные корпорации 377
Типы транснациональных корпораций 378
Рост транснациональных компаний 379
Международная экономическая интеграция 380
Пример: автомобильная промышленность 380
Современные тенденции развития 381
Негосударственные структуры 382
Организация Объединенных Наций 382
Другие международные организации 383
Глобальные торговые сети 383
Угроза мировой окружающей среде 384
Источники угрозы 384
Окружающая среда: социологическая проблема? 385
Глобализация средств массовой информации 386
Новости 386
Кино, телевидение, реклама и электронная коммуникация 387
Кино 387
Телевидение 387
Реклама 387
Электронная коммуникация 387
Империализм средств массовой информации 388
Заключение 389
Краткое содержание 390
Дополнительная литература 391
Глава 17 Современный урбанизм___________________________________ 391
Традиционный город 391
Особенности современного урбанизма 392
Развитие современных городов: самосознание и культура 393
Интерпретация городской жизни 394
Теории урбанизма 394
Чикагская школа 394
Урбанистическая экология 394
Урбанизм как образ жизни 396
Урбанизм и искусственная среда 398
Харви: реорганизация пространства 398
Кастеллс: урбанизм и социальные движения 399
Оценка 400
Послевоенные модели развития городов запада 400
Урбанизм в США 401
Субурбанизация 401
Закат внутреннего города 401
Финансовый кризис 401
Урбанизм в Великобритании 402
Субурбанизация и распад внутреннего города 402
Финансовый кризис в британских городах 403
Приватизация государственного жилья 404
Джентрификация, или “вторичное использование” городских ресурсов 405
Урбанизм и международное влияние 405
Глобальный город 406
Урбанизация в странах третьего мира 407
Дели 408
Мехико 408
Города в Восточной Европе 409
Отличия от Запада 409
Возможное развитие в будущем 410
Краткое содержание 410
Дополнительная литература 411
Глава 18 Народонаселение, здоровье и проблемы старения_________ 412
Рост численности населения в мире 412
Анализ народонаселения: демография 413
Основные демографические понятия 413
Динамика изменения народонаселения 414
Мальтузианство 415
Рост населения в третьем мире 416
Демографический переход 416
Вероятные перспективы стран третьего мира 417
Население Великобритании 418
Здоровье и болезнь 418
Лечение заболеваний в прошлом 418
Развитие современной медицины 419
Третий мир 420
Колониализм и распространение болезней 420
Инфекционные болезни сегодня 420
Здоровье и болезнь в развитых странах 421
Структура и основные типы болезней 421
Здравоохранение в Великобритании 422
Здравоохранение в Соединенных Штатах 423
Репродуктивные технологии 424
Здоровье и окружающая среда 425
Возраст и проблемы старения на Западе Демографические тенденции 426
Что такое “старость””? 426
Отставка 426
Социальные проблемы в пожилом возрасте 427
Физические последствия старения 428
Будущее 428
Краткое содержание 429
Дополнительная литература 430
Глава 19 Революции и социальные движения________________________ 430
Определение революции 431
Революции двадцатого столетия 432
Революция в России 432
Революция в Китае 433
Теории революции 434
Теория Маркса 434
Оценка 435
Чалмерс Джонсон: революция как “нарушение равновесия” 436
Оценка 436
Джеймс Дэвис: почему происходят революции? 437
Оценка 437
Чарльз Тилли: теория протеста 437
Оценка 439
Последствия революций 439
Краткосрочные последствия 439
Долговременные последствия 440
Бунты, возмущения толпы и другие формы коллективного действия 441
Ле Бон: теория действий толпы 441
Социальные движения 443
Определение 443
Классификация социальных движений 444
Теории социальных движений 444
Нейл Смелзер: шесть условий социальных движений 444
Ален Турэн: историчность 445
Оценка 446
Социальные движения и социология 446
Краткое содержание 446
Дополнительная литература 447
Глава 20 Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее______ 448
Понятие социального изменения 448
Теории социальных изменений 449
Эволюционные теории 449
Социал-дарвинизм 449
Однолинейная и мультилинейная эволюция 450
Оценка 451
Исторический материализм 452
Критические замечания 452
Недостатки теорий: веберовская интерпретация изменений 452
Факторы, влияющие на изменения 453
Физическая среда 453
Политическая организация 453
Культурные факторы 454
Анализ эпизодов изменений 454
Изменения в недавнем прошлом 455
Влияние экономики 455
Влияние политики 456
Влияние культуры 456
Текущие изменения и дальнейшие перспективы 457
Вперед к постиндустриальному обществу? 457
Критические замечания 458
Капитализм и социализм 459
Социализм: факты двадцатого века 459
Альтернативы социализму 460
Социальные изменения: взгляд в будущее 461
Краткое содержание 462
Дополнительная литература 462
Часть VI МЕТОДЫ И ТЕОРИИ В СОЦИОЛОГИИ__________________ 463
Глава 21 Социология: методы исследования______________________ 463
Исследовательская стратегия Проблема исследования 463
Обзор материалов по данной проблеме 464
Уточнение проблемы исследования 464
Разработка исследовательского проекта 464
Проведение исследования 464
Интерпретация результатов 465
Отчет по результатам исследования 465
Представление процесса в целом 465
Общая методология 465
Причинность и корреляция 465
Причинные механизмы 466
Контроль переменных 467
Уточнение причин 467
Методы исследований 468
Полевая работа 468
Требования к полевой работе 470
Опросы (обследования) 471
Стандартизированные опросники и опросники с открытыми вопросами 471
Выборка 472
Пример: “Выбор народа?” 472
Оценка 473
Документальное исследование 474
Ловушки документального исследования 475
Эксперименты 475
Другие методы: интервью, жизнеописания, дневники, анализ бесед 477
Интервью 477
Жизнеописания 477
Дневники 478
Анализ устных бесед 478
Триангуляция 479
Пример: Уоллис и саентология 479
Этические проблемы исследования: негативная реакция респондентов 480
Проблемы публикации: опыт Уоллиса 481
Влияние социологии 482
Краткое содержание 483
Дополнительная литература 484
Глава 22 Развитие социологической теории_________________________ 484
Истоки социологии 484
Огюст Конт 484
Эмиль Дюркгейм 485
Карл Маркс 485
Макс Вебер 486
Дальнейшее развитие социологии 487
Современные подходы 487
Функционализм 488
Функционализм в версии Мертона 488
Современное развитие 489
Структурализм 489
Язык и значение 490
Структурализм и семиотика 490
Символический интеракционизм 491
Символы 491
Марксизм 491
Теоретические дилеммы 492
Структуре и действие 494
Оценка 494
Консенсус и конфликт 495
Оценка 496
Образы современного мира 496
Марксистская перспектива 496
Точка зрения Вебера 497
Оценка 497
Проблема гендера 498
Оценка 499
Теории 499
Пример: Протестантская этика 499
Теоретическая мысль в социологии 501
Краткое содержание 501
Дополнительная литература 502
Часть VII ГЛОССАРИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕРМИНЫ______________________________________________________ 504
Основные понятия 504
Важнейшие термины 512
Э.Гидденс
_______________________________________________________________________________________
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде.
Гидденс предлагает студенту самому поразмышлять над социальными проблемами с разных точек зрения, с позиций различных теоретических подходов. Один из крупнейших теоретиков современной социологии, Гидденс излагает собственное понимание социологической теории, суть которого — акцент на активности человека — “социального агента”.
Классическая социология (Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и другие) исходила из парадигмы науки XVIII-XIX вв., согласно, которой научное знание опирается на объективную реальность, чьи законы должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Маркс подчеркивал, что философия не может ограничиваться объяснением мира, но должна помочь в его переустройстве. В той или иной степени объективистский тип мышления характерен для всей классической науки с разницей лишь в одном: некоторые мыслители полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, не насиловать саму природу; другие исходили из концепции переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода — эволюционистский и конфликтологически-революционный. Не будем обсуждать здесь справедливость того и другого. Подчеркнем лишь их общую основу: опора на объективность социального знания.
Сегодняшнее представление о социальной науке, так называемая постклассическая парадигма, существенно отличается от классики.
Две важнейшие составляющие радикально меняют взгляд на науку вообще и социологию в частности. Признается влияние на итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого исследователя, его нравственной установки, его рассудочности или предрассудков. В итоге научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение, скорее признается относительность знания в определенных, достаточно хорошо очерченных границах.
Гидденс — представитель этой нежесткой социологии, в которой и сам исследователь должен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в которой признается решающая роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений) в преобразовании социальных структур соответственно их интересам. Социальный субъект своей активностью скорее приспосабливает общественные структуры сообразно интересам общественных групп, ищет компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Но, во всяком случае, он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует.
(16стр) Курс общей социологии Энтони Гидденса, опубликованный восемь лет тому назад, имел примечательный подзаголовок: “Учебное пособие девяностых годов”. Гидденс подвергает конструктивной критике классическое наследие прошлого века, равно как и структурный функционализм Т. Парсонса. Именно ему принадлежит формула “ортодоксальный консенсус”, каковой он характеризовал состояние западной теоретической социологии в начале 70-х годов. Этот консенсус опирался на согласие относительно “естественного” процесса эволюционного развития общества, в ходе которого углубляется дифференциация социальных структур и институтов.
Социальные катаклизмы последнего десятилетия, крах общественной системы, “построенной” по задуманному ее конструкторами “научно обоснованному” проекту, обострили главные проблемы социологического знания.
Социология 90-х годов развивается в поисках ответов на ключевые вопросы социальной теории: как соотносятся сложившиеся социальные структуры и действующие в них страждущие социальные субъекты? Что есть социальное: от нас не зависящие общественные отношения, социальные институты, взаимосвязи и/или создаваемые людьми их образы, которые и определяют социальное поведение, побуждают к коллективным социальным действиям? Каковы пространственные и временные границы “социального”, то есть должна ли социальная теория исходить из доминанты “данное общество”, “данная цивилизация”, “данное мировое сообщество”? Как прошлое воздействует на настоящее и как настоящее предопределяет будущее в человеческой активности — индивидуальной и коллективной, спонтанной и целенаправленной?
Автор постоянно задается вопросом: что же из классики прошлого и нашего XX века остается ценным, а что должно быть подвергнуто серьезным сомнениям?
Во многих главах читатель обнаружит раздел “Оценка данного подхода” (в оригинале “assessment” — оценка знания, унаследованного от предшественников). Какова, например, “ценность” теории Маркса? Гидденс подчеркивает, что Маркс, безусловно, многое объясняет в отношении крупных исторических сдвигов. Но вместе с тем Гидденс пишет, что в качестве единственного анализа социальных изменений концепция Маркса вызывает существенные возражения. Неясно, насколько в теорию смены социально-экономических формаций вписываются неевропейские цивилизации, “в которых политическая и военная власть в большей мере была средством приобретения богатства, нежели его результатом”.
Не менее критически относится Э. Гидденс и к эволюционистам, справедливо утверждая, что аналогия социального развития с повышением уровня адаптированное™ общества вряд ли уместна. Сомнительно и представление о прогрессе как восхождении по уровню сложности, дифференцированности социальных систем (Спенсер, Парсонс); скорее Гидденс разделяет идею многофакторности социальных изменений, то есть влияния на социальные процессы и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретали разное значение.
Поэтому, в отличие от многих других авторов учебных пособий, Гидденс уделяет немало внимания сравнительному анализу социальных процессов в разных культурах и обществах, в странах “ядра” современной мировой системы и в странах “второго” и “третьего” миров. Он анализирует позитивные процессы в капиталистическом и социалистическом обществах, равно как и изъяны этих формаций.
Социология 90-х, по Гидденсу, не может замыкаться в рамках узкодисциплинарной области. Современная социология предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. И это (17стр) не декларативная позиция, но “работающая” методология. Э. Гидденс щедро вводит в социологию исследования антропологов, психологов, экономистов, следует логике социально-исторического анализа.
Книга заставляет размышлять, не ограничиваясь простым изложением фундаментального социологического знания. Конечно, это знание достаточно полно представлено, а нужные определения содержатся в приложении — “Глоссарии”. Но главное заключено в самой методологии раскованного мышления автора, гибкости и неожиданности рассмотрения одного и того же социального явления с разных точек зрения и, в конечном итоге, определении собственной, авторской позиции.
Особенно показательна глава “Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее”. Автор подчеркивает необходимость рассматривать социальные изменения в общемировом контексте, в более общей системе экономических, социальных, социокультурных и политических взаимосвязей всех обществ на планете Земля. Он справедливо сомневается в правдоподобии использования таких понятий, как “рыночный капитализм* и “социализм”, рассуждает о возможных конфигурациях развития социальных процессов в новой мировой ситуации, получившей совершенно иной облик с началом перестройки в СССР и последующего распада так называемого социалистического лагеря — “второго мира”, как его называли в конце 70-х гг. Будет ли наш мир “двух-с-половинным” или “полуторным”, то есть ближе к странам “третьего мира”, развивающимся странам Азии и Африки, или он будет приближаться К обществам “первого мира”, развитым индустриальным странам, как пойдет этот процесс запаздывающей модернизации в России? Такого рода вопросы невольно возникают при чтении книги Гидденса.
Вместе с тем эта книга — именно учебное пособие, систематически излагающее основы социологической теории и методологии социологического исследования.
Лекционный курс Гидденса ориентирован в двух направлениях: предметно-содержательном (например, культура, общество, социальное взаимодействие и повседневная жизнь), но в то же время и проблемном (“девиации”, этно-национальные конфликты, глобализация), то есть предлагает анализ современных социальных проблем с хорошими иллюстрациями фактических данных и их интерпретаций в разных теориях; структуралистских, герменевтических, феноменологических, деятельностных.
Гидденс - очень продуктивный автор в смысле глубины проникновения в существо социальной теории. Его главная теоретическая работа, вошедшая в современную социологическую классику, — монография “Конституция общества” (1984)1). Не общественная система, заметьте, но именно конституция — основной закон общества. Деятельностный подход свойствен целому ряду других лидирующих теоретиков современной социологии. Например, монография Петра Штомпки названа “Общество в действии: теория социального становления”, книга Джеффри Александера — “Действие и его контекст” (1988), а работа Маргарет Арчер — “Культура и социальный субъект” (1985)2). Эти книги и ряд других приходятся на середину 80-х годов — (18стр) период нового подъема в развитии социологической теории с акцентом на роль социального субъекта. Это — социология активного социального субъекта.
Гидденс — крупный социальный мыслитель, автор многих работ по истории социальной мысли. Его книга — курс лекций по теоретической социологии, не оторванной от фактуального знания, но опирающейся на добротный эмпирический базис. Именно этим и полезна для нашего читателя предлагаемая книга.
Надо заметить, что лекционный курс Гидденса прекрасно структурирован. Все разделы содержат необходимые ссылки на другие главы; основные понятия, которые студент должен освоить, перечислены, и, помимо того, объяснены в глоссарии.
Изучение книги Гидденса доставляет, помимо всего, и эстетическое удовольствие. И в жизни Энтони Гидденс — непосредственный, раскованный, остроумный собеседник, быстро реагирует на реплику, критический выпад, во время лекции садится на край стола, снимает пиджак или начинает расхаживать по аудитории и рассуждать как бы про себя. Очень любит спорить, радуется, если вопрос острый. Наверное, так и только так рождается живая мысль, новое знание. Поздравляю нашего читателя с возможностью общаться с Энтони Гидденсом.
Профессор В. А. Ядов
_______________________________________________________________________________________
Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. Преподавая социологию для новичков и профессионально уже подготовленной аудитории в течение длительного времени, я пришел к убеждению, что необходимо пересмотреть некоторые направления развития этой дисциплины. Предлагаемая книга ~ это попытка не просто написать еще один вводный курс, но очертить основные перспективы и проблемы социологии.
Моей целью было написать книгу, в которой некоторая оригинальность сочеталась бы с анализом всех основных вопросов, занимающих современных социологов. Несмотря на то, что многие мои предыдущие работы были связаны с теорией, я никогда не считал, что теоретические споры интересны сами по себе. Теоретическое рассуждение ценно только в том случае, если оно помогает осветить эмпирические данные. Здесь я старался определить предпосылки важнейших достижений теоретической мысли нашего времени. Лучшим способом налаживания связи между теорией и исследованием является активная попытка понять суть социальных институтов, поэтому я сделал акцент на изучении определенных проблем и областей социологии. В книге нет чрезмерно изощренных рассуждений, тем не менее, в ней содержатся идеи и результаты самых последних изысканий этой дисциплины. Надеюсь, что я представил здесь не пристрастный подход, а трезвый анализ основных перспектив реальной социологии.