ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2021

Просмотров: 4377

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Энтони Гидденс

Социология








Оглавление

Энтони Гидденс 1

Социология 1

Оглавление 1

СОЦИОЛОГИЯ 13

Предисловие 13

Предисловие автора 15

Основные темы 16

Структура книги 17

Краткое содержание глав и глоссарий 18

Студентам: как пользоваться этой книгой 18

Часть I ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ_____________________________ 21

Глава 1 Социология: проблемы и перспективы______________________ 21

Чем занимается социология? Несколько примеров 21

Любовь и брак 21

Здоровье и болезнь 22

Другие примеры: преступление и наказание 22

Выводы: сущность социологии 23

Перемены в современном мире 24

Социология и “здравый смысл” 24

Социологические вопросы: фактологические, сравнительные, вопросы развития и теоретические 26

Фактологические вопросы 26

Сравнительные вопросы 26

Вопросы развития 26

Теоретические вопросы 26

Преднамеренные и непреднамеренные последствия человеческих действий 27

Что может социология сказать о наших действиях? 28

Социальная структура и человеческие действия 28

Развитие социологического мировоззрения 28

Является ли социология наукой? 29

Объективность 30

Практическое значение социологии 31

Понимание социальных ситуаций 31

Восприимчивость к культурным различиям 31

Оценка результатов политических действий 31

Углубление самопознания 31

Роль социолога в обществе 31

Заключительные комментарии 32

Краткое содержание 32

Часть II КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ_____________________________________________ 34

Глава 2 Культура и общество______________________________________ 34

Встреча культур 34

Ранние контакты с другими культурами 35

Понятие культуры 35

Человеческий род 36

Эволюция 37

Люди и обезьяны 37

Природа и воспитание 38

Социобиология 38

Инстинкты 39

Культурное многообразие 39

Культурная идентичность и этноцентризм 40

Культурные универсалии 41

Язык 41

Речь и письменность 42

Семиотика и материальная культура 42

Типы досовременных обществ 43

Охотники и собиратели 43

Пигмеи Мбути 44

Природные “общества изобилия”? 44

Скотоводческие и земледельческие общества 46

Скотоводческие общества 46

Земледельческие общества 47

Неиндустриальные цивилизации, или традиционные государства 47

Цивилизация майя 48

Основные черты традиционного государства 48

Общества в современном мире 49

Индустриальные общества 49

Три “мира” 51

Страны третьего мира 51

Общества первого и второго мира 52

Заключение 52

Краткое содержание 52

Дополнительная литература 53

Глава 3 Социализация и жизненный цикл___________________________ 54

“Несоциализированные” дети 54

“Авейронский дикарь” 54

Джени 55

Ранние этапы развития младенца 56

Развитие органов чувств 56

Плач и улыбка 56

Младенцы и матери 57

Формирование социальных реакций 58

Привязанности и утраты 59

Изолированные обезьяны 59

Депривация ребенка 59

Долговременные последствия депривации 60

Социализация ребенка 60

Основные теории развития детей 60

Развитие личности 61

Оценка) 61

Теория Дж. Г. Мида 62

Пиаже: когнитивное развитие 63

Стадии когнитивного развития 63

Оценка 64

Связь между теориями 64

Агенты социализации 65

Семья 65

Отношения со сверстниками 66

Школа 66

Средства массовой информации 67

Другие агенты социализации 67

Ресоциализация 68

Поведение в концентрационном лагере 68

“Промывание мозгов” 69

Жизненный путь 69

Детство 69

Юность 70

Молодые взрослые 70

Зрелость 71

Старость 71

Смерть и преемственность поколений 71

Социализация и индивидуальная свобода 72

Краткое содержание 72

Дополнительная литература 73

Глава 4 Социальное взаимодействие и повседневная жизнь___________ 74

Исследование повседневной социальной жизни 74

Невербальная коммуникация 75

Лицо и эмоции 75

“Лицо” и культура 76

Социальные правила, беседы и разговор 77

Взаимное понимание 77

Опыты Гарфинкеля 77

Формы разговора 78

Ошибки и оговорки 79

Реакции-восклицания 79

Обмолвки 80

Лицо, поза и речь в процессе взаимодействия 80

Столкновения 81

Ситуации и обстоятельства 81

Управление впечатлением 82

Передний и задний планы 82

Адаптация к ролям: испытания интимного характера 83

Столкновения и личностное пространство 84

Взаимодействие во времени и пространстве 84

Часовое время 85

Временная география 85

Пространственно-временные ограничения 86

Зонирование 87

Повседневная жизнь в культурной и исторической перспективе 88

Микросоциология и макросоциология 89

Краткое содержание 89

Дополнительная литература 91

Глава 5 Конформность и девиантное поведение______________________ 91

Что такое отклонение? 91

Нормы и санкции 92

Законы, преступления и наказания 93

Преступления в доиндустриальную эпоху 93

Изменения в способах наказаний 94

Тюрьмы и сумасшедшие дома 94

Попытки объяснить отклонения 95

Биологические и психологические теории преступления и девиации 95

Аргументы из биологии 95

Преступление и психопатическая личность: психологическая точка зрения 96

Общество и преступление: социологические теории 97

Дифференцированная ассоциация 97

Аномия как причина преступления 97

аномия и ассоциация; преступные субкультуры 98

Оценка 99

Теория стигматизации 99

Рациональный выбор и “ситуационная” интерпретация преступления 100

Теоретические выводы 101

Преступления и криминальная статистика 102

Убийства и другие тяжкие преступления 103

Убийства 103

Тяжкие преступления 103

Тюрьмы и наказания 104

Смертная казнь 105

Пол и преступление 105

Уровни мужской и женской преступности 106

Девушки в составе преступных группировок 107

Насилие в женских тюрьмах 107

Оценка 108

Преступления богатых людей и людей, наделенных властью 108

Преступления “белых воротничков” 108

Правительственные преступления 109

Организованная преступность 110

Преступления без жертв 111

Представление о психических заболеваниях 111

Психоз и невроз 111

Физические методы лечения 112

Диагностика психических заболеваний 112

Природа сумасшествия: нарушение остаточных норм 113

Политика, социальное давление и психиатрия 113

Отказ от изоляции больных 114

Девиации и социальный порядок 115

Краткое содержание 115

Дополнительная литература 116

Глава 6 Гендер и сексуальность____________________________________ 117

Пол, гендер и биология 117

Источники половых различий 118

Имеют ли различия в поведении биологическую основу? 118

Факты из мира животных 119

Социализация и гендер 120

Реакция родителей и взрослых 120

Гендер и воспитание 121

Книги и рассказы 121

Телевидение 122

Школа и влияние сверстников 122

Трудности несексистского подхода к воспитанию детей 122

Гендерная идентичность и пол: три теории 123

Теория полового развития по Фрейду 123

Оценка 124

Теория полового развития по Чодороу 124

Оценка 125

Гендер, личность и мораль 125

Патриархат и производство 125

Господство мужчин 125

Женщины и рабочее место: исторический обзор 126

Неравенство в труде 127

Малопрестижный труд 127

Проблемы успеха 127

Низкая оплата труда и ловушка бедности 129

Случай Швеции 129

Женщины в Советском Союзе и в Восточной Европе 130

Домашний труд 131

Женские движения 132

Ранний феминизм во Франции 132

Борьба за права женщин в Соединенных Штатах 133

Развитие женского движения в Европе 133

Возрождение феминизма 134

Домашнее насилие, сексуальные посягательства и изнасилования 135

Домашнее насилие 135

Сексуальные посягательства 135

Изнасилование 136

Изнасилование и опасения женщин: тезис Браунмиллер 137

“Нормальное” сексуальное поведение 138

Межкультурные различия 138

Сексуальность в западной культуре 139

Сексуальное поведение 140

Гомосексуальность 141

Гомосексуальность в незападных культурах 141

Гомосексуальность в западной культуре 142

Распространение гомосексуальности 142

Отношение к гомосексуальности 142

Гей-субкультура 143

Лесбиянство 143

СПИД 143

СПИД и население 144

Проституция 145

Проституция сегодня 145

Детская проституция 146

Заключение: социология и гендерные отношения 147

Краткое содержание 147

Дополнительная литература 149

Часть III СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ__________________________________ 150

Глава 7 Стратификация и классовая структура______________________ 150

Системы социальной стратификации 150

Рабство 150

Касты 151

Сословия 152

Классы 152

Теории стратификации в современных обществах 153

Теория Карла Маркса 153

Природа класса 153

Сложность классовых систем 154

Теория Макса Вебера 154

Статус 155

Партия 155

Современные теории классов 156

Эрик Олин Райт: теория классов 156

Фрэнк Паркий: веберовский подход 156

Классы в западных обществах сегодня 157

Различия по уровню богатства и доходов 157

Богатство 157

Доход 158

Высший класс 159

Средний класс 160

Рабочий класс 161

Исследования классового сознания: различные подходы 162

Метод определения репутаций 162

Субъективный метод 162

Представления о классовой структуре 163

Изменения в классовой структуре 164

Распад высшего класса? 164

Квалифицированные специалисты, менеджеры, администраторы 164

Белые воротнички, синие воротнички: феминизация и пролетаризация 165

Изменения, затронувшие рабочий класс 166

Гендер и стратификация 167

Классовое деление и гендер 167

Сложности в изучении гендера и стратификации 169

Социальная мобильность 170

Сравнительные исследования мобильности 170

Нисходящая мобильность 171

Возможности для социальной мобильности 171

Социальная мобильность в Великобритании 172

Ваши собственные шансы в мобильности 173

Бедность и неравенство 174

Война с бедностью 174

Что такое бедность? 175

Бедность сегодня 175

Почему бедные остаются бедными? 176

Краткое содержание 177

Дополнительная литература 178

Глава 8 Этническая принадлежность и раса_________________________ 178

Этнические группы, меньшинства и расы в плюралистических обществах 179

Меньшинства 180

Раса и биология 181

Этнические противоречия, предрассудки и дискриминация 181

Стереотипы и “козлы отпущения” 182

Авторитарная личность 182

Этническая принадлежность и детство 183

Отношение со стороны большинства 184

Социологические интерпретации 184

Общие факторы 185

Историческая перспектива 185

Этнические отношения в исторической перспективе: несколько примеров 188

Этнические отношения в Бразилии 188

Социальное развитие Южной Африки 189

Гражданские права чернокожего населения США 191

Отмена рабства и начальные достижения 191

Движение за гражданские права 192

Интеграция и антагонизм 193

История иммиграции в Великобритании 194

Ранние переселенцы 194

Иммиграция после 1930 года 195

Расы, расизм и неравенство 196

Этническая принадлежность и низший класс 197

Отношение полиции к чернокожим женщинам 199

Этнические отношения на Европейском континенте 200

Возможные дальнейшие пути развития этнических отношений 201

Краткое содержание 202

Дополнительная литература 203

Глава 9 Группы и организации_____________________________________ 203

Виды ассоциаций 204

Первичные и вторичные группы 204

Формальные организации 204

Бюрократия 205

Точка зрения Вебера на бюрократию 206

Эффективность бюрократии 206

Формальные и неформальные отношения внутри бюрократий 207

Бюрократия и олигархия 208

Неолигархические организации 209

Японские корпорации 209

Значение японской системы для теории организаций 210

Факторы, влияющие на организации в современном мире 212

Квалифицированные специалисты 212

Информационная технология 213

Физическая среда организаций 214

Надзор и дисциплина в организациях 215

Надзор 215

Дисциплина 216

Карцерные организации 216

Развитие карцерных организаций 216

Небюрократические организации: группы взаимопомощи 217

Особенности групп взаимопомощи 218

Заключительные комментарии 218

Краткое содержание 218

Дополнительная литература 220

Глава 10 Политика, правительство и государство____________________ 220

Характеристики государств 220

Политический аппарат 220

Территория 221

Закон и применение силы 221

Современные государства 221

Определения 221

Права граждан 222

Демократия 223

Типы демократии 224

Представительные многопартийные системы 224

Представительные однопартийные системы 224

Совместное демократическое правление 225

Всеобщая привлекательность демократии и упадок монархий 225

Демократический элитизм и плюралистические теории 226

Демократический элитизм 226

Теория Макса Вебера 226

Идеи Йозефа Шумпетера 227

Плюралистические теории 227

Критика и оценка теорий 228

Политические партии и голосование в странах Запада 229

Партийные системы 229

Голосование и классы 230

Партии и голосование в Великобритании 230

Поведение избирателей — отход приверженцев 232

Выборы 1992 года 232

“Тэтчеризм” 233

Политика партий: разрушение стереотипов в конце двадцатого века? 234

Теории перегрузки государства и кризиса легитимности 234

Оценка теорий 235

Участие женщин в политике 236

Модели голосования и политические взгляды 236

Женщины в политических организациях 237

Неинституционализированные политические действия 238

Кто же правит? 240

“Внутренний круг” в США 241

Элита в Великобритании 242

Оценка 243

Элита в СССР 243

Пополнение элиты, престиж и привилегии 244

Тоталитаризм 245

Европейское сообщество и новая карта Европы 246

Возникновение Сообщества 246

Изменения в Восточной Европе 247

Краткое содержание 249

Дополнительная литература 250

Глава 11 Война и военные силы____________________________________ 251

Военные действия в прошлом 251

Древние общества 251

Военные действия в Европе и ее колониях 252

Индустриализация воины 253

Тотальная война 255

Война и агрессия 256

Типы военной организации 257

Характеристики современных вооруженных сил 258

Вооруженные силы Великобритании 259

До Второй мировой войны 259

После Второй мировой войны 260

Женщины и война 261

Женские антивоенные движения 263

Военные, политики и общество 264

Военное правление и военное влияние 264

Военно-промышленный комплекс 265

Вооруженные силы третьего мира 266

Типы военного правления 266

Терроризм и партизанские движения 267

Терроризм 267

Партизанские движения 268

Партизаны в городе 270

Глобальные военные расходы и вооружение 271

Торговля оружием 272

Война и глобальная безопасность 272

Мир без войны? 273

Краткое содержание 273

Дополнительная литература 274

Часть IV СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ___________________________ 275

Глава 12 Родство, брак и семья___________________________________ 275

Родство 275

Кланы 276

Семейные отношения 276

Моногамия и полигамия 277

Полиандрия 277

Полигиния 277

Семья и брак в истории Европы 278

Генезис семьи 279

Причины изменений 279

Изменения форм семьи во всемирном масштабе 280

Направление изменений 280

Семья и брак в Великобритании 282

Общая характеристика 282

Тенденции развития 282

Новые формы семьи 282

Семьи южноазиатского типа 283

Развод и прекращение брака на Западе 284

Рост разводов 284

Опыт разводов 285

Разъединение 286

Развод: переходные формы 286

Развод и дети 287

Семья с одним родителем 287

Повторный брак и сводные родители 288

Повторный брак 288

Сводные семьи 289

Теневые стороны семьи 290

Сексуальные злоупотребления 290

Объяснения 292

Насилие в семье 292

Альтернативы браку и семье 293

Коммуны 293

Сожительство 294

Гомосексуальные семьи 294

Одиночество 295

Упадок семьи? 295

Краткое содержание 296

Дополнительная литература 297

Глава 13 Образование, коммуникация и средства массовой информации_____________________________________________________ 297

Появление грамотности и школьного образования 298

Развитие школьного образования в Великобритании 298

Сравнение систем школьного образования в промышленно развитых странах 299

Высшее образование 300

Сравнительный анализ международного опыта 300

Британская система высшего образования 300

Образование и неравенство 301

Исследование Коулманом неравенства в американской образовательной системе 302

Дальнейшие исследования 302

Теории школьного образования 303

Бернстайн: языковые коды 303

Боулз и Гинтис: школы и промышленный капитализм 305

Иллич: скрытая программа 305

Образование и культурное воспроизводство 306

Уиллис: анализ культурного воспроизводства 307

Интеллект и неравенство 308

Что такое интеллект? 308

IQ и генетические факторы: дискуссия по исследованию Йенсена 308

О связи между генетикой и IQ: идентичные близнецы 309

Гендер и школьное образование 310

Гендер и программы обучения 310

Образование и грамотность в странах “третьего мира” 312

Коммуникация и средства массовой информации 313

Средства массовой информации 314

Развитие газетного дела 314

Издание газет 315

Влияние телевидения 315

Телевизионные компании 316

Воздействие телевидения на поведение 316

Телевидение как распространитель социальных установок 318

Заключение 318

Краткое содержание 318

Дополнительная литература 319

Глава 14 Религия_________________________________________________ 320

Определение религии и магии 320

Чем религия не является 320

Чем религия является 321

Разновидности религий 322

Тотемизм и анимизм 322

Иудаизм, христианство и ислам 322

Иудаизм 322

Христианство 323

Ислам 323

Восточные религии 323

Индуизм 323

Буддизм, конфуцианство и даосизм 324

Теории религии 324

Маркс и религия 325

Дюркгейм и религиозный ритуал 325

Дюркгейм об изменениях в религии 326

Вебер и мировые религии 327

Оценка 328

Типы религиозных организаций 329

Вебер и Трельч: церкви и секты 329

Бекер: деноминации и культы 329

Оценка 330

Гендер и религия 330

Религиозные образы 330

Женщины в религиозных организациях 331

Движения милленариев 333

Иоахимиты 333

Танец духов 333

Сущность движения милленариев 334

Современное религиозное развитие: исламская революция 334

Развитие исламского вероучения 334

Ислам и Запад 335

Религия в Великобритании 336

Членство в религиозных организациях и вера 336

Религия в Соединенных Штатах 337

Разнообразие 337

Религиозный фундаментализм 338

Проблема секуляризации 339

Заключение 340

Краткое содержание 340

Дополнительная литература 341

Глава 15 Труд и экономическая жизнь______________________________ 341

Разделение труда 342

Первичные, вторичные и третичные секторы 343

Разделение труда в промышленности. Подходы Тейлора и Форда 343

Работа на сборочной линии 344

Ограничения подходов Форда и Тейлора 344

Работа и отчуждение 345

Системы с низким и высоким уровнем доверия 346

Автоматизация 346

Групповое производство 347

Промышленная демократия 348

Профсоюзы и производственные конфликты 348

Развитие профсоюзов 349

Почему существуют профсоюзы? 349

Дальнейшее развитие 350

Забастовки 352

Статистка забастовок 352

Новые направления в производственных конфликтах 353

Корпорации и корпоративная власть 353

Типы корпоративного капитализма 354

Безработица, занятость женщин и неформальная экономика 356

Безработица 356

Анализ безработицы 357

На работе и без работы 357

Почему растут темпы безработицы? 359

Женщины и работа 359

Домашняя работа 359

Работа женщин вне дома 360

Неформальная экономика 360

Будущее работы 361

Краткое содержание 363

Дополнительная литература 364

Часть V. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ__ 366

Глава 16 Глобализация социальной жизни__________________________ 366

Общества третьего мира 367

Образование наций 367

Экономические последствия колониализма 368

Бедность 369

Новые индустриальные страны 369

Расхождение между богатыми и бедными странами 370

Взаимосвязь между первым и третьим миром 370

Производство продовольствия и проблема мирового голода 371

Голод 372

Агробизнес 373

Производство продуктов и экология окружающей среды 374

Теоретические перспективы 375

Империализм 375

Неоимпериализм 375

Теория зависимости 375

Теория мировой системы 376

Критическая оценка теорий 376

Транснациональные корпорации 377

Типы транснациональных корпораций 378

Рост транснациональных компаний 379

Международная экономическая интеграция 380

Пример: автомобильная промышленность 380

Современные тенденции развития 381

Негосударственные структуры 382

Организация Объединенных Наций 382

Другие международные организации 383

Глобальные торговые сети 383

Угроза мировой окружающей среде 384

Источники угрозы 384

Окружающая среда: социологическая проблема? 385

Глобализация средств массовой информации 386

Новости 386

Кино, телевидение, реклама и электронная коммуникация 387

Кино 387

Телевидение 387

Реклама 387

Электронная коммуникация 387

Империализм средств массовой информации 388

Заключение 389

Краткое содержание 390

Дополнительная литература 391

Глава 17 Современный урбанизм___________________________________ 391

Традиционный город 391

Особенности современного урбанизма 392

Развитие современных городов: самосознание и культура 393

Интерпретация городской жизни 394

Теории урбанизма 394

Чикагская школа 394

Урбанистическая экология 394

Урбанизм как образ жизни 396

Урбанизм и искусственная среда 398

Харви: реорганизация пространства 398

Кастеллс: урбанизм и социальные движения 399

Оценка 400

Послевоенные модели развития городов запада 400

Урбанизм в США 401

Субурбанизация 401

Закат внутреннего города 401

Финансовый кризис 401

Урбанизм в Великобритании 402

Субурбанизация и распад внутреннего города 402

Финансовый кризис в британских городах 403

Приватизация государственного жилья 404

Джентрификация, или “вторичное использование” городских ресурсов 405

Урбанизм и международное влияние 405

Глобальный город 406

Урбанизация в странах третьего мира 407

Дели 408

Мехико 408

Города в Восточной Европе 409

Отличия от Запада 409

Возможное развитие в будущем 410

Краткое содержание 410

Дополнительная литература 411

Глава 18 Народонаселение, здоровье и проблемы старения_________ 412

Рост численности населения в мире 412

Анализ народонаселения: демография 413

Основные демографические понятия 413

Динамика изменения народонаселения 414

Мальтузианство 415

Рост населения в третьем мире 416

Демографический переход 416

Вероятные перспективы стран третьего мира 417

Население Великобритании 418

Здоровье и болезнь 418

Лечение заболеваний в прошлом 418

Развитие современной медицины 419

Третий мир 420

Колониализм и распространение болезней 420

Инфекционные болезни сегодня 420

Здоровье и болезнь в развитых странах 421

Структура и основные типы болезней 421

Здравоохранение в Великобритании 422

Здравоохранение в Соединенных Штатах 423

Репродуктивные технологии 424

Здоровье и окружающая среда 425

Возраст и проблемы старения на Западе Демографические тенденции 426

Что такое “старость””? 426

Отставка 426

Социальные проблемы в пожилом возрасте 427

Физические последствия старения 428

Будущее 428

Краткое содержание 429

Дополнительная литература 430

Глава 19 Революции и социальные движения________________________ 430

Определение революции 431

Революции двадцатого столетия 432

Революция в России 432

Революция в Китае 433

Теории революции 434

Теория Маркса 434

Оценка 435

Чалмерс Джонсон: революция как “нарушение равновесия” 436

Оценка 436

Джеймс Дэвис: почему происходят революции? 437

Оценка 437

Чарльз Тилли: теория протеста 437

Оценка 439

Последствия революций 439

Краткосрочные последствия 439

Долговременные последствия 440

Бунты, возмущения толпы и другие формы коллективного действия 441

Ле Бон: теория действий толпы 441

Социальные движения 443

Определение 443

Классификация социальных движений 444

Теории социальных движений 444

Нейл Смелзер: шесть условий социальных движений 444

Ален Турэн: историчность 445

Оценка 446

Социальные движения и социология 446

Краткое содержание 446

Дополнительная литература 447

Глава 20 Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее______ 448

Понятие социального изменения 448

Теории социальных изменений 449

Эволюционные теории 449

Социал-дарвинизм 449

Однолинейная и мультилинейная эволюция 450

Оценка 451

Исторический материализм 452

Критические замечания 452

Недостатки теорий: веберовская интерпретация изменений 452

Факторы, влияющие на изменения 453

Физическая среда 453

Политическая организация 453

Культурные факторы 454

Анализ эпизодов изменений 454

Изменения в недавнем прошлом 455

Влияние экономики 455

Влияние политики 456

Влияние культуры 456

Текущие изменения и дальнейшие перспективы 457

Вперед к постиндустриальному обществу? 457

Критические замечания 458

Капитализм и социализм 459

Социализм: факты двадцатого века 459

Альтернативы социализму 460

Социальные изменения: взгляд в будущее 461

Краткое содержание 462

Дополнительная литература 462

Часть VI МЕТОДЫ И ТЕОРИИ В СОЦИОЛОГИИ__________________ 463

Глава 21 Социология: методы исследования______________________ 463

Исследовательская стратегия Проблема исследования 463

Обзор материалов по данной проблеме 464

Уточнение проблемы исследования 464

Разработка исследовательского проекта 464

Проведение исследования 464

Интерпретация результатов 465

Отчет по результатам исследования 465

Представление процесса в целом 465

Общая методология 465

Причинность и корреляция 465

Причинные механизмы 466

Контроль переменных 467

Уточнение причин 467

Методы исследований 468

Полевая работа 468

Требования к полевой работе 470

Опросы (обследования) 471

Стандартизированные опросники и опросники с открытыми вопросами 471

Выборка 472

Пример: “Выбор народа?” 472

Оценка 473

Документальное исследование 474

Ловушки документального исследования 475

Эксперименты 475

Другие методы: интервью, жизнеописания, дневники, анализ бесед 477

Интервью 477

Жизнеописания 477

Дневники 478

Анализ устных бесед 478

Триангуляция 479

Пример: Уоллис и саентология 479

Этические проблемы исследования: негативная реакция респондентов 480

Проблемы публикации: опыт Уоллиса 481

Влияние социологии 482

Краткое содержание 483

Дополнительная литература 484

Глава 22 Развитие социологической теории_________________________ 484

Истоки социологии 484

Огюст Конт 484

Эмиль Дюркгейм 485

Карл Маркс 485

Макс Вебер 486

Дальнейшее развитие социологии 487

Современные подходы 487

Функционализм 488

Функционализм в версии Мертона 488

Современное развитие 489

Структурализм 489

Язык и значение 490

Структурализм и семиотика 490

Символический интеракционизм 491

Символы 491

Марксизм 491

Теоретические дилеммы 492

Структуре и действие 494

Оценка 494

Консенсус и конфликт 495

Оценка 496

Образы современного мира 496

Марксистская перспектива 496

Точка зрения Вебера 497

Оценка 497

Проблема гендера 498

Оценка 499

Теории 499

Пример: Протестантская этика 499

Теоретическая мысль в социологии 501

Краткое содержание 501

Дополнительная литература 502

Часть VII ГЛОССАРИЙ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВАЖНЕЙШИЕ ТЕРМИНЫ______________________________________________________ 504

Основные понятия 504

Важнейшие термины 512



СОЦИОЛОГИЯ

Э.Гидденс

_______________________________________________________________________________________

Предисловие

Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде.

Гидденс предлагает студенту самому поразмышлять над социальными проблемами с разных точек зрения, с позиций различных теоретических подходов. Один из крупнейших теоретиков современной социологии, Гидденс излагает собственное понимание социологической теории, суть которого — акцент на активности человека — “социального агента”.

Классическая социология (Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и другие) исходила из парадигмы науки XVIII-XIX вв., согласно, которой научное знание опирается на объективную реальность, чьи законы должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Маркс подчеркивал, что философия не может ограничиваться объяснением мира, но должна помочь в его переустройстве. В той или иной степени объективистский тип мышления характерен для всей классической науки с разницей лишь в одном: некоторые мыслители полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, не насиловать саму природу; другие исходили из концепции переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода — эволюционистский и конфликтологически-революционный. Не будем обсуждать здесь справедливость того и другого. Подчеркнем лишь их общую основу: опора на объективность социального знания.

Сегодняшнее представление о социальной науке, так называемая постклассическая парадигма, существенно отличается от классики.

Две важнейшие составляющие радикально меняют взгляд на науку вообще и социологию в частности. Признается влияние на итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого исследователя, его нравственной установки, его рассудочности или предрассудков. В итоге научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение, скорее признается относительность знания в определенных, достаточно хорошо очерченных границах.

Гидденс — представитель этой нежесткой социологии, в которой и сам исследователь должен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в которой признается решающая роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений) в преобразовании социальных структур соответственно их интересам. Социальный субъект своей активностью скорее приспосабливает общественные структуры сообразно интересам общественных групп, ищет компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Но, во всяком случае, он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует.


(16стр) Курс общей социологии Энтони Гидденса, опубликованный восемь лет тому назад, имел примечательный подзаголовок: “Учебное пособие девяностых годов”. Гидденс подвергает конструктивной критике классическое наследие прошлого века, равно как и структурный функционализм Т. Парсонса. Именно ему принадлежит формула “ортодоксальный консенсус”, каковой он характеризовал состояние западной теоретической социологии в начале 70-х годов. Этот консенсус опирался на согласие относительно “естественного” процесса эволюционного развития общества, в ходе которого углубляется дифференциация социальных структур и институтов.

Социальные катаклизмы последнего десятилетия, крах общественной системы, “построенной” по задуманному ее конструкторами “научно обоснованному” проекту, обострили главные проблемы социологического знания.

Социология 90-х годов развивается в поисках ответов на ключевые вопросы социальной теории: как соотносятся сложившиеся социальные структуры и действующие в них страждущие социальные субъекты? Что есть социальное: от нас не зависящие общественные отношения, социальные институты, взаимосвязи и/или создаваемые людьми их образы, которые и определяют социальное поведение, побуждают к коллективным социальным действиям? Каковы пространственные и временные границы “социального”, то есть должна ли социальная теория исходить из доминанты “данное общество”, “данная цивилизация”, “данное мировое сообщество”? Как прошлое воздействует на настоящее и как настоящее предопределяет будущее в человеческой активности — индивидуальной и коллективной, спонтанной и целенаправленной?

Автор постоянно задается вопросом: что же из классики прошлого и нашего XX века остается ценным, а что должно быть подвергнуто серьезным сомнениям?

Во многих главах читатель обнаружит раздел “Оценка данного подхода” (в оригинале “assessment” — оценка знания, унаследованного от предшественников). Какова, например, “ценность” теории Маркса? Гидденс подчеркивает, что Маркс, безусловно, многое объясняет в отношении крупных исторических сдвигов. Но вместе с тем Гидденс пишет, что в качестве единственного анализа социальных изменений концепция Маркса вызывает существенные возражения. Неясно, насколько в теорию смены социально-экономических формаций вписываются неевропейские цивилизации, “в которых политическая и военная власть в большей мере была средством приобретения богатства, нежели его результатом”.

Не менее критически относится Э. Гидденс и к эволюционистам, справедливо утверждая, что аналогия социального развития с повышением уровня адаптированное™ общества вряд ли уместна. Сомнительно и представление о прогрессе как восхождении по уровню сложности, дифференцированности социальных систем (Спенсер, Парсонс); скорее Гидденс разделяет идею многофакторности социальных изменений, то есть влияния на социальные процессы и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретали разное значение.


Поэтому, в отличие от многих других авторов учебных пособий, Гидденс уделяет немало внимания сравнительному анализу социальных процессов в разных культурах и обществах, в странах “ядра” современной мировой системы и в странах “второго” и “третьего” миров. Он анализирует позитивные процессы в капиталистическом и социалистическом обществах, равно как и изъяны этих формаций.

Социология 90-х, по Гидденсу, не может замыкаться в рамках узкодисциплинарной области. Современная социология предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. И это (17стр) не декларативная позиция, но “работающая” методология. Э. Гидденс щедро вводит в социологию исследования антропологов, психологов, экономистов, следует логике социально-исторического анализа.

Книга заставляет размышлять, не ограничиваясь простым изложением фундаментального социологического знания. Конечно, это знание достаточно полно представлено, а нужные определения содержатся в приложении — “Глоссарии”. Но главное заключено в самой методологии раскованного мышления автора, гибкости и неожиданности рассмотрения одного и того же социального явления с разных точек зрения и, в конечном итоге, определении собственной, авторской позиции.

Особенно показательна глава “Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее”. Автор подчеркивает необходимость рассматривать социальные изменения в общемировом контексте, в более общей системе экономических, социальных, социокультурных и политических взаимосвязей всех обществ на планете Земля. Он справедливо сомневается в правдоподобии использования таких понятий, как “рыночный капитализм* и “социализм”, рассуждает о возможных конфигурациях развития социальных процессов в новой мировой ситуации, получившей совершенно иной облик с началом перестройки в СССР и последующего распада так называемого социалистического лагеря — “второго мира”, как его называли в конце 70-х гг. Будет ли наш мир “двух-с-половинным” или “полуторным”, то есть ближе к странам “третьего мира”, развивающимся странам Азии и Африки, или он будет приближаться К обществам “первого мира”, развитым индустриальным странам, как пойдет этот процесс запаздывающей модернизации в России? Такого рода вопросы невольно возникают при чтении книги Гидденса.

Вместе с тем эта книга — именно учебное пособие, систематически излагающее основы социологической теории и методологии социологического исследования.

Лекционный курс Гидденса ориентирован в двух направлениях: предметно-содержательном (например, культура, общество, социальное взаимодействие и повседневная жизнь), но в то же время и проблемном (“девиации”, этно-национальные конфликты, глобализация), то есть предлагает анализ современных социальных проблем с хорошими иллюстрациями фактических данных и их интерпретаций в разных теориях; структуралистских, герменевтических, феноменологических, деятельностных.


Гидденс - очень продуктивный автор в смысле глубины проникновения в существо социальной теории. Его главная теоретическая работа, вошедшая в современную социологическую классику, — монография “Конституция общества” (1984)1). Не общественная система, заметьте, но именно конституция — основной закон общества. Деятельностный подход свойствен целому ряду других лидирующих теоретиков современной социологии. Например, монография Петра Штомпки названа “Общество в действии: теория социального становления”, книга Джеффри Александера — “Действие и его контекст” (1988), а работа Маргарет Арчер — “Культура и социальный субъект” (1985)2). Эти книги и ряд других приходятся на середину 80-х годов — (18стр) период нового подъема в развитии социологической теории с акцентом на роль социального субъекта. Это — социология активного социального субъекта.

Гидденс — крупный социальный мыслитель, автор многих работ по истории социальной мысли. Его книга — курс лекций по теоретической социологии, не оторванной от фактуального знания, но опирающейся на добротный эмпирический базис. Именно этим и полезна для нашего читателя предлагаемая книга.

Надо заметить, что лекционный курс Гидденса прекрасно структурирован. Все разделы содержат необходимые ссылки на другие главы; основные понятия, которые студент должен освоить, перечислены, и, помимо того, объяснены в глоссарии.

Изучение книги Гидденса доставляет, помимо всего, и эстетическое удовольствие. И в жизни Энтони Гидденс — непосредственный, раскованный, остроумный собеседник, быстро реагирует на реплику, критический выпад, во время лекции садится на край стола, снимает пиджак или начинает расхаживать по аудитории и рассуждать как бы про себя. Очень любит спорить, радуется, если вопрос острый. Наверное, так и только так рождается живая мысль, новое знание. Поздравляю нашего читателя с возможностью общаться с Энтони Гидденсом.

Профессор В. А. Ядов

_______________________________________________________________________________________

Предисловие автора

Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. Преподавая социологию для новичков и профессионально уже подготовленной аудитории в течение длительного времени, я пришел к убеждению, что необходимо пересмотреть некоторые направления развития этой дисциплины. Предлагаемая книга ~ это попытка не просто написать еще один вводный курс, но очертить основные перспективы и проблемы социологии.

Моей целью было написать книгу, в которой некоторая оригинальность сочеталась бы с анализом всех основных вопросов, занимающих современных социологов. Несмотря на то, что многие мои предыдущие работы были связаны с теорией, я никогда не считал, что теоретические споры интересны сами по себе. Теоретическое рассуждение ценно только в том случае, если оно помогает осветить эмпирические данные. Здесь я старался определить предпосылки важнейших достижений теоретической мысли нашего времени. Лучшим способом налаживания связи между теорией и исследованием является активная попытка понять суть социальных институтов, поэтому я сделал акцент на изучении определенных проблем и областей социологии. В книге нет чрезмерно изощренных рассуждений, тем не менее, в ней содержатся идеи и результаты самых последних изысканий этой дисциплины. Надеюсь, что я представил здесь не пристрастный подход, а трезвый анализ основных перспектив реальной социологии.