ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иначе говоря, здесь мы имеем дело с нормами права, которыми устанавливается порядок применения норм материального права. Они содержат специальные процедуры возбуждения и рассмотрения в суде или иных органах государства гражданских, трудовых, семейных и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях. К процессуальным относятся также нормы права, определяющие правовое положение участников процесса (суда, истца и ответчика, обвинителя и защитника и др.), устанавливающие их права и обязанности.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 14 1. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты. 2. Механизм государства: понятие и структура. Особенности современного механизма российского государства. 3. Предмет и метод правового регулирования как основания для выделения отраслей права. |
-
Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в п. 4 ст. 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Не будет преувеличением утверждать, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.
Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод. Только при условии его соблюдения можно говорить о фактической реализации личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод.
Отсюда следует, что в отсутствие свободного доступа граждан к информации, при информационной закрытости, «непрозрачности» органов государственной власти весь набор демократических институтов легко может приобрести имитационно-декоративный характер, а «носитель суверенитета и единственный источник власти» может превратиться в манипулируемый «электорат». В этой связи весьма показательно, что общественная дискуссия о характере современного политического процесса в России, которая ведется как у нас, так и за рубежом, в значительной степени сфокусирована на проблемах прозрачности государственной власти и реализации права граждан на информацию.
2. Механизм государства: понятие и структура. Особенности современного механизма российского государства.
Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.
Механизм - одно из проявлений государства. Слово "механизм" выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм - взаимосвязанное целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует. В структуре механизма государства выделяют государственный аппарат и материальные средства.
Механизм государства = государственный аппарат + государственные учреждения + материальные средства.
Структурными элементами механизма государства являются
- Орган государства, - Государственное учреждение, - Материальные средства.
Основным элементом механизма государства является орган государства.
Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.
Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.
Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.
-
Предмет и метод правового регулирования как основания для выделения отраслей права.
Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования — это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так, трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-юридическим.
Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 15 1. Методы познания государства и права и их виды. Критерии классификации. 2. Правотворчество: понятие, принципы, виды. 3. Правовой обычай как источник права. Обычное право. |
1. Методы познания государства и права и их виды. Критерии классификации.
Наряду с принципами познания и философскими подходами к процессу изучения государства и права важное значение в системе методологии имеют сами методы, или способы и средства, познания.
В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемой материи, а также от их специфики и характера все методы классифицируются на несколько групп. Это:
а) всеобщий диалектико-материалистический метод;
б) общие методы;
в) специальные методы;
г) частные методы.
Всеобщий диалектико-материалистический метод распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания.
Диалектико-материалистический метод используется учеными других политических взглядов и мировоззрений. Это вполне понятно и объяснимо, ибо данный метод затрагивает не только и даже не столько мировоззренческие, политико-идеологические проблемы, сколько сугубо научные, академические вопросы и помогает решать их.
Одна из причин эффективности данного метода заключается в том, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходили и проходят государство и право. С помощью диалектико-материалистического метода внимание исследователя акцентируется не только на выяснении особенностей и определении понятий государства и права ("определение понятия самого из себя"), но и на их связях между собой и с окружающими их явлениями, институтами и учреждениями.
Общие методы используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них — методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения oт абстрактного к конкретному.
По широте охвата сферы применения и отчасти по своему характеру общие методы в своей совокупности ассоциируются со всеобщим диалектико-материалистическим методом. Они находятся в постоянной взаимосвязи и постоянном взаимодействии, дополняют и развивают друг друга. Общие методы, так же как и всеобщий диалектико-материалистический метод, широко используются во всех без исключения конкретных науках.
Специальные методы разрабатываются в рамках специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относятся математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие.
Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.
Главная особенность частных методов заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести методы выработки правовых решений, методы толкования норм права, формально-юридический метод и др.
Частные, как и все другие методы теории государства и права, имеют не только сугубо академический, но и практический характер. Например, с помощью формально-юридического метода вырабатываются практические рекомендации о совершенствовании различных форм, или источников, права, правовых актов, норм и институтов, о систематизации существующего в стране нормативно-правового материала, о развитии законодательной и правоприменительной техники и т. д.