Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.

2. Государство и местное самоуправление.
Местное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющая собственные инициативы в вопросах местной значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Современные требования к самоуправлению заключаются в признании демократического способа формирования местного самоуправления как единственно возможного, а также обеспечении политической, административной и финансовой самостоятельности (автономии) местных сообществ. Компетенция органов местного самоуправления должна строиться так, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Центральные или региональные органы государственной власти делегируют свои полномочия, этом случае органам местного самоуправления предоставляется право учитывать местные условия. Государственные органы должны проводить с органами местного самоуправления консультации в процессе планирования или принятия решений, которые затрагивают непосредственно эти органы (например, при изменении территориальной сферы полномочий органов местного самоуправления). Местное самоуправление по особенностям его формирования, и по специфике функционирования существенно отличается от государственной власти. Главный субъект местного самоуправления — гражданин. Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или на выборах в органы местного самоуправления. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в органы самоуправления. Местное самоуправление приобщает всех без исключения граждан к участию в управлении делами общества и государства. Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества (населения конкретного муниципального образования или его части), от его имени и им самим. Иначе обстоят дела с государственной властью. На формирование государственных органов воля частного лица мало оказывает воздействия. Здесь работают другие механизмы: мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов. Частное лицо не в состоянии влиять и на механизмы формирования государственных органов, и на механизмы принятия ими решений. Проводя различие между государственной властью и местным самоуправлением, следует иметь в виду, что
уровень компетентности, необходимый для решения государственных дел выше, чем тот, который требуется для принятия решений в системе самоуправления. Формирование органов самоуправления, неподконтрольно никому, кроме местного населения, лица входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться государственными органами, контроль может осуществляться в случаях предусмотренных Конституцией или законом.

3. Понятие и структура нормативных правовых актов, их особенности и виды.
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

- по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые;

- административно-правовые акты и т. д.);

- по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

- закон – одно из основных источников права;

- установлен особый порядок принятия;



- принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

- регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

- никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

- другие нормативные акты не должны противоречить закону;

- при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов.

Этот закон имеет следующие особенности:

 - федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

- принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

- обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

- особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 12
1. Множественность учений о государстве и праве и причины плюрализма в понимании их сущности и функций.

2. Государственный аппарат, его структура и функции.

3. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов.





  1. Множественность учений о государстве и праве и причины плюрализма в понимании их сущности и функций.

Множественность
учений о происхождении государства и права объясняется:

1. различными взглядами различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс;

2. различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты  процесса возникновения и развития государства и права.

Причины плюрализма в подходах:

  • сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия;

  • неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;

  • преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений;

  • в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами.

Множественность теорий основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права.

2. Государственный аппарат, его структура и функции

Государственный аппарат - система органов государства, т.е. органов, через которые осуществляются государственная власть, функции соответствующего государства; составная часть механизма государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты:

1) (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и других федеральных законах.

2) механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. 


Структура механизма государства включает в себя:

государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);