ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Законодательная власть, ее первичный и представительный характер. Законодательные органы в государстве.
Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.
При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.
3. Особенности национальной правовой системы России. Дискуссия о славянской правовой семье.
Российская правовая система прошла в своей эволюции следующие этапы: княжеский, царский, период империи, советский и постсоветский. С точки зрения развития структуры права, характера нормативно-правовой техники, способов правового регулирования – российское право прошло следующие системные циклы развития: традиционно-обычная правовая система, русское классическое право, российский правовой романтизм, российский правовой ренессанс, российский правовой модернизм и др. Сходство российского права с романо-германским правом проявляется в основном в кодифицированном характере российского законодательства, в последовательности и преемственности процесса кодификации, в доктринальном характере права, в приоритете закона по сравнению с другими источниками права и др.
Европейские институты права продолжают проникать в правовую систему России, более того, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Так как Россия законодательно определила (нормы-цели) постепенное формирование демократического, социального и правового государства, то и в дальнейшем правовая система России будет очевидно по содержанию и источникам права сближаться, прежде всего, с семьей романо-германского права, не утрачивая при этом своей самобытности. Кроме того, Россия оказалась восприимчива и к традициям семьи общего (англосаксонского) права, допуская в отдельных случаях в правоприменении и толковании права действие принципа прецедента.
Славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран.
Данная правовая семья имеет общие идеологические, национальные, духовные, исторические и специально-юридические основания. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и восточноевропейской культуры.
Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой традиции, особенно – традиций христианской синоптической кодификации. Влияние византийского законодательства проявилось сильно в законодательных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но тщательно разработанную систему церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили процесс рецепции римско-византийских юридических установлений (периода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, Эклога вошла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Леона и Константина верная цесаря» и является полным переводом этого источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.
Рецепция римско-византийского правового наследия происходила путем полного или частичного заимствования византийских номоканонов (сборников смешанного церковного и светского назначения). В Киевской Руси получили распространение не только номоканоны, но гражданское и уголовное право, изложенное в Эклоге и Прохироне. Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период составления Соборного Уложения царя Алексея Михайловича.
Правоведение и государствоведение в России восприняло не только византийские законы, способы и образцы кодификации, но и во многом и государственные и общественные институты управления, которые получили впоследствии название православной государственной культуры (в том числе культуры права). В целом, самобытность славянской правовой семьи обусловлена не столько технико-юридическими (формальными) признаками, сколько социально-культурными и государственными началами (содержательными).
К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобытность русской государственности (для русского права всегда была характерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридические источники славянской правовой семьи унаследовали законодательные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой семье.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 23 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права. 2. Формационный подход к типологии государства, его достоинства и недостатки. 3. Виды диспозиций норм права, их краткая характеристика и примеры. |
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.
При изучении теории государства и права следует различать ее как науку и учебную дисциплину. Во-первых,теория государства и права как учебная дисциплина полностью основывается на теории государства и права как науке. Поэтому научные достижения в теории государства и права полностью определяют содержание данной учебной дисциплины. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, например, цель учебной дисциплины дать студентам базовые знания об основных категориях государства и права и связанных с
ними общественных явлениях и процессах, а также об основных закономерностях государственно-правовой жизни общества. Цель науки — получение и накопление новых знаний о государстве и праве, тесно связанных с ними госдарственно-правовых явлениях и процессах. В-третьих, учебная дисциплина носит более субъективный характер, чем наука. Теория государства и права как наука, ее структура и содержание объективно обусловлены системой изучаемых государственно-правовых явлений. Структура и содержание теории государства и права как учебной дисциплины во многом производны от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов, позиции авторов учебников и учебных пособий, личных качеств преподавателя.
В-четвертых, они различаются по объему содержащихся знаний, т.к. учебная дисциплина включает в себя только основы по вопросам общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права, тесно связанных с ними государственно-правовых и социальных явлений. В свою очередь теория государства и права как наука аккумулирует знания по множеству научных направлений, которые не охватываются учебной дисциплиной (например, философия права, социология права, юридическая конфликтология, сравнительное правоведение, сравнительное государствоведение и др.).
Таким образом, образом теория государства и права как наука и учебная дисциплина понятия не тождественные, которые отличаются между собой по целям функциям, объему, содержанию и другим критериям.
Задачами учебной дисциплины теории государства и права является:
1. Формирование у студентов глубоких и твердых знаний об общеправовых и государствоведческих категориях, понятиях, юридических конструкциях, лежащих в основе юриспруденции.
2. Формирование, развитие и закрепление у студента юридического мышления направленного на формирование общей и правовой культуры; высокого профессионализма; чувства законности и справедливости.
3. Уяснение студентами основных принципов права, т.е. усвоение не только буквы, но и духа закона.
4. Овладение студентами достижениями выдающихся отечественных и зарубежных юристов в области теории государства и права.
5. Овладение студентами первичными навыками юридической оценки, юридической квалификации, толкования норм права.
Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.
Стоит также отметить, что теория государства и права является одной из самых сложных учебных дисциплин, изучаемых студентами на первом курсе юридических факультетов. Поскольку содержит огромный массив научных подходов, теорий, понятий, категорий, терминов и юридических конструкций. При этом большое значение при изучении учебного курса отводится научным определениям (дефинициям), которые в сжатом виде отражают сущность рассматриваемых явлений и процессов. Поэтому наряду с учебной литературой студентам надлежит самостоятельно и углубленно изучать научные работы: монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.