Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения: государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе; они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда; развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями; государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества; государство и право – орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства; представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов; изменение государства и права не меняет их сущности; со сменой типов классового общества меняется тип государства и права; с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают . Следует заметить также, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.

Для марксистской теории права характерно рассмотрение права в тесной взаимосвязи с государством. Естественно-правовая теория исходит из того, что возникновению государства предшествует “естественное право”, предоставляемое человеку (гражданину, подданному) не государством, а данное ему Богом или природой – от рождения. С возникновением государства в обществе образуются две системы права: естественное (догосударственное) и позитивное (положительное) – установленное или санкционированное государством и реально действующее в данный момент под государственной охраной. Иными словами, естественное право – это то, каким следует быть праву позитивному с позиций “правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды” .



  1. Понятие, содержание и классификация функций государства.


Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными. Они зависят от реальных условий, важнейшие из которых: экономические возможности общества, потребности и интересы населения, отдельных социальных слоев и групп, возможности партнерства между ними, нравственный и культурный уровень общества, профессионализм государственных структур и др. состояние.

В юридической науке существует множественность классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения и т.д.

Классификации функций государства делятся по следующим основаниям:

  • по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др ;

  • по времени действия они делятся на: а) постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования; б) временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением .

К числу основных можно отнести классификацию функций государства, базирующуюся на принципе разделения властей. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти.

Многие государства характеризуют себя как социальные. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.




  1. Механизм правового регулирования: понятие, структура и основные элементы


Механизм правового регулирования – это такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности. Каждый из этапов и юридических элементов механизма правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание.

Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование представляет собой длящийся процесс, который распадается на стадии, на каждой их которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.


Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все, что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юридические факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юридические факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование).


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 26
1. Естественно-правовая теория, ее сущность и основные идеи.

2. Внутренние и внешние функции современного государства, их соотношение.

3. Нормативно-правовые и индивидуальные акты, их отличие и особенности применения.



1) Естественно-правовая теория, ее сущность и основные идеи.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.


Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления - неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права.

Неотомизм - по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правым. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством.

"Светская" доктрина естественного права