ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы "правильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.
2. Внутренние и внешние функции современного государства
Внутренние функции государства - это основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Охватывают практически все сферы общества и государства.
1. Экономическая функция - обеспечение функционирования и развития экономики. Зависит от форм взаимодействия государства и экономики.
В условиях централизованной системы управления экономикой с государственной собственностью, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы.
2. Политическая функция - проявляется в обеспечении функционирования механизма государственной власти. Формирование органов государственной власти, создание нормативных правовых актов, защита государственного суверенитета и конституционного строя.
3. Социальная функция - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции - обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении.
4. Правоохранительная функция - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам исполнительной власти (президент, правительство) и правоохранительным органам.
5. Экологическая функция (или природоохранная) обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Это обеспечивается экологическим (природоохранным) законодательством. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды. Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс.
Внешние функции государства - основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Они зависят от ряда факторов: характера существующего в стране политического режима и типов государств; этапов развития одного и того же государства; складывающейся в мире международной обстановки; характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств. Одновременно внешние функции государства являются логическим продолжением его внутренней деятельности, а также содержанием проводимого им политического курса.
1. Оборонная функция - одно из направлений деятельности государства, имеющее своим содержанием выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности.
Оборонная функция любого государства составляет важное направление его деятельности. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, военными, дипломатическими, идеологическими и иными средствами. Нормами международного права войны, направленные на защиту Отечества, за освобождение территории своего государства признаются законными и справедливыми.
2. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах «прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права».
Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках ООН (1945г.), принципы которой носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. Это самый представительный и универсальный мировой форум
, объединяющий 191 государство.
3. Нормативно-правовые и индивидуальные акты, их отличие и особенности применения
В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их подписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
1. Теория насилия, ее сущность и основные идеи о происхождении государства и права
Теория насилия. Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать, главные, основные, части, действительные краеугольные камни государства, - племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. Конфедерацию весьма проблематично относить к формам государственного устройства т.к. конфедерация не является государством. Форма государственного устройства это элемент формы государства, а не государственного союза. Конфедерацию следует, скорее всего, рассматривать в качестве определенной формы государственных союзов, но не в качестве формы государственного устройства. Другой современной формой государственных союзов является содружество и сообщество - похожи на конфедерацию, но таковыми не считаются — СНГ. Корельский Перевалов - В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому может являться Европейское сообщество., уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедерации, а от него и к федеративному всеевропейскому государству.
3.) Функции права: понятие, признаки и критерии классификации.
Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков (статистическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности платить налоги);
охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Поскольку социальные нормы воздействуют на общественные отношения, то функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут рассматриваться как общесоциальные в отличие от специально-юридических.
Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.
Функции права как понятие научно раскрывает необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от “должного” в общественных отношениях к действительному.
2. Внутренние и внешние функции современного государства
Внутренние функции государства - это основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Охватывают практически все сферы общества и государства.
1. Экономическая функция - обеспечение функционирования и развития экономики. Зависит от форм взаимодействия государства и экономики.
В условиях централизованной системы управления экономикой с государственной собственностью, государство непосредственно участвует в хозяйственной деятельности: проводит жесткую плановую политику, определяет объемы производства, распределяет материальные и финансовые ресурсы.
2. Политическая функция - проявляется в обеспечении функционирования механизма государственной власти. Формирование органов государственной власти, создание нормативных правовых актов, защита государственного суверенитета и конституционного строя.
3. Социальная функция - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции - обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении.
4. Правоохранительная функция - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам исполнительной власти (президент, правительство) и правоохранительным органам.
5. Экологическая функция (или природоохранная) обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Это обеспечивается экологическим (природоохранным) законодательством. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды. Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс.
Внешние функции государства - основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Они зависят от ряда факторов: характера существующего в стране политического режима и типов государств; этапов развития одного и того же государства; складывающейся в мире международной обстановки; характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств. Одновременно внешние функции государства являются логическим продолжением его внутренней деятельности, а также содержанием проводимого им политического курса.
1. Оборонная функция - одно из направлений деятельности государства, имеющее своим содержанием выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности.
Оборонная функция любого государства составляет важное направление его деятельности. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, военными, дипломатическими, идеологическими и иными средствами. Нормами международного права войны, направленные на защиту Отечества, за освобождение территории своего государства признаются законными и справедливыми.
2. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах «прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права».
Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках ООН (1945г.), принципы которой носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. Это самый представительный и универсальный мировой форум
, объединяющий 191 государство.
3. Нормативно-правовые и индивидуальные акты, их отличие и особенности применения
В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их подписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 27 1. Теория насилия, ее сущность и основные идеи о происхождении государства и права. 2. Понятие и общая характеристика конфедерации. Сходство и различие конфедерации и федерации. 3. Функции права: понятие, признаки и критерии классификации. |
1. Теория насилия, ее сущность и основные идеи о происхождении государства и права
Теория насилия. Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать, главные, основные, части, действительные краеугольные камни государства, - племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
-
Понятие и общая характеристика конфедерации. Сходство и различие конфедерации и федерации.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. Конфедерацию весьма проблематично относить к формам государственного устройства т.к. конфедерация не является государством. Форма государственного устройства это элемент формы государства, а не государственного союза. Конфедерацию следует, скорее всего, рассматривать в качестве определенной формы государственных союзов, но не в качестве формы государственного устройства. Другой современной формой государственных союзов является содружество и сообщество - похожи на конфедерацию, но таковыми не считаются — СНГ. Корельский Перевалов - В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому может являться Европейское сообщество., уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедерации, а от него и к федеративному всеевропейскому государству.
3.) Функции права: понятие, признаки и критерии классификации.
Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков (статистическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности платить налоги);
охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Поскольку социальные нормы воздействуют на общественные отношения, то функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут рассматриваться как общесоциальные в отличие от специально-юридических.
Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.
Функции права как понятие научно раскрывает необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от “должного” в общественных отношениях к действительному.
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ | |
Утверждаю Председатель ГАК ____________________ « » ___________ 2014 г. | ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 (030500.62) «Юриспруденция» ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)» |
2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1 Билет № 28 1. Основные принципы научного исследования государственно-правовых явлений современной теории государства и права. 2. Понятие и признаки федеративной формы государственного устройства. Виды федерации. 3. Понятие и виды социальных норм. Соотношение норм права и морали. |