Файл: Современная гуманитарная академия утверждаю.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Историческая школа права, ее место и роль в истории политико-правовых учений.

Договорную и естественно-правовую теории в XVIII в. стала теснить получившая наибольшее распространение в Германии историческая школа права, откровенно выражавшая консервативную реакцию против идей Просвещения, предшествующих возникновению естественно-правовых доктрин. Свое название школа получила потому, что стояла на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. Удар наносился как в наиболее слабое место теории естественного права – по тезису о вечности, незыблемости и врожденности, естественных прав человека, противоречащему исторической реальности, так и в наиболее сильное – обоснование справедливости и правомерности борьбы народа против попрания естественных свобод и прав граждан. Эти позиции были обозначены уже в сочинении английского парламентского деятеля Э. Бёрка “Размышления о революции во Франции”, получившем впоследствии широкое распространение в Германии. По мнению Бёрка, государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, – вот правильный путь. Политическая свобода – не абсолютное, а относительное понятие. Равенство граждан – фикция. Виднейший представитель исторической школы права Ф. Савиньи , министр юстиции прусского короля, и другие ее сторонники [основоположник исторической школы права Г. Гуго , Г. Пухта и др. утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь, так или иначе, фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка. Что касается государства, то оно, по мнению Савиньи, представляет собой “естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития”. Словом, историзм подчеркивается и выделяется как бы сам по себе, а собственно причины и реальные обстоятельства, объясняющие возникновение государства и права на определенном историческом этапе развития человечества, остаются в глубокой тени, не говоря уже о таинственном и загадочном “народном духе”.

2. Понятие и признаки государственных органов. Современные подходы к классификации органов государства.

Орган государства - учреждение, участвующее в пределах своей компетенции в осуществлении функций государства и наделенное для этого соответствующими властными полномочиями. Роль и место каждого органа в механизме государства непосредственно связаны с правовым статусом этого органа, закрепленного в нормативных правовых актах, с важностью и характером функций государства, в осуществлении которых данный орган участвует.

Каковы основные признаки государственного органа, отличающие его от других (в том числе негосударственных) органов и организаций?

Во-первых, - и это самое главное - орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями. Выражается это в том, что орган государства наделяется правомочием на издание нормативных правовых и индивидуальных актов, действие которых обеспечивается государственным принуждением.

Во-вторых, деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило специального положения (устава) о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями и т.д.

В-третьих, орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает свое, строго определенное место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, т.е. в конкретных, четко определенных законодательством формах, а также специфическими, присущими данному виду органов методами.

В-четвертых, для осуществления возложенных на него функций и ресурсного обеспечения его деятельности, государственный орган наделяется определенными финансовыми и другими материальными средствами.

В-пятых, орган государства создается в учредительном порядке (непосредственно населением, например Государственная Дума, Президент в Российской Федерации) или властным решением вышестоящего органа (правительство, министерство).



 По форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы; по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные; по иерархии - на федеральные, республиканские и местные; по срокам полномочий -на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные (Государственная Дума РФ) и единоначальные (Президент); по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; по характеру компетенции - на органы общей (Правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.

3. Классификация законов. Виды законов в Российской Федерации.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д. Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства.

По этому основанию различают законы конституционные и текущие

1) конституционные законы - это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Конституция - акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства Кроме того в КРФ определен перечень конкретных ФКЗ При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Сове та Федерации, однако на эти голоса может быть положено вето Президента РФ который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов,

2) обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социаль-ной, духовной жизни общества Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции В свою очередь законы, делятся на кодификационные и текущие.

Среди законов следует выделять: а) федеральные законы - это законы, которые принимаются федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием) и распространяются на всю территорию Российской Федерации б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.



СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Утверждаю

Председатель ГАК
____________________
« » ___________ 2014 г.


ИТОГОВЫЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) ЭКЗАМЕН ПО НАПРАВЛЕНИЮ

521400 (030500.62) «Юриспруденция»

ДИСЦИПЛИНА «Теория государства и права (государственный экзамен)»



2825.Г.Эк.01;БЭИА.01;1

Билет № 11
1. Понятие и структура правового статуса личности. Виды правового статуса личности.

2. Государство и местное самоуправление.

3. Понятие и структура нормативных правовых актов, их особенности и виды.





  1. Понятие и структура правового статуса личности. Виды правового статуса личности.

Правовой статус личности - это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, в противном случае, он может неправильно понимать или присваивать себе какой-либо статус и неверно ориентировать свое поведение.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами.

Конституционный (базовый) статус личности
объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.