Файл: Самостоятельная работа по теме Психологопедагогические причины снижения мотивации учения у обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме:
«Психолого-педагогические причины снижения мотивации учения у обучающихся»
-
Изучите представленные материалы -
Ответьте на вопросы:
-
Перечислите основные биопсихические причины учебной неуспеваемости.
В эту группу включаются наследственные, врождённые и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития состояния здоровья (общая слабость организма; нарушения зрения, слуха, речи; отставание от возрастных норм физического развития; частые хронические заболевания; низкая работоспособность и быстрое утомление; физическая гиперактивность и дефицит внимания); акцентуации черт характера, угрожающие психическими заболеваниями и прочее.
-
Перечислите основные педагогические причины учебной неуспеваемости.
Педагогические причины связанны с особенностями организации учебно-познавательной деятельности школьников; выбранными методами, педагогическими технологиями; характером взаимоотношений между педагогами и обучающимися. К педагогическим причинам, приводящим к возникновению феномена учебной неуспешности можно отнести перегрузку учеников, отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода, развивающего контроля, низкий уровень методической проработки учебного занятия, слабый воспитательный компонент урока, несогласованность требований со стороны педагогов, профессиональное выгорание и другое.
-
Перечислите основные социальные причины учебной неуспеваемости.
Социальные причины школьной неуспешности характеризуются совокупностью таких негативных факторов как проблемная родительская семья, негативный сложившийся круг общения - социальная микросреда, формируемая слабо социально-ориентированная система ценностей и другое.
-
Укажите основные психологические проблемы снижения мотивации учения у подростков
Нарушение взаимодействия в школе, с учителями или одноклассниками, неуверенность подростка в себе, страх потерпеть неудачу, сложности самоорганизации, ученик не видит смысла в учёбе, не связывает усилия, с какими-либо перспективами в будущем, сниженная энергетика, астения подростка.
-
Укажите основные педагогические проблемы снижения мотивации учения у подростков.
Учёба не входит в ряд его социально значимых деятельностей, отношения между педагогами и обучающимися не меняются в сторону расширения сферы самостоятельности, педагоги выстраивают учебную деятельность, не учитывая специфику подросткового возраста.
-
Какие направления совместной деятельности учителей, психологов, медиков, родителей школьников включает в себя медико-психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса? Дайте краткую характеристику каждому направлению.
1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями директора) и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (постоянно действующий семинар, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т.д.), которые должны быть практико-ориентированными.
2. Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.
Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Следует отметить, что только позиция сотрудничества и взаимодействия позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Осуществление этих программ станет личностно значимым для педагогов, так как они будут видеть результаты своей педагогической деятельности по развитию личности школьников, а не только процентные показатели успеваемости.
Составление индивидуального маршрута развития ребенка – это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации.
3.Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории. Особенности коррекционной работы (в том числе психологический аспект) должны быть отражены в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе №8 «Программа коррекционной работы».
4. Создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС.
Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности и включает в себя обязательные элементы:
- анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
- разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
- приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.