Файл: Рабочая программа дисциплины к. М. 02. 02 Педагогическая праксеология рекомендуется для направления подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

К.М.02.02 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКСЕОЛОГИЯ
Рекомендуется для направления подготовки

44.04.01 - Педагогическое образование

направленность (профиль) – для всех программ

квалификации выпускника – магистр


  1. Целью дисциплины является

1.Формирование общепрофессиональных компетенций:

- способностью осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1);

индикаторы достижения

- ОПК.1.1. Систематизирует знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики
- ОПК.1.2. Строит и оптимизирует образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
- ОПК.1.3. Оптимально выстраивает образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности

- способностью создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4)

индикаторы достижения

- ОПК.4.1. Систематизирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности и условия их реализации

- ОПК.4.2. Отбирает и создает условия духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
2. Трудоемкость учебной дисциплины зафиксирована учебным планом соответствующей основной профессиональной образовательной программы, выражается в зачетных единицах. Одна зачетная единица равна 36 академическим часам продолжительностью 45 минут (27 астрономическим часам) и включает часы контактной работы и часы самостоятельной работы студента, в том числе часы, отводимые на процедуры контроля и подготовку к ним.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина относится к модулю общепедагогической подготовки

4. Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать

- нормативно-правовые акты в сфере профессиональной деятельности и этики;

-принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности и условия их реализации.

Уметь

- проектировать и строить образовательные отношения между участниками процесса в соответствии с нормативно-правовыми, этическими нормами профессиональной деятельности;

- анализирует и разрабатывает педагогические ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности и ценностного отношения к человеку.

Владеть

- выстраиванием субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, базирующихся на паритетном участии обучающихся и обучающих в соответствии с правовыми и этическими нормами;

- создает в образовательном процессе педагогические ситуации, способствующие духовно-нравственному становлению обучающихся

5. Объем дисциплины и виды учебной работы зафиксированы учебным планом основной профессиональной образовательной программы по указанному направлению и профилю, выражается по видам учебной работы в академических часах.

Часы контактной работы и самостоятельной работы студента и часы, отводимые на процедуры контроля, могут различаться в учебных планах ОПОП по формам обучения.

Объем контактной работы включает часы контактной аудиторной работы (лекции/практические занятия/ лабораторные работы), контактной внеуадиторной работы (в период практики), часы контактной работы в период аттестации. Контактная работа в том числе может проводиться посредством электронной информационно-образовательной среды с использованием ресурсов сети Интернет и дистанционных технологий.

6. Содержание дисциплины

6.1. Содержание разделов дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Педагогическая праксеология в системе научного знания

1 глава, стр.11


Становление педагогической праксеологии. Основные категории педагогической праксеологии. Праксеологические характеристики педагогической деятельности. Нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики.

2.

Праксеологические основы педагогической деятельности

2 глава, стр. 29

Качественная определенность педагогической деятельности. Педагогическое качество деятельности.

Педагогическая деятельность на основе специальных научных знаний. Свойства и функции педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности. Субъекты педагогической деятельности. Теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем. Основы духовно-нравственного воспитания обучающихся

3.

Праксеологическая структура педагогической деятельности

4 глава, стр. 93

Цели и задачи в структуре педагогической деятельности. Цели педагогической деятельности. Педагогическая задача как праксеологическое понятие. Действия педагога в структуре педагогической деятельности. О правильности педагогического действия. Правильная организация совместных педагогических действий. Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности

4.

Процедуры педагогической деятельности

5 глава, стр. 140

Методика в структуре педагогической деятельности. Праксеологический анализ методов педагогической деятельности. Основы психологической и педагогической диагностики. Праксеологические аспекты построения образовательных технологий. Психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания

5.

Праксеологические проблемы профессионально-педагогической деятельности

7 глава, стр. 193


Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога. Праксеологические ошибки педагога. Праксеологическая коррекция педагогической деятельности. Праксеологические аспекты профессионализма педагога. Квалификация и компетентность педагога. Профессиональная культура и педагогическое мастерство. О развитии праксеологической продуктивности педагога.



Рекомендуемая тематика учебных занятий в форме контактной работы:

Рекомендуемая тематика учебных занятий лекционного типа (предусматривающих преимущественную передачу учебной информации преподавателями):

Тема 1. Педагогическая праксеология в системе научного знания

Тема 2. Праксеологические основы педагогической деятельности

Тема 3. Праксеологическая структура педагогической деятельности

Тема 4. Процедура педагогической деятельности.

Тема 5. Праксеологические проблемы профессионально-педагогической
Рекомендуемый перечень лабораторных работ:
Лабораторное занятие №1

Тема: Педагогическая праксеология в системе научного знания
Основные понятия: праксеология, педагогическая деятельность, труд, практика, профессия, нормирование, парадигма, законодательно-правовые нормы, праксиологические нормы, принципы, подходы.
Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая праксеология как общая теория педагогической деятельности.

2. Основные категории педагогической праксеологии. Формы преобразовательной активности человека (труд-практика-опытная работа-деятельность-профессия).

3. Праксеологические характеристики педагогической деятельности.
Подготовка к практической работе:

  1. Вспомните основные характеристики науки (предмет, объект, задачи, функции, методы, категориальный аппарат)

  2. Проанализируйте статью Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5. С9-27)


Практическая работа:

Задание 1

Вспомните основные характеристики науки (предмет, объект, задачи, функции, методы, категориальный аппарат). Сравнительный анализ педагогической праксеологии и педагогики как науки по следующим характеристикам: предмет, объект, задачи, категориальный аппарат, исследовательский аппарат. Форма представления результата: сравнительная таблица

Характеристики


Педагогика

Педагогическая праксеология

объект







предмет







задачи







категориальный аппарат







исследовательский аппарат









Задание 2

На основе анализа статьи «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» выявите праксеологические основы профессионального стандарта педагога. (статья Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 4.С. 9-38, № 5.С9-27).
Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000.

  2. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

  3. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 128 с.

  4. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.

  5. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1994.


Лабораторное занятие №2

Тема: Праксиологические основы педагогической деятельности

Основные понятия: деятельность, педагогическая деятельность, качество, субьект деятельности, обьект деятельности, научное познание, совокупный субьект, сетевой субьект, универсальные учебные действия, компетенции, индикатор
Вопросы для обсуждения:

  1. Педагогическое качество деятельности

  2. Свойства и функции педагогической деятельности

  3. Виды педагогической деятельности

  4. Субъекты педагогической деятельности


Подготовка к практической работе:

  1. Вспомните структуру деятельности как системы и как процесса

  2. Изучить общепрофессиональные компетенции выпускников (ФГОС ВП 3++) и индикаторы их достижений

  3. Проанализировать праксиологические условия «правильной работы» с совокупным субъектом


Практическая работа:

  1. Проанализируйте деятельность ученика как объекта и субъекта в логике научного познания по следующей структуре: потребность, мотив, цель, предмет , метод, средство, результат. Форма представления – таблица:




компоненты деятельности

деятельность ученика в логике учебного познания

деятельность ученика в логике научного познания

потребность







мотивы







предмет







цель







методы







средства







результат











  1. С использованием содержания ФГОС ВО 3++ разработайте перечень педагогических действий (не менее 10-12), позволяющие владеть конкретной компетенцией (компетенция на выбор).

  2. Определите праксеологические признаки эффективности школы как совокупного субъекта


Литература:

  1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия, 2010.- УМО РФ.- Режим доступа: http: //www.lib.bspu.ru

  2. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. Мос-

ква: Академия, 2005, 345 с.

  1. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 12

  2. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.

  3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. —

М., 1996.
Лабораторное занятие №3

Тема: Праксиологическая структура педагогической деятельности
Основные понятия: действия, операции, цель, задача, результат, продукт педагогической деятельности, эффект педагогической деятельности, критерии и показатели оценки рациональности педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:

1.Цели и задачи в структуре педагогической деятельности.

2.Действия педагога в структуре педагогической деятельности.

3. Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности.
Подготовка к практической работе:

1.Проанализируйте критерии правильности цели педагогической деятельности

2. Проанализируйте критерии правильности педагогического действия
Практическая работа:

1. Анализ с праксиологических позиций опыт одного из отечественных или зарубежных педагогов (педагогических объединений. Критерии и показатели эффективности и рациональности педагогической деятельности см. статья Л. Ю. Монахова и В. С. Федотова «Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога» (Образование и наука. 2017. Том 19, № 5.С9-27, статья находится в свободном доступе Интернет)

Литература:

  1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия, 2010.- УМО РФ.- Режим доступа: http: //www.lib.bspu.ru

  2. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. Мос-

ква: Академия, 2005, 345 с.

  1. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 12

  2. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.

  3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. —

М., 1996.
Лабораторное занятие № 4