Файл: Виды предложений Задание 2 огэ.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды предложений Задание № 2 ОГЭ


Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Ночь. (2) Вахта. (3) Над тобой необъятный купол Вселенной. (4) Тихонько журчит вода у штевня. (5) Иногда плеснёт стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на рее.

(6) Стоишь на руле… (7.) Легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса. (8) Нельзя выйти из ветра, иначе беда – придётся делать поворот. (9) Только неопытный рулевой может допустить это. (10) Луна. (11) Живая серебряная дорожка бежит по чёрной густой воде. (12) Кажется, что паруса в лунном свете серебряные, лёгкие.

Укажите варианты ответов, в которых верно дана характеристика предложений. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 и 2 – назывные.

2) Предложение 3 – односоставное.

3) В предложении 8 оба простых в составе сложного – двусоставные.

4) Предложение 9 – двусоставное.

5) В предложении 12 оба простых в составе сложного – односоставные.

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов.

(2)Но могло быть и по-другому.

(3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата»  — серебро).

(4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны.

(5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 простое.

2)  Предложение 2 односоставное безличное.

3)  Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.

4)  Грамматическая основа предложения 4  — произошло.

5)  Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.


(1)Искусство читать  — это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале»,  — говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 сложное.

2)  Первая часть предложения 2  — односоставное неопределённо-личное предложение.

3)  Предложение 3 содержит прямую речь.

4)  Предложение 4 сложное бессоюзное.

5)  Первая часть предложения 5  — односоставное безличное предложение.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

     а) от содержания главной части в целом;

     б) от сказуемого в главной части;

     в) от существительного или местоимения в главной части;

     г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.

Изъяснительное придаточное

1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

1) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом. 2) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной. 3) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности. 4) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?



1) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя. 2) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп. 3) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон. 4) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

 В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

1) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать. 2) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее. 3) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа. 4) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

 В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

1) Как только рассвело, мы отправились в путь. 2) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить. 3) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих. 4) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

1) Муза! Ты видишь, как счастливы все.

2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.

3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.

4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они. 2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев. 3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова. 4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до
которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины.

1) цели 2) изъяснительное 3) причины 4) определительное

(1)Земля  — третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября  — день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря  — самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня  — самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой  — на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой  — на юго-западе.

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложение 1 сложное с придаточным определительным.

2)  Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

3)  Первая часть предложения 3  — односоставное неопределённо-личное предложение.

4)  Предложение 4 вопросительное.

5)  Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется.


 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.

2)  В одной из частей предложения 2 грамматическая основа  — шарики делают.

3)  Первая часть предложения 3 осложнена вставной конструкцией.

4)  Предложение 4 сложное бессоюзное.

5)  Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  Первая часть предложения 1  — односоставное неопределённо-личное предложение.

2)  Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3)  Предложение 3 сложное бессоюзное.

4)  Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

5)  Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.

 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.

2)  Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.

3)  Предложение 3 сложносочинённое.

4)  Предложение 4 односоставное безличное.

5)  Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.