Файл: Характеристика основных этапов развития представлений о.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Название работы: «Развернутая характеристика основных этапов развития представлений о предмете психологии»
Дисциплина, в рамках которой работа выполнена: Общая психология
Выполнил: Денисов Павел Александрович, группа ПСИ.222.Б
Таблица 1 «Характеристика основных этапов развития представлений о предмете психологии»
Этап | Временной период | Предмет психологии | Персоналии | Метод исследования | Основные тезисы и характеристики | Проблемы |
1 | Античность-17в. | Душа | Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э), Платон (427-347 гг. до н.э.), Сократ (470-399 гг. до н. э.) | - | Два лагеря: материалистический и идеалистический. Материалисты - Демокрит и Аристотель. Идеалисты -Платон и Сократ. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер. Душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Аристотель. Душа не вещество. Но неотрывна от материи. «Энтелехия»-существование чего-то. Главная функция души-реализация биологического существования организма. Платон и Сократ. Душа- самостоятельная субстанция. Существует наряду с телом и независимо от него. Душа- незримое, возвышенное, божественное, вечное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Душа- самое высокое, что есть в человеке. При смерти душа расстаётся с телом и от жизни человека зависит дальнейшее пребывание души. | Представление о душе как о начале, которое призвано направлять жизнь человека, но которое само нуждается в заботе с целью сохранения ее чистоты. Понятие души объявлено метафизическим. «Новая экспериментальная психология» отказалась от рассмотрения как самого этого понятия, так и связанных с ним нравственно-этических выводов |
2 | 17-19вв (последняя четверть 19 в.) | Сознание | Рене Декарт (1596-1650), В. Кёлер, В. Джеймс, В. Вундт, Дж. Локк (1632-1704) | Метод логического размышления, метод интроспекции (смотрения внутрь), «Рефлексия», экстраспекция, моноспекция, самонаблюдение, самопознание | Основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 в.,-первое, что человек обнаруживает в себе,- это его собственное сознание. Существование сознания-главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Свойства сознания. «Поле внимания» или «фокус сознания»-центральная область, особенно ясная и отчетливая. За ее пределами находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; это- «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении. Поток сознания. Процессы сознания- непроизвольные и произвольные. Сознание ритмично. У сознания есть объём. Метод интроспекции был признан единственным методом психологии. | Не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти 20в психология сознания, практически, перестала существовать. 1) нельзя было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным - метод интроспекции. |
3 | Начало 20в-60-е гг | Поведение | Дж. Уотсон. | | Дж. Уотсон заявил, что Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм» Основания для заявления: 1.Соображения здравого смысла. 2.Запросы практики. 3.Психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т е факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей «Бихевиорист…считает доказанным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения». То, чем должна заниматься психология, требует доказательств существования, а такие доказательства получает только то, что доступно внешнему наблюдению. Поведение- это система реакций. Дж. Уотсон ввёл понятие «реакция». Естественно-научная материалистическая традиция, которую вводил бихевиоризм в психологию, требовала причинных объяснений.. это значит-найти внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу- S-R (стимул-реакция). «…Бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах» Дж Уотсон. Объявляет Отношение S-R единица поведения. Ставит следующие ближайшие Задачи перед психологией: -выявить и описать типы реакций; -исследовать процесс их образования; -изучить законы их комбинаций, т е образования сложного поведения. В качестве общих окончательных задач психологии намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле , т е по S предсказывать R, а по R заключать об S. Дж Уотсон выделяет единицы поведения и намеревается собирать из этих единиц всю картину поведения человека.. По мнению Дж Уотсона, бихевиорист должен уметь ответить даже на то, какая может возникнуть общественная реакция на новый закон, который вводится правительством и который что-то разрешает, а что-то запрещает. Реализация программы в ее теоретической части. Дж Уотсон начинает с описания типов реакций и выделяет прежде всего реакции врождённые и приобретённые. Врождённые реакции: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы и др. Дж Уотсон обращается к работам И П Павлова и Б М Бехтерева. В них содержалось описание механизмов возникновения условных («сочетательных») рефлексов. Дж Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путём обусловливания. Схема образования условного рефлекса. Безусловный стимул(Sб) вызывает безусловную реакцию (Rб). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (Sу), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул. Сложные реакции по Уотсону образуются путём образования комплексов безусловных реакций . Предположим такую ситуацию: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй-вторую, третий-третью. А потом все безусловные стимулы заменили на один условный стимул (А). В результате один условный стимул вызывает сложный комплекс реакций . По мнению Дж Уотсона все человеческие действия и есть сложные цепи, или комплексы, реакций. Теперь об экспериментальная программа Дж Уотсона. Он считал, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. Проследить чью-то жизнь «до смерти» видимо бихевиористам не получилось , но к «колыбели» Дж Уотсон обратился , обосновав свою лабораторию в доме ребёнка и проводя в ней исследования новорожденных детей и младенцев. Один из вопросов, который его интересовал был следующий: какие эмоциональные реакции врождённы у человека, а какие нет. Например, на что появляется страх у новорожденного ребёнка. Этот вопрос особенно сильно интересовал Дж Уотсона, поскольку согласно его замечанию жизнь взрослых полна страхов. Бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали потому что животные, с их точки зрения , обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека. Один из представителей позднего бихевиоризма Э, Толмен ввёл в схему S-R существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид : S-V-R. Под «промежуточными переменными» Э Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула т е влияют на внешнее поведение. К ним отнёс такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты»(образы ситуаций) и тп. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты» о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т е павловскими) , которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898) или раковинных (Б. Скинер, 1938) Явление инструментального, или оперантного обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими лёгкостью и постоянством . Согласно теории бихевиоризма классическое и оперантное обусловливания являются универсальными механизмами научения, общими для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как происходящий вполне автоматически: подкрепление приводит буквально к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта Все эти выводы в конечном счёте были следствиями игнорирования сознания. «Неприкосаемость» к сознанию оставалась основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития. Важными заслугами бихевиоризма явились следующие. Во-первых, он внёс внёс в психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была повёрнута на естественно-научный путь развития. Во-вторых, он ввёл объективный метод-метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т.п. Наконец, в работах бихевиористского направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др. | Бихевиоризм в своём отрицании сознания не выдержал критики. Один современный математик-кибернетик , М М Бонгардт, на этот счёт замечает, что никакие раздражители и никакие их замечания и никакие их сочетания никогда бы не привели по схеме образования условных реакций , например к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах . И в самом деле, безусловной реакцией на свет может быть мигание, на звук - вздрагивание, на пищевой раздражитель - выделение слюны. Но никакое сочетание (цепь или комплекс) подобных безусловных реакций не даст хождения на задних лапах. Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы S-R для объяснения поведения: как правило «S» и «R» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удаётся. Требование о «неприкасаемости» к сознанию рухнуло под влиянием жизни. Американский психолог Р Хольт в 60-х гг 20-го века опубликовал статью под названием «Образы:возвращение из изгнания», в которой он, рассматривая возможность появления в условиях космического полёта иллюзий восприятия , писал : «…непрактичных людей едва ли произведут впечатление суждения о том, что образы не заслуживают изучения, поскольку это «менталистские феномены» и их нельзя экспериментально исследовать на животных … теперь наш национальный престиж может зависеть также от наших знаний о тех условиях, которые вызывают галлюцинации». Таким образом, даже в американской психологии, те, на родине бихевиоризма, в последние десятилетия была понята необходимость возвращения к сознанию, и это возвращение состоялось. Основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и тд |
4 | 60-е гг 20в- наше время | Психика | Дмитрий Николаевич Узнадзе, А. Р. Лурия, Зигмунд Фрейд, Л,С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин | Наблюдение, эксперимент | Психика – это неотъемлемая часть человеческой жизни, включающая в себя множество психических процессов, отвечающих за наше восприятие, мышление, эмоции и поведение. Она состоит из двух компонентов: сознания и бессознательного, которые тесно взаимодействуют между собой. Сознание включает в себя все психические процессы, которые мы осознаем, а бессознательное – те, которые мы не можем контролировать, но которые влияют на наше поведение. Эти процессы связаны с физиологическими процессами в мозге, но не все мозговые процессы являются психическими. Психика развивается во времени и зависит от многих факторов, таких как наследственность, опыт, воспитание и культурные традиции. Изучение психики позволяет лучше понимать человеческое поведение и развитие, а также находить решения практических проблем, связанных социальной и личностной сферой жизни. Общая задача психологии – это изучение психических явлений в целом и разработка эффективных методологий для практического применения полученных знаний. | |