Файл: Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине Здоровый человек и его окружение Раздел Здоровый ребёнок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине

Здоровый человек и его окружение
Раздел: «Здоровый ребёнок»

1. 3.   Характеристика антенатального периода.

Антенатальный период- это период внутриутробного развития от момента имплантации оплодотворённой яйцеклетки до момента рождения ребёнка. Составляет 10 лунных месяцев(280 дней).
4.   Характеристика неонатального периода.


Неонатальный период- период новорождённости от момента рождения до 28 дней внеутробной жизни. Различают: 1)ранний неонатальный- от 0-7 дней; 2)поздний неонатальный- 8-28 дней.
5.   АФО новорожденного ребенка.


  • АФО головного мозга: 1.Количество извилин и борозд такое же как у взрослого, но они не диффренцированы, борозды не глубокие. 2.У нервных клеток коры практически нет отростков, количество их такое же, как у взрослого. Развитие коры заканчивается к 10-12 годам. 3.Серое вещество плохо дифференцировано от белого. Окончательно мозговые структуры созревают к 20 годам. Масса головного мозга у новорожденного составляет 1/8 массы тела (400г).

  • Органы чувств к рождению сформированы, но функционируют недостаточно, в связи с незрелостью корковых центров.

  • Орган зрения: в первые 3 недели отмечается светобоязнь; выражено косоглазие; низкая острота зрения (только к 5-ти годам - 1,0).

  • Орган слуха: 1) сформирован хорошо – новорожденный воспринимает звуковые раздражения с рождения, с 2-3 месяцев различает тембр звука. 2)Наружный слуховой проход узкий, барабанная перепонка толще, чем у взрослого, располагается горизонтально. 3)Евстахиева (слуховая) труба широкая и короткая, что облегчает сообщение носоглотки с барабанной полостью и способствует проникновению инфекции в среднее ухо.

  • Орган вкуса – функционирует с рождения, полностью дифференцируется к 4-5 месяцам.

  • Обоняние развито хорошо, резкие запахи ребенок чувствует с 1-х месяцев.

  • Орган осязания - дифференцирован не полностью, определить болевые точки самостоятельно ребенок может только к 7 годам. Реакция на температурные раздражители выражена хорошо – когда холодно новорожденный плачет, когда тепло успокаивается. Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые помогают приспособиться ему к окружающей среде: 1) сосательный; 2) поисковый; 3) глотательный; 4) кашлевой; 5) мигательный и др.

  • АФО костно-мышечной системы: Костная система начинает формироваться у плода на 5-ом месяце внутриутробного развития. Костная ткань у грудного ребёнка имеет волокнистое строение, содержит мало минеральных солей; богата водой- поэтому кости мягкие, легко деформируются при неправильном положении ребёнка. Только к 12-ти годам состав костей становится идентичным взрослому.

  • АФО мышечной системы: Особенностью новорожденных является


значительное преобладание тонуса мышц сгибателей над тонусом разгибателей, которое постепенно исчезает: на верхних конечностях к 2-2,5 месяцам, на нижних – к 3-4 месяцам.

  • АФО сердечно-сосудистой системы: Частота сердечных сокращений:

новорожденный 120-140 уд. в 1 мин.

до года 120

5 лет 100

10 лет 80-85

15 лет 70-80

АД сист.= 76+2n, где n число месяцев

АД диаст.=АД сист./2 + 10мм.рт.ст.

Форма сердца у новорожденных шарообразная, что связано с недостаточным развитием желудочков. Оно как бы «лежит» на диафрагме. После 6 лет форма приближается к грушевидной, свойственной взрослым.

  • АФО дыхательной системы: Дыхательный центр – созревает в течение 1-го года жизни, этим объясняется аритмия дыхания у новорожденного, возможны апноэ –(кратковременные остановки дыхания) длятся 10-30 сек.

Грудные дети дышат исключительно через нос, т.к. язык у них большой и закрывает всю ротовую полость. Нос выполняет важные функции – он одновременно фильтрует, обогревает и увлажняет воздух. Полость носа маленькая, короткая; носовые ходы узкие, слизистая богата кровеносными сосудами, поэтому даже небольшое воспаление и отек вызывают нарушение носового дыхания, а следовательно угрозу здоровью ребенка.

Бронхи – узкие. Правый бронх – является продолжением трахеи, значительно шире левого, поэтому инородные тела (семечки, пуговицы, орехи) чаще обнаруживают именно здесь.

Левый бронх отходит от трахеи под прямым углом.

  • АФО органов пищеварения: В грудном возрасте пищеварительная система ребёнка приспособлена для усвоения именно грудного молока. Ротовая полость аппарат для высасывания молока из груди матери. У новорождённого полость рта имеет относительно небольшие размеры. Губы у новорождённых толстые, на их внутренней поверхности присутствуют поперечные валики. Круговая мышца рта развита хорошо. Щёки у новорождённых и детей раннего возраста округлые и выпуклые за счёт наличия между кожей и щёчной мышцей округлого жирового тела (жировых комочков Биша), которые в последующем, начиная с 4-летнего возраста, постепенно атрофируются. Слюнные железы развиты слабо, слюны мало. Начинают функционировать к 3-4 месяцам.

Желудок имеет слабый кардиальный сфинктер – частые срыгивания.

Кишечник новорожденного ребенка стерилен, но уже через 10-20 часов после рождения заселяется разнообразными микроорганизмами, попадающими из воздуха, с соска молочной железы матери и предметов ухода. При грудном вскармливании микрофлора кишечника представлена бифидобактериями. При искусственном вскармливании микрофлора в основном представлена кишечными палочками и энтерококками.



  • АФО почек и мочевыделительной системы: у детей лоханки и мочеточники широкие, атоничные. Объём мочевого пузыря у новорождённых детей 50 мл, к 3 месяцам-удваивается, к 1 году увеличивается в 4 года, а к 10 годам составляет 600-900 мл.

Количество мочи в сутки у ребенка:

600 + 100(n – 1), где n – число лет

Число мочеиспусканий у новорожденных – 20-25, в 1 год – 15 раз в сутки

  • Особенности кроветворной системы: В эмбриональном периоде кроветворными органами являются: печень, селезенка, костный мозг и лимфатическая ткань. После рождения кроветворение происходит главным образом в костном мозге.

  • Центральные органы иммунной системы: Вилочковая железа — орган детства, центральный орган иммунной системы. Вырабатывает Т- лимфоциты. Максимально функционирует внутриутробно и в раннем детстве. Максимальную массу имеет у новорожденного. С 11—15 лет начинает уменьшаться. Красный костный мозг – вырабатывает В-лимфоциты.

Иммунитет: Врождённый- передается от матери к ребенку во время беременности и при кормлении грудным молоком

Приобретённый

Естественный Искусственный

вырабатывается

после, перенесенных заболеваний создается путем

введения вакцин



6.   Признаки доношенного новорожденного.


Здоровый доношенный ребенок – это ребенок, родившийся на сроке беременности 38-40 недель, имеющий внешние признаки доношенности и функционально зрелый.

Внешние признаки доношенности: 1.Данные антропометрии:

Масса доношенного ребенка > 2500г ( в среднем 3400-3500, для мальчика, 3200-3400 - для девочек), длина тела 48-52 см, о.г. 34-36 см, о.гр. 32-34 см.

2.Хорошо развита подкожно-жировая клетчатка, розовая кожа, покрытая первородной смазкой.

3. Пушковые волосы – лануго сохранены только на плечевом поясе и верхнем отделе спины.

4.Место отхождения пуповины располагается примерно посередине между мечевидным отростком и лоном.

5.Яички у мальчиков опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

6.Хрящи ушных раковин плотные, сформированы.

7.Стопки исчерчены многочисленными бороздами.

8. Мышечный тонус выражен. Преобладает тонус сгибателей.

9.Головка правильной формы, открыты костные швы не больше, чем на 0,5см. Большой родничок ромбовидной формы 2×2 см в диаметре.

10.Ногти на пальцах достигают края фаланг.

11.Определяются околососковые ареолы.
7.   Признаки и степени недоношенности новорожденного.


Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 недель, имеющий внешние признаки недоношенности и функционально незрелый.


Внешние признаки недоношенности: 1.Данные антропометрии:

Масса недоношенного ребенка < 2500г, длина тела < 45 см.

2.Плохо развита или вовсе отсутствует подкожно-жировая клетчатка, кожа ярко-красная, морщинистая.

3. Пушковые волосы – лануго обильно покрывают всё тело.

4.Место отхождения пуповины располагается бдиже к лону.

5.Яички у мальчиков не опущены в мошонку, находятся в паховых каналах

или брюшной полости, у девочек малые половые губы не прикрыты большими.

6.Хрящи ушных раковин мягкие, бесформенные, тесно прижаты к голове.

7.Стопки мало или вовсе не исчерчены бороздами.

8. Мышечный тонус снижен. «Поза лягушки».

9. Кости черепа мягкие, податливые, подвижные, иногда заходят друг за

друга, швы не закрыты, открыты большой, малый и боковые роднички;

10.Ногти на пальцах не достигают края фаланг, при глубокой недоношенности отсутствуют.

11.Не определяются околососковые ареолы.

Степени недоношенности: 1) По массе:

I ст. – 2001-2500 г;

II ст. – 1501-2000 г;

III ст. – 1000-1500 г;

IV ст. – <1000 г.

2) По сроку гестации:

I ст. – 37-35 недель;

II ст. – 34-32 недели;

III ст. – 31-29 недели;

IV ст. – 28-22 недели.
8.   Расчет разовой и суточной дозы пищи для недоношенного новорожденного.



9. Факторы, создающие опасную окружающую среду в период младенчества.
10. Факторы, влияющие на рост и развитие в период младенчества.


1)Наследственность; 2)Состояние здоровья матери и её питание во время беременности; 3)Пол ребёнка; 4)Питание ребёнка, особенно раннего возраста; 5)Острые и хронические заболевания у ребёнка; 6)Нейроэндокринные дисфункции или заболевания у ребёнка; 7)Социальные и экономические составляющие семьи; 8)Климат; 9)Экология.
11. Виды вскармливания и их характеристика.


Виды вскармливания: естественное или грудное; искусственное; смешанное.

12. Преимущество грудного вскармливания.

Для ребёнка: 1)Улучшает функционирование всех систем и органов; 2)Увеличивает продолжительность жизни; 3)Способствует формированию и выявлению одаренности, таланта, большей способности к обучению; 4)Снижает риск и тяжесть инфекционных и аллергических заболеваний;

5)Формирует лучшее отношение к семейной жизни, повышает уровень ответственности родителей; 6)Для девочек, как будущих матерей,
уменьшает риск акушерской патологии, преждевременных родов.

Для кормящей матери: 1)Снижает риск послеродовых осложнений и заболеваний; 2)Контрацептивный эффект; 3)Снижает риск онкологических заболеваний женских половых органов и грудной железы на весь период предстоящей жизни.
13. Правило кормления новорожденного ребенка грудью.



14. Характеристика периода младшего, подросткового и юношеского возраста.
15. Особенности развития и питания детей пред. дошкольного и дошкольного периода.


16.Особенности физического полового, нервно-психического развития и социального развития школьников.
17. Возможные проблемы при вскармливании детей раннего возраста.
18. Правила оценки нервно-психического развития, социального развития и физического развития школьников.
19. Основные потребности недоношенного новорожденного и способы их удовлетворения.
20. Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения.
21. Закономерности нервно-психического развития грудного возраста.


22. Гипогалактия. Причины и профилактика.

23. Патронаж к новорожденному. Цели и сроки.

24. Виды вскармливания. Организация естественного вскармливания. Первое прикладывание к груди.

25. Виды вскармливания. Смешанное вскармливание. Основы правильного смешанного вскармливания.

26. Виды вскармливания. Искусственное вскармливание. Классификация молочных смесей.

27. Влияние факторов окружающей среды на развитие плода.

Практическая часть

1 .  Продемонстрировать измерение роста детям различного возраста.
2.  Продемонстрировать технику проведения утреннего туалета.
3.  Продемонстрировать технику проведения пеленание новорожденного.
4.  Продемонстрировать технику проведения гигиенической ванны новорожденному.
6.  Продемонстрировать подмывание новорожденных (девочек и мальчиков).
7.  Продемонстрировать технику взвешивания детей грудного возраста.
8.  Продемонстрировать технику кормление через бутылочку.
9.  Продемонстрировать технику проведения туалета глаз.
11. Осуществить оценку нервно-психического развития ребенка.

12. Продемонстрировать технику проведения контрольного кормления.
Раздел: «Здоровые мужчина и женщина»

  1. Репродуктивная система женщины.

  2. Репродуктивная система мужчины.

  3. Женские половые гормоны, действие на организм.