Файл: 1. Каковы методические условия усвоения навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи Составьте систему звуковых упражнений к уроку обучения грамоте детей с нарушениями речи Знакомство с новой буквой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 346

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Каковы методические условия усвоения навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи?

2. Составьте систему звуковых упражнений к уроку обучения грамоте детей с нарушениями речи «Знакомство с новой буквой»



1. Каковы методические условия усвоения навыков чтения у учащихся с тяжелыми нарушениями речи?
Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с нарушением чтения. По данным Р. Беккер нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы.

В каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыками чтения на уровне требований школьной программы в установленные ею сроки. Обучаясь во 2–3-м и более старших классах, они не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. Очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа. Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать еще и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении.

Эффективная психологическая и педагогическая помощь школьнику невозможна без выделения конкретных причин возникающих у них трудностей в учении. Для выявления этих причин мы используем психодиагностические таблицы, разработанные для каждого предмета (русский язык, чтение, математика) Н.П.Локаловой, А.Ф.Ануфриевым, С.Н. Костроминой и др. Эти таблицы позволяют еще до начала практической работы с учащимся выделить “веер” возможных причин конкретной трудности учеников, и подобрать подходящие коррекционно-развивающие задания, направленные на устранение этих причин. На каждого ученика составляется диагностическая карта. Анализируя данный материал можно выделить общие проблемы класса и подобрать задания для работы с группой ребят со сходными трудностями. Можно также работать и индивидуально.

Рассмотрим конкретный пример:

У ученика 2-го класса были выявлены следующие трудности при обучении русскому языку, а также определены возможные причины этих трудностей:





Внешние проявления трудностей


Уровни детерминации (причины)


педагогический


психологический



Пропуски букв гласных, согласных, слогов и предложений


 


Недостаточность звукобуквенного, слогового анализа и синтеза


 


Неустойчивость внимания


Ошибки при

списывании с доски


Неумение поэлементно воспроизводить образец


Несформированность процессов зрительного анализа


 


Неустойчивость произвольного внимания


 


Слабое развитие кратковременной зрительной памяти



Замена согласных, близких по акустическим и артикуляционным признакам


 


Недоразвитие фонетико-фонематического анализа


 


Несформированность звукобуквенных ассоциаций



Для коррекционной работы с данным учащимся можно рекомендовать следующие задания:

Задание 1–2.Направлены наразвитие произвольного внимания.

Задание 1.Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черты.




СЕ


СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕСЕССЕОСЕССОСОЕС


ВО


ВОНООНВОВООВСОНОПОВОБОДООБВООВОВ


НЕТ


ДЕТНЕТПЕТПЕТНЕТНЕТНОТПОТЛОТПОТНЕТЛ


НОС


НОСПОСТТОКОКТНОССОННОСНОТНОСОСНСО


СОЛЬ


БОЛЬСОЛЬНОЛЬСОЛЬСОЛЬЛОСНОССОЛЬСОЛЬ


ВОДА


ОДАВВАДОВАДАВОДАВАДАБАДАДОВАВОДА


КАКОЙ


КОКОЙКОКАЙКОКАТКАКОЙКАЙОККАКОЙ


ЧАШКА


ЧАЩКАКАЧАШШКАЧАЧАШКАЧАЩКАКАЧАШ


БОЧКА


БОЧКАБАЧКАБЧОКБОЧКАЧКАБОБАЧКАБОЧКА


2. Составьте систему звуковых упражнений к уроку обучения грамоте детей с нарушениями речи «Знакомство с новой буквой»
«Улыбка». Губы расслаблены, растянуты в улыбке. Выполнение может сопровождаться произнесением звука [и].

«Трубочка». Губы напряжены, сильно вытянуты вперед. Выполнение упражнения может сопровождаться произнесением звука [у].

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» выполняются поочередно 6–8 раз.




«Иголка». Язык напряжен, вытянут вперед. Кончик языка сильно заострен. Означенное положение языка следует удерживать некоторое время (например, на счет от 1 до 5).




«Лопаточка». Рот приоткрыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Не обходимо удерживать заданное положение языка, избегая его дрожания, на счет от 1 до 5. Упражнения «Иголка» и «Лопаточка» выполняются попеременно 6–8 раз.

«Часики» («Маятник»). Рот приоткрыт, узкий язык выдвинут вперед и поочередно выполняет движения к правому и левому уголку рта, не прячась в глубину рта. Темп и количество выполнений задается педагогом, проговаривающим «тик-так, тик-так». Выполняется 8–10 секунд.




«Вкусное варенье». Рот слегка приоткрыт. Широкий передний край языка выполняет движения сверху вниз по верхней губе, как бы слизывая с нее варенье, а затем прячется во рту. Выполняется движение 5–6 раз.




«Маляр». Рот открыт. Широкий язык поднят вверх и выполняет движения вперед и назад по твердому нёбу (потолочку), имитируя движения малярной кисти. Выполняется 8–10 секунд.




«Лошадка». Спинка языка приподнимается к твердому нёбу и присасывается к нему, после чего нижняя челюсть оттягивается вниз, максимально растянув подъязычную связку. Далее производятся щелчки, напоминающие стук лошадиных копыт
«Останови лошадку». Язык лежит на дне рта. Рот закрыт. Поле глубокого вдоха через нос воздух выдыхается через рот, струя направляется на сомкнутые расслабленные губы. Так вызывается дрожание губ, напоминающее звук, применяемый для остановки лошади.

Упражнения «Лошадка» и «Останови лошадку» можно чередовать. При этом сначала выполняются три щелчка, затем — вдох носом и, наконец, как можно более длительный выдох через сомкнутые губы.

КОРНЕЛЮК ЕЛЕНА