Файл: Тема 1 - Сущность и содержание менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2021

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7


СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД МЕНЕДЖМЕНТА


  1. Понятие и сущность менеджмента, его основные черты

  2. Предмет, метод и задачи науки и практического менеджмента.

  3. Виды и уровни менеджмента. Интегральная модель менеджмента.


1. Понятие и сущность менеджмента, его основные черты


Термин MANAGEMENT американского происхождения не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования терминов «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия.

Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных её сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономи-ческими процессами на уровне предприятия, корпорации.

В англоязычных и других рыночно-ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Здесь термин control для управления в неживой природе и государственного управления – administration.

В упрощённом понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий:

  • как определённый вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения их целей;

  • область знаний, помогающая осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата;

  • определённая категория людей, которые осуществляют работу по управлению.

В литературе имеются различные определения данного понятия. Рассмотрим наиболее распространённые.

1. Менеджмент – это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей.

2. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).

3. Менеджмент – это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

[Несмотря на различия, приведённые определения менеджмента позволяют выделить его общие черты:

  • обязательное наличие цели при управлении;

  • особый интеллектуальный характер указанного вида деятельности;

  • управление имеет место только в организации;

  • менеджменту присуща совокупность основных процессов управления: планирование, организация, руководство и контроль.]


Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учётом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организаций на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат получение желаемой прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счёт получения наилучших результатов с наименьшими затратами. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несёт ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Учитывая изложенное, определение менеджмента может быть уточнено.

Менеджмент – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов его механизма.

Далее даётся пояснение основным определениям: менеджмент как самостоятельный вид деятельности, хозяйственная деятельность предприятия, определение целей предприятия, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, механизм менеджмента (принципы, методы, функции управления, управленческие решения и т.д.).


Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал компании (предприятия), в которой он работает. Он может владеть её акциями, а может и не иметь их, работая в обоих случаях по найму в качестве управляющего. Менеджмент объединяет усилия работников различных специальностей, включая инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией в целом. Понятие менеджмент определяет принадлежность конкретного специалиста к профессиональной деятельности в качестве управляющего независимо от занимаемого им организационного уровня управления в иерархии предприятия, а также сферы его профессиональной подготовки и практической работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность предприятия, его конкретную сферу или подразделение (производство, сбыт, финансы, НИОКР, другие сферы и подразделения).



Характерные черты менеджмента

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием.

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учёт конкретных условий функционирования предприятия в процессе управления (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвёртых, менеджмент – это система гибкого управления, позволяющая предприятию современно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.


2. Предмет, метод и задачи науки и практического менеджмента.

Управление общественным производством может осуществляться в масштабах всей экономики страны, отдельной отрасли или предприятия. Народное хозяйство и отдельные его звенья относятся к социально-экономическим системам различной сложности. Сельское хозяйство, как и другие отрасли АПК, является составным элементом системы народного хозяйства, одним из важнейших её объектов. В свою очередь, как крупнейшая отрасль, сельское хозяйство само является сложной системой, обладающей всеми свойствами социальных систем – целостностью, иерархичностью и динамизмом, а также вероятностным характером поведения, зависимым от воздействия многих субъектов, различных внутренних и внешних факторов. То же самое можно сказать и о предприятиях как составных элементах АПК – самостоятельных системах более низкого уровня иерархии.


Составными элементами социально-экономических систем являются прежде всего люди, а также предметы и средства труда. Процесс производства характеризуется единством двух подсистем: управляемой и управляющей (объекта управления и субъекта управления). Управляемая система (объект управления) представляет собой совокупность различных элементов (трудовые коллективы, отдельные работники), обеспечивающие создание материальных и нематериальных ценностей. Управляющая подсистема (субъект управления) – это совокупность различных органов управления и отдельных его работников, которые осуществляют целенаправленное воздействие на управляемую подсистему (объект управления).

Любая наука имеет свой предмет исследования. Условием выделения любой науки является появление самостоятельного предмета исследования. При определении предмета науки менеджмента следует исходить из того, что объектом и субъектом управления в общественном производстве выступают прежде всего люди, которые обеспечивают успех любого дела независимо от уровня развития техники. Между ними в процессе производства складываются определённые управленческие отношения: межличностные (исполнители и руководители, руководители одного уровня, исполнители одного уровня), межсистемные отношения (подсистемы различного уровня: государство, предприятие, цех), смешанные (общество и работники, предприятие и работники).

Предметом науки менеджмента является совокупность любых общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы. Наука изучает разные аспекты этих отношений: функции управления, методы воздействия на объекты управления.

Одновременно наука менеджмента изучает технологию управленческого труда, формы и методы работы управленческого аппарата.

В процессе научного познания используются различные методы; они представляют собой совокупность приёмов, способов и принципов, с помощью которых достигают результатов исследования.

Диалектический метод как основа любых теоретических построений, включает такие приёмы как абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, выделение ведущего звена, частей и целого, рассмотрение явлений в движении и т.д.

Наука управления выработала и ряд специальных методов исследования: анкетирование, интервьюирование, хронография рабочего дня, моментные наблюдения, эксперимент, самообследование. Наука управления всегда была тесно связана с практикой. Поэтому при разработке вопросов управления следует шире изучать, систематизировать и обобщать передовой опыт руководителей и специалистов как в своей стране, так и за рубежом.

Менеджмент как наука развивается на стыке экономических, правовых, социологических, технологических наук, философии, психологии, математики, теории исследования операций, педагогики, но она не является «наукой наук». Она имеет вполне конкретную задачу – изучать систему управления производством, объяснить механизм управления им, не рассматривая вопросы, относящиеся к компетенции других дисциплин. Так, она не изучает планирование, учёт или финансы, но для неё важно понять, как взаимодействуют эти важнейшие инструменты бизнеса в системе управления предприятием.


Наука менеджмента не ставит целью дать законченные рекомендации, пригодные на все случаи жизни. Основная её задача превратить управление из науки и искусства, в научную систему, доступную каждому обладающему необходимой квалификацией.

Важнейшими задачами менеджмента как науки и практики являются:

  • совершенствование организации управленческого труда;

  • разработка организационных структур управления с учётом различных форм хозяйствования;

  • обоснование кадровой политики, развитие форм и методов подготовки и переподготовки кадров;

  • разработка методов оценки работы предприятий.

Содержание менеджмента можно рассматривать в различных аспектах. Менеджмент принято рассматривать как науку и практику управления.


Менеджмент как наука, практика и искусство управления. Научной (теоретической) базой менеджмента является общая теория систем, исследования и достижения в области математики, включая количественные методы исследования операций и моделирование, психология, социология, информатика, инженерные и экономические науки.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую базу практики управления, а точнее обеспечивают практику менеджмента практическими рекомендациями.

Менеджмент рассматривают не только как науку и практику управления, но и как искусство, поскольку практическое управление во многом зависит от таланта руководителя-менеджера, его индивидуальных способностей, умения работать с людьми, личной инициативы, интуиции и других факторов. Умение использовать всё это в управлении называется искусством. Поэтому менеджмент как всякая творческая деятельность несёт в себе элементы науки и искусства. При этом наука менеджмента проявляется в формировании научно обоснованных рекомендаций для эффективного управления, а искусство служит его высшим практическим проявлением, отражающим ценность человека (менеджера) в осуществлении этого управления и возможности его творческого потенциала.


3. Виды и уровни менеджмента. интегральная модель менеджмента

При рассмотрении основных положений управления предприятием менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента).

По уровням управления менеджмент предприятия рассматривается на 3-х уровнях руководства предприятием:

  1. высший уровень управления

  2. средний уровень управления

  3. нижний, (основной), (операционный или технологический) уровень управления.

Состав функций, прав и обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику.

Высший уровень управления организацией (высшее руководство предприятия) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов, освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем.