Файл: Отчет по практике Наименование практики Учебная практика практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Распределение - самый ответственный процесс в управлении ключами. Этот процесс должен гарантировать скрытность распределяемых ключей, а также быть оперативным и точным. Между пользователями сети ключи распределяют двумя способами:

  • с помощью прямого обмена сеансовыми ключами;

  • используя один или несколько центров распределения ключей.
  1. Национальные интересы РФ в информационной безопасности


Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать (ФЗ «Доктрина информационной безопасности»).

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются:

  • в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею,

  • в развитии современных телекоммуникационных технологий,

  • в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  • реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

  • совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

  • противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
    1. Государственная политика обеспечения информационной безопасности 


Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.


Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

  • открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

  • правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

  • приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.

Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации:

  • проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры по ее обеспечению;

  • организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности Российской Федерации;

  • поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;

  • осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;

  • проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;

  • способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям;

  • формулирует и реализует государственную информационную политику России;

  • организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области;

  • способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.


Конкретные средства и меры защиты информации должны разрабатываться и применяться в зависимости от уровня конфиденциальности и ценности информации, а также от уровня возможного ущерба в случае ее утечки, уничтожения, модификации или блокирования.

В настоящее время в Госстандарте России зарегистрированы три системы сертификации средств защиты:

  • (Гостехкомиссия России) система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации № РОСС RU. OOO 1. O 1БИ OO;

  • (ФАПСИ) система сертификации средств криптографической защиты информации (система сертификации СКЗИ) №РОСС RU.0001.030001;

  • (ФСБ) система обязательной сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ - ГТ) №РОСС RU.0001.

Кроме того, системы сертификации средств защиты разрабатываются (имеются) в Министерстве Обороны РФ и Службе внешней разведки РФ.
    1. Стратегия развития информационного общества в РФ до 2030г.


Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”

Основными принципами Стратегии являются:

  • обеспечение прав граждан на доступ к информации;

  • обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;

  • сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;

  • приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;

  • обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;

  • обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
  1. Заключение


На основе изученного материала можно сделать вывод.

Развитие компьютерной техники и ее широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных действий, объектом или орудием совершения которых являются электронно-вычислительные машины. Путем различного рода манипуляций, т.е. внесения изменений в информацию на различных этапах ее обработки, в программное обеспечение, овладения информацией нередко удается получать значительные суммы денег, уклоняться от налогообложения, заниматься промышленным шпионажем, уничтожать программы конкурентов и т.д. Защита информации вызывает необходимость системного подхода; т.е. здесь нельзя ограничиваться отдельными мероприятиями. Системный подход к защите информации требует, чтобы средства и действия, используемые для обеспечения информационной безопасности - организационные, физические и программно-технические - рассматривались как единый комплекс взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимодействующих мер. Один из основных принципов системного подхода к безопасности информации - принцип «разумной достаточности», суть которого: стопроцентной защиты не существует ни при каких обстоятельствах, поэтому стремиться стоит не к теоретически максимально достижимому уровню защиты, а к минимально необходимому в данных конкретных условиях и при данном уровне возможной угрозы.


Информация - это ресурс. Потеря конфиденциальной информации приносит моральный или материальный ущерб. Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам. В современных условиях безопасность информационных ресурсов может быть обеспечена только комплексной системной защиты информации. Комплексная система защиты информации должна быть: непрерывной, плановой, целенаправленной, конкретной, активной, надежной и др. Система защиты информации должна опираться на систему видов собственного обеспечения, способного реализовать ее функционирование не только в повседневных условиях, но и критических ситуациях.

Способы обеспечения информационной безопасности должны быть ориентированы на характер действий, направляемых на меры предупреждения возможных угроз.

Основными целями защиты информации являются обеспечение конфиденциальности, целостности, полноты и достаточности информационных ресурсов.

Обеспечение информационной безопасности достигается организационными, организационно-техническими и техническими мероприятиями, каждое из которых обеспечивается специфическими силами, средствами и мерами, обладающими соответствующими характеристиками.

Разрушение важной информации, кража конфиденциальных данных, перерыв в работе вследствие отказа - все это выливается в крупные потери, наносит ущерб репутации организации. Проблемы с системами управления или медицинскими системами угрожают здоровью и жизни людей. Современные информационные системы сложны и, значит, опасны уже сами по себе, даже без учета активности злоумышленников. Постоянно обнаруживаются новые уязвимые места в программном обеспечении. Приходится принимать во внимание чрезвычайно широкий спектр аппаратного и программного обеспечения.

Меняются принципы построения корпоративных информационных систем. Используются многочисленные внешние информационные сервисы; получило широкое распространение явление, обозначаемое исконно русским словом "аутсорсинг", когда часть функций корпоративной информационной системы передается внешним организациям.

Что касается информационной безопасности в РФ, проблема национальной информационной безопасности обусловлена возрастающей ролью информации в общественной жизни РФ. Информационная безопасность в современных условиях трактуется как защищенность информации и обеспечивающей ее инфраструктуры от преднамеренных или случайных воздействий искусственного или естественного характера, которые могут нанести ущерб пользователям или владельцам информации.


Цель обеспечения информационной безопасности страны состоит в защите информационной среды, информационных технологий и информационного потенциала, составляющих конфиденциальную информацию или государственные секреты.

Информационная безопасность – это всегда комплексная система, все составляющие которой призваны не допустить утечки конфиденциальных сведений по техническим каналам, а также воспрепятствовать стороннему доступу к носителям информации. Все это, соответственно, гарантирует целостность данных при работе с ними: обработке, передаче и хранении, которые должны осуществляться обязательно в правовом поле. Грамотно организованные технические мероприятия позволяют определить использование специальных электронных приспособлений несанкционированного снятия информации, размещенных как в помещении, так и в средствах связи.

В РФ существует несколько нормативных правовых документов, регламентирующих работу в информационной сфере: «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и т. д. Одним из фундаментальных является Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне». К этому перечню стоит добавить Постановления Правительства РФ «О сертификации средств защиты информации», «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», а также Приказ ФСБ «Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации».

Список литературы


  1. Баранова Е.К., Бабаш А.В. учебное пособие «Информационная безопасность и защита информации»

  2. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене»

  3. С.А. Нестеров «Основы информационной безопасности»

  4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646)

  5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”

  6. КЛ Лапин В.В.Сборник л-й_ОИБ_изд МосУ 2010

  7. Торокин А.А. Основы инженерно-технической защиты информации.

  8. https://losst.pro/shifrovannye-fajlovye-sistemy



1 Нормативно-правовые акты

Москва

2023