Файл: Отчет по практике Наименование практики Учебная практика практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Распределение - самый ответственный процесс в управлении ключами. Этот процесс должен гарантировать скрытность распределяемых ключей, а также быть оперативным и точным. Между пользователями сети ключи распределяют двумя способами:
-
с помощью прямого обмена сеансовыми ключами; -
используя один или несколько центров распределения ключей.
-
Национальные интересы РФ в информационной безопасности
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать (ФЗ «Доктрина информационной безопасности»).
Национальные интересы России в информационной сфере заключаются:
-
в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, -
в развитии современных телекоммуникационных технологий, -
в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
-
реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; -
совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; -
противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
-
Государственная политика обеспечения информационной безопасности
Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
-
соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; -
открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации; -
правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; -
приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.
Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации:
-
проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности Российской Федерации, разрабатывает меры по ее обеспечению; -
организует работу законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности Российской Федерации; -
поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; -
осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; -
проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории Российской Федерации и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов; -
способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям; -
формулирует и реализует государственную информационную политику России; -
организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области; -
способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.
Конкретные средства и меры защиты информации должны разрабатываться и применяться в зависимости от уровня конфиденциальности и ценности информации, а также от уровня возможного ущерба в случае ее утечки, уничтожения, модификации или блокирования.
В настоящее время в Госстандарте России зарегистрированы три системы сертификации средств защиты:
-
(Гостехкомиссия России) система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации № РОСС RU. OOO 1. O 1БИ OO; -
(ФАПСИ) система сертификации средств криптографической защиты информации (система сертификации СКЗИ) №РОСС RU.0001.030001; -
(ФСБ) система обязательной сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ - ГТ) №РОСС RU.0001.
Кроме того, системы сертификации средств защиты разрабатываются (имеются) в Министерстве Обороны РФ и Службе внешней разведки РФ.
-
Стратегия развития информационного общества в РФ до 2030г.
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”
Основными принципами Стратегии являются:
-
обеспечение прав граждан на доступ к информации; -
обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; -
сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг; -
приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий; -
обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях; -
обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
-
Заключение
На основе изученного материала можно сделать вывод.
Развитие компьютерной техники и ее широкое внедрение в различные сферы человеческой деятельности вызвало рост числа противозаконных действий, объектом или орудием совершения которых являются электронно-вычислительные машины. Путем различного рода манипуляций, т.е. внесения изменений в информацию на различных этапах ее обработки, в программное обеспечение, овладения информацией нередко удается получать значительные суммы денег, уклоняться от налогообложения, заниматься промышленным шпионажем, уничтожать программы конкурентов и т.д. Защита информации вызывает необходимость системного подхода; т.е. здесь нельзя ограничиваться отдельными мероприятиями. Системный подход к защите информации требует, чтобы средства и действия, используемые для обеспечения информационной безопасности - организационные, физические и программно-технические - рассматривались как единый комплекс взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимодействующих мер. Один из основных принципов системного подхода к безопасности информации - принцип «разумной достаточности», суть которого: стопроцентной защиты не существует ни при каких обстоятельствах, поэтому стремиться стоит не к теоретически максимально достижимому уровню защиты, а к минимально необходимому в данных конкретных условиях и при данном уровне возможной угрозы.
Информация - это ресурс. Потеря конфиденциальной информации приносит моральный или материальный ущерб. Условия, способствующие неправомерному овладению конфиденциальной информацией, сводятся к ее разглашению, утечке и несанкционированному доступу к ее источникам. В современных условиях безопасность информационных ресурсов может быть обеспечена только комплексной системной защиты информации. Комплексная система защиты информации должна быть: непрерывной, плановой, целенаправленной, конкретной, активной, надежной и др. Система защиты информации должна опираться на систему видов собственного обеспечения, способного реализовать ее функционирование не только в повседневных условиях, но и критических ситуациях.
Способы обеспечения информационной безопасности должны быть ориентированы на характер действий, направляемых на меры предупреждения возможных угроз.
Основными целями защиты информации являются обеспечение конфиденциальности, целостности, полноты и достаточности информационных ресурсов.
Обеспечение информационной безопасности достигается организационными, организационно-техническими и техническими мероприятиями, каждое из которых обеспечивается специфическими силами, средствами и мерами, обладающими соответствующими характеристиками.
Разрушение важной информации, кража конфиденциальных данных, перерыв в работе вследствие отказа - все это выливается в крупные потери, наносит ущерб репутации организации. Проблемы с системами управления или медицинскими системами угрожают здоровью и жизни людей. Современные информационные системы сложны и, значит, опасны уже сами по себе, даже без учета активности злоумышленников. Постоянно обнаруживаются новые уязвимые места в программном обеспечении. Приходится принимать во внимание чрезвычайно широкий спектр аппаратного и программного обеспечения.
Меняются принципы построения корпоративных информационных систем. Используются многочисленные внешние информационные сервисы; получило широкое распространение явление, обозначаемое исконно русским словом "аутсорсинг", когда часть функций корпоративной информационной системы передается внешним организациям.
Что касается информационной безопасности в РФ, проблема национальной информационной безопасности обусловлена возрастающей ролью информации в общественной жизни РФ. Информационная безопасность в современных условиях трактуется как защищенность информации и обеспечивающей ее инфраструктуры от преднамеренных или случайных воздействий искусственного или естественного характера, которые могут нанести ущерб пользователям или владельцам информации.
Цель обеспечения информационной безопасности страны состоит в защите информационной среды, информационных технологий и информационного потенциала, составляющих конфиденциальную информацию или государственные секреты.
Информационная безопасность – это всегда комплексная система, все составляющие которой призваны не допустить утечки конфиденциальных сведений по техническим каналам, а также воспрепятствовать стороннему доступу к носителям информации. Все это, соответственно, гарантирует целостность данных при работе с ними: обработке, передаче и хранении, которые должны осуществляться обязательно в правовом поле. Грамотно организованные технические мероприятия позволяют определить использование специальных электронных приспособлений несанкционированного снятия информации, размещенных как в помещении, так и в средствах связи.
В РФ существует несколько нормативных правовых документов, регламентирующих работу в информационной сфере: «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и т. д. Одним из фундаментальных является Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне». К этому перечню стоит добавить Постановления Правительства РФ «О сертификации средств защиты информации», «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», а также Приказ ФСБ «Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации».
Список литературы
-
Баранова Е.К., Бабаш А.В. учебное пособие «Информационная безопасность и защита информации» -
Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» -
С.А. Нестеров «Основы информационной безопасности» -
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646) -
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы” -
КЛ Лапин В.В.Сборник л-й_ОИБ_изд МосУ 2010 -
Торокин А.А. Основы инженерно-технической защиты информации. -
https://losst.pro/shifrovannye-fajlovye-sistemy
1 Нормативно-правовые акты
Москва
2023