Файл: Работа школьного психолога с семьями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Работа школьного психолога с семьями обучающихся».
Педагог – психолог МКОУ СОШ № 2 Иващенцева Л. В.
Педагог и психолог П. П. Блонский отмечал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей». Из этих слов и как показывает практика, следует, что в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются не только наши ученики, но и их родители.

На формирование личности ребенка, прежде всего, оказывает влияние семья,  поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее,  спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и обучающихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.

В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;

  • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

  • анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.



Основными направлениями работы школьного психолога с семьями обучающихся являются:

  1. Диагностика семьи и семейного воспитания.

  2. Психопрофилактика и психопросвещение.

  3. Консультативная работа.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности каждой семьи, ее отношение к школе. Поэтому, занимаясьизучением семьи, я применяю разнообразные методы: наблюдение, беседу как с самими родителями, так и с классными руководителями о данной конкретной семье, анкетирование, тестирование. Одной из основных целей диагностики семьи является выявление воспитательского потенциала родителей, т.е. изучается следующее: какими умениями в плане воспитания своих детей обладают родители и насколько они готовы реализовывать эти умения и сотрудничать со школой по созданию для своего ребёнка благоприятных условий для развития.

Полученные диагностические результаты служат основанием для консультативных бесед. Метод консультативной беседы является основным в моей работе с родителями. Особенность этой формы работы заключается в том, что она содержит в себе как консультативное направление, так и коррекционное воздействие (т.е. родителям, с одной стороны, оказывается консультативная помощь в виде рекомендаций по развитию и воспитанию ребёнка, с другой стороны, корригируются выявленные нарушения в процессе семейного воспитания).

Неотъемлемой частью работы психолога также является просвещение родителей (индивидуальная работа, групповая работа (на родительских собраниях).Использую в работе следующие формы просвещения родителей:
1. Выступление рекомендательного характера (в соответствии с обозначенной школой проблемой подготавливается выступление с рекомендациями для родителей, например – проблема воровства (рекомендации по воспитанию в семье у ребёнка моральных ценностей), проблема употребления наркотических веществ, гиперактивность и т. д.
2.Выступление информационного характера ( для родителей 9-классников выступление, содержащее информацию о результатах диагностики профессиональных интересов подростков, для родителей выпускных классов информацию о психологической готовности к сдаче ГИА)
3. Тематическое выступление

, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме («Помощь пятиклассникам в период адаптации»)

В общем, вся работа психолога с родителями направлена на решение актуальных психолого-педагогических задач и на повышение компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития детей.

В своей деятельности особое внимание уделяю работе с семьями, где проживают и воспитываются дети, состоящие на всех видах профилактического учета, опекаемые дети и дети из приемных семей, семьям, находящимся в социально-опасном положении. Данная работа осуществляется совместно с зам. директора по ВР, социальным педагогом школы, классными руководителями.

С семьями данных категорий выстроен определенный алгоритм работы:

Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении (или дети, совершившие проступки) , составляется план работы, начинается непосредственно работа с семьёй. Задачи, стоящие перед нами в процессе работы с семьёй: установление контакта с семьёй; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи. Используем такую форму работы , как патронаж, то есть посещение данных семей на дому. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.

В заключении рекомендации для тех, кто работает с семьей:

  1. В диагностической работе выяснять прежде всего достижения семейного воспитания.

  2. Начинать разговор с родителями с похвалы ребенка.

  3. Не злоупотреблять доверием родителей.

  4. Работа с родителями требует самообладания и выдержки.

Помните, чтобы воспитывать родителей, надо быть самому гармоничным и счастливым человеком.