Файл: Система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6

Культура. Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.

Антропоцентризм. Антропоцентризм (от греч. anthtropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье

РЕНЕССАНС амrenaissance возрождение1Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европынаступивший после средневековья и обусловленный развитием капиталистических отношенийто жечто Возрождение

НАТУРФИЛОСОФИЯ — Философское признание природы, её явлений и законов. Объяснение физического мира из определенных разумно мыслимых оснований

УТОПИЗМ — (utopianism) Представления об альтернативном обществе, в котором устранены все известные виды социального зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеобщее благополучие за счет воцарения полной справедливости, свободы

Философия реформации – это направление, критикующее католический уклад, чтобы сделать церковь более демократичной. Ее задачей является создание взаимоотношений между прихожанами и Богом, основанных на справедливости.

НЕОПЛАТОНИЗМ — философско мистическое направление античной мысли 3 6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией.


Гелиоцентризм гр. солнце + центр + учение) — учение, согласно которому Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца, и, Кроме того, Земля вращается вокруг своей оси.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из под контроля религии

Вопросы:
1) В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.

Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.

Данте  В своих философских трактатах и «Божественной комедии» он обосновал положение о том, что человек является своеобразным звеном между тленным и нетленным миром. Данте считал, что свобода человеческой деятельности является обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и моральной оценки человека.

Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.
2) В своем сочинении “Об ученом незнании” Кузанец с самого начала вполне определенно заявляет, что единое и бесконечное — это одно и то же. С целью проведения такого отождествления он вводит новое понятие — понятие максимума и минимума, т. е. “наибольшего” и “наименьшего”, которые у него оказываются совпадающими противоположностями. “Я называю максимумом нечто такое, больше чего ничего не может быть. Вот почему единство совпадает с максимальностью и также является бытием. Если же такое единство универсально абсолютно, вне всяких отношений и всяких ограничений, то, так как оно является абсолютной максимальностью, очевидно, ничто ему не противостоит. Абсолютный максимум единственен, потому что он — все, в нем все есть, потому что он — высший предел. Так как ничто ему не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, и максимум тем самым находится во всем”.


3) Томас Мор - один из основателей утопического социализма. Его творчество - наиболее важное исследование о социализме конца XVIII столетия. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации. Мор полагал, что его идеи можно реализовать в ближайшем будущем при помощи образованного правителя. Во всём этом проявлялась неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое». (Книга написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы прведена критика английского общественного устройства, во второй - устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия. Мор не был удовлетворён поверхностным анализом периода накопления капитала, которое в Англии проходило жестоко, но стремился выяснить социальные причин этого явления. И нашёл, что они коренятся в частной собственности. Поэтому, считал Мор, следует изменить общественные отношения, что нельзя сделать лишь законодательным путем.
Идеал, который он демонстрирует на примере отношений на острове Утопия: общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. Д.)

Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, он пришёл к заключению, что природные склонности человека должны быть разгаданы через гороскоп.
Кампанелла рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все без исключения. Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел лишь к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив, а чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный, где все люди равны между собой.
(Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься всем, чем хотят. Они лишь освобождены от тяжелых форм труда. “Общности жен” соответствует ”общность мужей” на основе взаимного равенства. В ”Городе Солнца” есть отличие экономического и социального бытия по сравнению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же изобилие налицо, поскольку труд, как об этом впервые в истории человеческой мысли догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека.)

4) Главным положением натурфилософии Джордано Бруно (1548-1600) явилось учение о бесконечности Вселенной. «Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве. Вселенная - одна, миры же бесчисленны». Она представляет собой сущность окружающего нас бытия. Вне Вселенной нет ничего, она вечна, не сотворена богом, неподвижна. Такое ее свойство необходимо понимать как невозможность перемещения в другое место, ибо такого места не существует. Внутри же самой Вселенной происходит вечное движение и развитие.

В этой связи Бруно ставит вопрос о соотношении божественного и природного начал. Согласно Бруно, «бесконечное телесное бытие» по сути является «в достойнейшем смысле благим». Бесконечность бога представляет собой «свернутую», нереализованную бесконечность. Бесконечность бога - атрибут бесконечной Вселенной. Таким образом, Вселенная объявляется Бруно равной богу. Это положение противоположно средневековой теологии. Не только природа приравнивалась богу, но что более важно - бог приравнивался к природе.

Теория Николая Коперника
Н. Коперник посвятил свою жизнь утверждению новой системы мира, призванной заместить неверную геоцентрическую систему Птолемея.
Коперник изложил свою теорию в работе “Малый комментарий Николая Коперника относительно установленных им гипотез о небесных движениях”:
Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник описывает далее последовательность расположения небесных планет. Затем он останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять только движением Земли.
Заканчивается “Малый комментарий” Коперника следующим утверждением: ”Таким образом всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет”. Коперник гордился своим открытием, так как видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

Телизио

Телезио исключает познание бога. Бог является лишь творцом мира, в последующем он не вмешивается в процессы природы, таким образом, задачей философии задачей философии является не познание бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Телезио отвергает упование на внешние авторитеты: философские и научные выводы должны опираться на непосредственные восприятия и опыт, на собственный разум. Не бог, но природа является предметом философского исследования. Философия Телезио содержит сильные материалистические тенденции. Все вещи телесны, материальны; телесный принцип является их вечной, неизменной сущностью, сам этот принцип, однако, пассивен, лишен всякого движения и активности, он как бы «мертв», невидим. Движение и изменение вызываются борьбой двух противоположных активных принципов — тепла и холода. Эти принципы бестелесны, но проявляться вне своей материальной основы, вне материальной субстанции вещей не могут. В учении Телезио намечается важная материалистическая идея о материальном единстве мира.


Галилео

В основе мировоззрения Галилео Галилея лежит признание им объективного существования мира, который бесконечен и вечен, при этом ученый-философ допускал божественный первотолчок. В природе, по его мнению, ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки - отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, по Галилею, - наблюдение, а основа науки - опыт.

Л да В

В эпоху Возрождения происходи восстановление интереса к исследованию природы и к естественным наукам. Формируется мнение, что науки, не использующие опытные знания, полны заблуждений. В силу этого необходим методологический переворот. Леонардо да Винчи возрождает античную идею индукции и индуктивного метода, выступая с критикой силлогизма, являвшегося основным методом в теологии.

Леонардо да Винчи высказал мысль, что во всякой отрасли знания столько науки, сколько в ней математики, и что, в частности, живопись ближе к науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы.

Через его творения пробивает себе дорогу новая мировоззренческая установка: человек - центр мироздания. Позже это оформляется в новую научную картину мира.

В философии Возрождения форсмируется новое понимание природы как субстанции, существующей одновременно и актуально, и потенциально. Субстанции, объединяющей в себе и материю, и форму.

Парацельса

Он считал, что  Вселенная – единый живой организм, одушевленный единой звездной (астральной) душой. Душа эта невидима, не связана с определенным местом в пространстве; но именно ее деятельность все порождает, является источником всякого движения и изменения. Поскольку человек – микрокосм, подобный Вселенной, то, постигая свою собственную душу, мы можем найти средства магически воздействовать на природу. Порождая в своем воображении (но не в фантазии!) различные образы, мы создаем астральное тело нашей мысли, которое при определенных условиях может воздействовать и на материальные тела.

5) Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

  • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

  • необходимо упрощение обрядов, церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

  • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

  • дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан, поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и запретить индульгенции.