Файл: Система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по мнению Лютера, которое кардинально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения было то, что автоматически снижался статус церковных служителей и церкви в целом; церковь с такой точки зрения не должна была играть существенной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя как самостоятельное общественно-религиозное движение Германии, отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между богом и человеком.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению, а успех в работе — признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.
В творчестве Эразма Роттердамского центральное место занимала проблема сочетания христианского благочестия и широкой образованности, опирающейся на наследие классической античности и патристики (от латинского - отцы, подразумевается - отцы церкви - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей II-VIII вв).
По мнению Эразма людей можно обучить добродетели и наукам, если найдутся наставники, умеющие сочетать разум, опыт и природные силы самого человека. Пробуждая радость познания, они помогают становиться лучше и самому человеку, и окружающему его миру. Просвещение, в том числе религиозное, было альфой и омегой позиции Эразма.

Рферат

Проблема человека в культуре и искусстве эпохи возраждения.

В философии эпохи Возрождения радикально меняется и взгляд на человека и его природу. Человек уже не рассматривается как исключительно греховное и падшее существо. Пико делла Мирандола, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, в своем трактате "Речь о достоинстве человека" пишет, что "человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения". В философии эпохи Возрождения создается антропоцентризм, основой которого является представление о человеке как целостном, гармоничном, творческом и свободном существе. Выдвигается, так сказать, "новая идея человека". Совершенным в человеке является не только душа, но и тело, а сам человек есть высшее и совершенное проявление природы.


Проблема человека, по мнению мыслителей этой эпохи, выступает прежде всего как прекрасная и совершенная индивидуальность. Уникальность есть признак и принадлежность человеческой самости. Он является творческим существом, а его жизнепроявление – выражение и утверждение природных дарований. Он есть ни в чем не ограниченное свободное существо. Он сам выбирает и сам определяет и творит свой образ и свою судьбу. Человек стоит перед выбором и вынужден сам выбирать и себя и свой жизненный план, свою жизненную программу, он сам "конструирует" себя. Это является его внутренним мотивом и побуждением, он сам определяет смысл своего бытия и реализация его становится его призванием. Он сам отвечает перед собой и ни перед кем другим за свою судьбу . И в реализации себя как цели бытия он может опираться только на свой разум и на свою волю. Его мировоззрение освобождается от религиозных догматов, тяготея к просвещенности на основе научного знания, секуляризуется и в целом его чувственная природа. Естественное проявление его чувств и влечений как телесных побуждений столь же прекрасно, как и влечение разума.

Тема 7

Рационализм (ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

ЭМПИРИЗМ(от греч. empiria — опыт)— одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.

СЕНСУАЛИЗМ — (фр., от sensuel чувственный, с греч. окончанием). 1) философское учение, по которому считают чувство началом всех идей, и чувственные наслаждения ставят целью жизни.

ДЕДУКЦИЯ — (от лат. deductio выведение) переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.

Индукция —  Индукция  ♦ Induction    Вид доказательства, в классическом понимании определяемый как переход от частного к общему, или от фактов к закону. Тем самым противостоит дедукции, которая обычно идет от общего к частному, от принципа к следствиям.

СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана и идентификаций различенного.



ПАНТЕИЗМ — (от греч. pan всё и theos бог) филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое.

СУБСТАНЦИЯ — (от лат. substantia сущность, нечто, лежащее в основе) то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др.

ДЕТЕРМИНИЗМ —         (от лат. determino определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. 

МОНАДА — (от греч. monas, род. п. monados единица, единое) понятие, используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия.

АБСТРАКЦИЯ — (от лат. abstractio отвлечение, отделение) процесс мысленного отвлечения одних свойств и отношений вещей и явлений от других.

Плюрализм – это принцип, допускающий и поощряющий существование нескольких независимых и равноправных мнений, концепций, ценностей или иных сущностей. Он противопоставляется монизму (строго одна сущность) и дуализму (строго две сущности, как правило, противоположные). Плюрализм подразумевает, что нет строгого ограничения по количеству. При этом все сущности, независимо от их природы и количества, имеют равное право на существование.

ЛИБЕРАЛИЗМ — (от лат. liberalis свободный) идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы.

Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

МОНИЗМ — (от греч. monos один, единственный) рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего.

ДУАЛИЗМ — (от лат. dualis двойственный) филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Дуализм это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей.

«ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР» —         филос. и юридич. доктрина, объясняющая возникновение гос. власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естеств. состояния к состоянию гражданскому.

МАТЕРИАЛИЗМ
 — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной;


Вопросы:

1) Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных       возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

2) Рене Декарт (Картезиус)

  • Разум - единственный источник достоверного знания.

  • Основной метод познания – дедукция (следование от общего к частному).

  • Необходимо сомневаться во всем; несомненен только акт сомнения

  • (« Мыслю, следовательно, существую», то есть пока я сомневаюсь, я живу).

  • Критерием истинности выступает очевидность чего-либо для разума.

  • Человек – мыслящая вещь.

  • В человеческом познании имеется ряд врожденных идей: идея Бога, а также идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы.

  • Декарт был дуалистом - существует две субстанции: протяженная и мыслящая.

Бенедикт Спиноза

  • Монистическая философия: существует лишь одна субстанция - природа, которая есть причина самой себя (Бог, субстанция, природа).

  • Всю систему знания необходимо строить из этой самой совершенной идеи.

  • Познание бывает двух видов: чувственное (смутное, неистинное) и рациональное (истинное, ясное и отчетливое)

  • Источник истинного познания – разум, отрываемый от чувственного опыта.

  • Мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию.

  • Универсальным методом познания выступает математика, точнее геометрия.


Готфрид Лейбниц

  • множественность субстанций

  • Самостоятельно существующие субстанции – монады (просты, неделимы, нематериальны)

  • Сущность монады составляет деятельность, заключающаяся в представлении или восприятии и стремлении

  • Монада называется душой, когда в ней есть чувство, духом - когда есть разум

  • Неделимые монады составляют сущность всей природы

  • Бог - абсолютно сознательная монада.

  • Каждая монада подобна самостоятельной, обособленной Вселенной.

3)  Фрэнсис Бэкон (1561–1626) считал, что философия должна приносить практическую пользу. Поэтому он был противником схоластики и непримиримым критиком Аристотеля, создавшим, по его мнению, «бесполезную» философию (учение о категориях, которые можно наполнить любым содержанием). Критикуя созерцательный стиль философствования, Ф. Бэкон стремился соединить философию с результатами деятельности. Он обосновал метод индукции как основной метод научного познания (ход исследования от частного к общему), в основе которого лежит синтез (сведение частей в единое целое). Главное, считал основатель эмпиризма, – получить как можно больше знаний о природе и поставить их на службу человеку. Широко известен его афоризм «Знание – сила».

Томас Гоббс (1588–1626) систематизировал взгляды Ф. Бэкона и представил механистическую трактовку реальности. Согласно его концепции, человек представляет собой часть природы, функции которой сводятся к простейшей, механической форме движения (сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса). Субстанцией мира является материя, а все предметы и явления понимаются как формы ее проявления. Материя существует вечно, предметы же имеют конечный срок существования. Все наши знания исходят из чувственных представлений.

Джон Локк (1632–1704) утверждал, что все богатство знаний человек получает от чувств, ощущений, в которых представлена объективная природа. Ощущения – это единственный связанный с миром канал приобретения знаний, а опыт – их источник. Согласно Дж. Локку, нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях. Сознание человека – это табула раса (чистая доска), лишенная каких бы то ни было врожденных идей. Только в процессе жизненного опыта на этой «доске» появляются определенные знаки: образы, понятия, знания.

4) Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.