Файл: Урок английского языка. Класс делится на подгруппы. В одной из подгрупп поменялся учитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Выберите из предложенной тематики кейсов ту проблему, которая вас в большей степени интересует. Опираясь на опыт своей профессиональной деятельности, предложите описание 3-х ситуаций по избранной теме и возможные варианты поведения учителя в них.

  • Конфликт между учителем и учеником. Оцените причины, опишите проявления конфликтного поведения и предложите варианты поведения педагога в зависимости от сложившейся ситуации.

(Урок английского языка. Класс делится на подгруппы. В одной из подгрупп поменялся учитель.

При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Одна из учениц сказала, что раньше им разрешали пересказывать текст свободно, а не наизусть. За пересказ она получила «3», что вызвало ее негативное отношение к учителю.

На следующий урок девочка пришла без выполненного домашнего задания, хотя была прилежной ученицей. Учитель после опроса поставила ей «2».

Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив одноклассников прогулять урок. По просьбе учителя дети вернулись в класс, но отказались выполнять задания.

После уроков ученица обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее в другую подгруппу.

На этом примере мы видим, что конфликт деятельности (разногласия по поводу критериев выполнения задания) приводит к возникновению конфликта поведения (отказ выполнять задания педагога, попытка сорвать урок), что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликта отношений (просьба ученицы перевести ее в группу к другому педагогу).

Варианты решения: Одним из способов решения подобного конфликта может стать выстраивания с детьми доверительных отношений, с уточнением тех критериев, которыми руководствовался прошлый учитель и обсуждения совместно с детьми, критериев которыми они отныне будут руководствоваться. При этом находя компромисс между привычными детям критериями и тех, которыми будет пользоваться новый преподаватель. Составление правил оценивания работ устных и письменных,
объясняя при этом учащимся почему, по вашему мнению, ваши методики вы считаете более подходящими)

  • Педагогические приемы, способы, методы развития эмоционального интеллекта у учащихся в процессе урока. Приведите примеры из собственного опыта организации образовательной деятельности на уроке.

Чаще приходилось пользоваться таким методом на уроках литературы, но немногочисленные пробы таких методов на уроках ОДНКНР, показали, что они функционируют не менее эффективно.

Для развития эмпатии на уроках литературы можно использовать интересные психологические приемы в качестве обучающих.

Приём "Карта эмпатии"

После прочтения сказки, басни или рассказа предлагаем ученикам составить "Карту эмпатии". Если произведение крупное, то такие карты можно составлять после прочтения его глав или частей. Что представляет собой "Карта эмпатии"?



В центре помещаем имя персонажа, а вокруг - блоки с такими названиями:

  • говорит

  • думает

  • делает

  • чувствует

Беседуем с учениками, обсуждаем поведение героя по этим критериям, вносим в карту ключевые слова, цитаты и получаем полную картину состояния героя. Ученики не просто видят поступки персонажа - перед ними открывается всё, что за этими поступками стоит (почему и зачем он их совершил, что при этом испытывал, что думал и говорил).

Приём "Календарь эмоций"

Этот прием также используется в обычной жизни. Люди ведут календари, чтобы отследить свое эмоциональное состояние, перепады настроения. Родители в подобных календарях отмечают эмоции своих детей в разные дни. Точно так же можно наблюдать за эмоциональными переменами героев книг. Научившись наблюдать за вымышленным персонажем, ребенок научится понимать и окружающих его людей.



В календаре, который мы используем на уроках литературы, в верхней части будут стоять не дни недели, а номера глав или эпизодов. Слева в столбик пишутся различные эмоции:



  • радость

  • разочарование

  • грусть

  • гордость

  • тревога

  • счастье

  • сожаление

  • стыд

  • любопытство

  • волнение и др.

Читая книгу, дети с помощью крестиков или галочек отмечают эмоции, которые испытывал тот или иной герой в определенных ситуациях.

Можно использовать такой календарь иначе: отмечать в нем свое читательское эмоциональное состояние при прочтении произведения (кстати, неплохая альтернатива читательскому дневнику).

  • Создание в образовательном процессе ситуаций выбора (учебного, нравственного, личностного). Приведите примеры из собственного опыта организации учебной и внеурочной деятельности.

Прием № 1. «Выбери начало вопроса». Учащиеся заранее не знают, на какой вопрос они будут отвечать, но могут выбрать первое слово задания. «Как…? Почему…? Зачем…? Где…?», - и так далее. Этот прием основывается на психологических особенностях детей. Кому-то интересно разобраться в сути вещей, познать их структуру. Для них вопрос – как. Кто-то любит порассуждать, пофилософствовать. Для них вопрос – почему? Для кого-то важна точность. Для них вопросы – сколько или где. Например, тема по истории России «Первые князья». Начало вопроса «Где» - «Где располагалась Древлянская земля?» Начало вопроса «Почему» - «Почему именно Киев стал главным городом Древнерусского государства?» Начало вопроса «Как» - «Как Святослав смог покорить Хазарский каганат?» и т.д.

Прием № 2. Задание отражено в картинке (иллюстрации). Учащиеся заранее не знают, как сформулированы вопросы, но могут выбрать изображения, как-то логически связанные с будущим вопросом (заданием). Такой прием очень удобно применять на уроках обществознания. Например, в 8 классе тема «Производство – основа экономики». Учитель предлагает школьнику четыре иллюстрации на выбор: «Цветущий луг», «Денежная купюра», «Рабочий у станка», «Человек с калькулятором». В каждой из картинок «зашифрованы» факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Именно об этом факторе и должен рассказать ученик, сделавший выбор.

Прием № 3. «Лотерея». При этом приеме ситуация выбора напрямую не связана с содержательной стороной урока. Учащиеся делают выбор числа от 1 до 12. За каждым числом спрятан вопрос или задание. Это может вызвать разумное удивление, как же
можно довериться слепой удаче, разве это педагогично, где же здесь вариативность, в чем осознанность выбора? Если ученик не доволен вопросом или своим ответом на него, он может попытать фортуну еще раз, и «нажать на кнопку» с другим числом. Чтобы увеличить интерес, я использую такие дополнительные «бонусы», как: + балл, помощь друга (можно передать ответ на этот вопрос однокласснику, а самому попытать счастье еще раз), приз (самому придумать для себя вопрос и на него ответить) и т.д. Есть и коварные секторы: «два задания вместо одного», «вопрос повышенной сложности».

Прием № 4. «Своя игра», строится по принципу одноименной телевизионной игры. На экране горят цифры баллов-очков. Учащимся предлагается насобирать очки на оценку. Предположим: на оценку «5» нужно набрать 500 очков, на оценку «4» - 300 очков, на оценку «3» - «150». На экране появляется табло со стоимостью вопросов. Этот вопрос оценивается в 100 очков, а этот - только в 30, а этот сразу даст отвечающему 250 баллов, но он очень сложный. Комбинируя задания разной степени сложности, ученик «конструирует» себе оценку, а учитель оценивает степень усвоения ребенком учебного материала. Он может заметить, какие задания наиболее трудны для детей, где есть пробелы в знаниях, какие навыки учебной деятельности недостаточно развиты. Т.е. учитель проверяет не только ученика, но и качество своей работы.