ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)




(код и наименование направления подготовки / специальности)



(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №
по учебному курсу «Теория экономического анализа»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

В.А. Сорочук







(И.О. Фамилия)




Группа

ЭКбд-2005а













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

ЗАДАНИЕ 1

Дайте характеристику видам экономического анализа (укажите не менее 10 видов экономического анализа) и заполните таблицу. Представьте список литературы, использованной при выполнении задания.

Таблица

№ п/п

Вид экономического анализа

Содержание вида экономического анализа

Источник литературы

1

2

3

4

1

Технико-экономический анализ

Технико-экономический анализ предполагает обращение к техническим процессам, характерным для производства продукции с конкретно заданными свойствами, и соответствующим материальным, трудовым и финансовым затратам. Его предметом служат причинно-следственные связи технических и экономических параметров, обусловливающие конечные результаты деятельности предприятия.

https://www.cfin.ru/finanalysis/invest/unido_industrial_feasibility_studies.shtml

2

Социально-экономический анализ

Социально-экономический анализ состоит в изучении социальных процессов и их влияния на результаты хозяйственной деятельности. Предметом исследования служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Цель анализа — исследование возможностей социально-экономического развития предприятия, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.

https://studref.com/547078/buhgalterskiy_uchet_i_audit/sotsialno_ekonomicheskiy_analiz

3

Финансово-экономический анализ

Финансово-экономический анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.

https://ur-consul.ru/Bibli/Finansovo-ekonomichyeskiyi-analiz.html

4

Эколого-экономический анализ

Эколого-экономический анализ направлен на исследование причинно-следственных связей, представляющих собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Цель анализа — изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств. Он предполагает оценку экологических аспектов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду; соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов.

https://studfile.net/preview/1966808/page:18/

5

Сопоставительный анализ

Сопоставительный анализ выражается в сравнении отчетных данных передовых предприятий о результатах их хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет.

https://studfile.net/preview/9682213/page:3/

6

Факторный анализ

Факторный анализ направлен на выявление степени влияния различных факторов на прирост и уровень результативных показателей.

https://studfile.net/preview/9519424/page:27/

7

Диагностический анализ

Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данных нарушений. Информация о признаках позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений без соответствующих измерений, т. е. без действий, требующих дополнительного времени и средств.

https://studopedia.ru/2_5230_diagnosticheskiy-analiz.html

8

Маржинальный анализ

Маржинальный анализ — метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные.

https://studfile.net/preview/9319033/page:4/

9

Детерминированный анализ

Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями

https://habr.com/ru/post/593535/

10

Внешний анализ

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

https://finansistem.com/external-analysis/














Список литературы

1. Экономический анализ: Учебник / Под ред. Бариленко В.И. и др. - М.: КноРус, 2017. - 171 c.
2. Макроэкономический анализ банковской сферы: Учебник / Под ред. Афанасьева О.Н., Дубова С.Е.. - М.: КноРус, 2018. - 192 c.
3. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 c.
4. Абрютина, М., С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности / М.С. Абрютина. - М.: ДиС, 2010. - 464 c.
5. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2012. - 432 c.
6. Аверина, О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности (для бакалавров) / О.И. Аверина. - М.: КноРус, 2019. - 94 c.
7. Акуленко, Н.Б. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов. - М.: Инфра-М, 2017. - 96 c.
8. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
9. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: Инфра-М, 2013. - 288 c.
10. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров. - М.: Инфра-М, 2016. - 334 c.
11. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. - М.: КноРус, 2010. - 112 c.
12. Алябьева, М.В. Экономический и маркетинговый анализ в системе обеспечения экономической безопасности предприятия и его совершенствование: Монография / М.В. Алябьева, В.Г. Владимирова. - М.: Русайнс, 2018. - 336 c.
13. Анущенкова, К.А. Финансово-экономический анализ / К.А. Анущенкова, В.Ю. Анущенкова. - М.: Дашков и К, 2008. - 404 c.
14. Артеменко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2013. - 288 c.
15. Артеменко, В.Г. Экономический анализ / В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
16. Арутюнян, А.А. Основы энергосбережения: Методы расчета и анализа

ЗАДАНИЕ 2

Раскройте содержание методов экономического анализа и заполните таблицу. Представьте список литературы, использованной при выполнении задания.

Таблица

№ п/п

Метод экономического анализа

Содержание метода экономического анализа

Источник литературы

1

2

3

4

1

Метод цепных подстановок

При помощи метода цепных подстановок последовательно выделяют влияние на результативный показатель только одного фатора и исключают влияние остальных.

https://studfile.net/preview/7344823/page:22/

2

Метод абсолютных разниц

Метод абсолютных разниц используется в мультипликативных моделях и смешанных моделях типа y=a∙(b-c), y=(a-b)∙c.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого показателя на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него в модели на фактическую величину факторов, находящихся слева от него в модели.


https://studfile.net/preview/5906213/page:9/

3

Метод относительных разниц

Способ относительных разниц Сущность и назначение способа относительных разниц. Сфера его применения. Алгоритм, расчета влияния факторов этим способом


https://studfile.net/preview/5956465/page:14/

4

Интегральный метод

Интегральный метод основан на суммировании приращений функции, определенных как произведение частной производной и приращения аргумента на бесконечно малых промежутках.

В интегральном методе расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну

Практическое использование интегрального метода базируется на специально созданных рабочих формулах для различных типов факторных моделей.


studopedia.ru10_99873_integralniy-metod.html

5

Балансовый метод

Балансовый метод означает сопоставление некоторых взаимосвязанных между собою показателей для получения понимания текущего положения дел. В его основе всегда находится тесная связь между явлениями, которые должны уравновешиваться. 

finalon.comМетоды анализаБалансовый метод


6

Логарифмический метод

В общем виде логарифмический метод был описан А. Хумалом, который писал: «Прирост произведения разделяется между переменными сомножителями пропорционально логарифмам их коэффициентов изменения».

Логарифмический метод состоит в том, что с его помощью достигается логарифмически пропорциональное распределение неразложимого остатка по факторам. При его использовании не требуется установления очерёдности действия факторов (как в методе цепных подстановок). Однако данный метод имеет и недостатки, главным среди них является то, что он не универсален, так как не может быть применен при анализе любого вида моделей факторных систем. Логарифмический метод применяется при решении задачи прямого детерминированного факторного анализа только с мультипликативными факторными системами.


https://studfile.net/preview/7344823/page:26/

7

«Дельфи»

В основе метода лежит идея усовершенствования и насыщения информацией с помощью экспертных оценок дерева целей.Специалистам предлагается оценить структуру предлагаемой модели в целом и дать предложение о включении в нее неучтенных связей. При этом используется анкетирование. Результаты каждого опроса доводятся вновь до сведения всех экспертов, что позволяет им далее корректировать свои суждения на основе вновь полученной информации. Метод Дельфи представляется самым надежным средством получения данных (особенно это относится к информации о будущем!

https://studfile.net/preview/6283327/page:17/

8

«Паутина»

Методом многокритериального сравнения альтернатив является и графический количественно-качественный метод «паутина». Этот метод удобен в тех случаях, когда невозможно осуществить продолжительную совместную работу, привлечь опытных консультантов. Технология использования метода коллективного блокнота включает девять операций:

https://econ.wikireading.ru/32483

9

Метод экспертных оценок

Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.


https://studfile.net/preview/3617030/page:12/

10

Анкетирование

Анкетирование — это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным — в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

https://studfile.net/preview/6018264/page:4/

11

Индукция

1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие – различны; следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного явления).

2. Метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина данного явления).

3. Соединенный метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов).

4. Метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).

5. Метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления – остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).


https://studfile.net/preview/3053099/page:7/

12

Дедукция

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - в широком смысле слова - такая форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем (т.е. по законам логики) из предшествующих мыслей. Такая последовательность мыслей называется выводом, а каждый компонент этого вывода является либо ранее доказанной мыслью, либо аксиомой, либо гипотезой. Последняя мысль данного вывода называется заключением.

https://studfile.net/preview/403307/

13

Аналогия

Аналогия - это соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое либо иное отношение между предметами (явлениями и процессами), дающие основание для переноса информации, полученной при исследовании одного предмета - модели, на другой - прототип. Такой перенос осуществляется в форме вывода по аналогии. В качестве модели подыскивается или специально конструируется предмет, обладающий большей доступностью для познания, наглядностью, простотой и т.д. Форма аналогии и выводов по аналогии многообразны. Со времён античности широко известна аналогия как сходство отношений, причём модель и прототип могут быть совершенно различными по своей физической природе.

https://studfile.net/preview/9542798/page:6/

14

Прогнозирование

процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения».

https://studfile.net/preview/5474476/page:2/

15

Группировка

Основные задачи, решаемые с помощью группировок:

1) выделение в совокупности изучаемых явлений их социально-экономических типов;

2)  изучение структуры общественных явлений;

3)  выявление связей и зависимостей между общественными явлениями.

Типологическая группировка - это разделение качественно разнородной исследуемой совокупности на однородные группы единиц в соответствии с социально-экономическими типами.

Структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку. В основу структурных группировок могут быть положены один или более атрибутивные или количественные признаки. Их выбор определяется задачами конкретного иссле­дования и сущностью изучаемой совокупности.

Аналитическая группировка - распространенный прием статистического изучения связей, которые обнаруживаются при параллельном сопоставлении обобщенных значений признаков по группам. Различают признаки зависимые - результативные, значения которых изменяются под влиянием других признаков, и факторные признаки, оказывающие влияние на другие. В основе аналитической группировки лежит признак-фактор, а по результативным признакам производится расчет групповых средник, по изменению величины которых определяют наличие связи между признаками. 


https://studfile.net/preview/1856391/page:2/



ЗАДАНИЕ 3

Рассчитайте фонд рабочего времени за год и определите влияние факторов на него методом цепных подстановок. По результатам решения задачи сформулируйте выводы.



Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

1

Среднесписочная численность рабочих, чел.

850

840

10

2

Дни, отработанные одним рабочим за год, дн.

242

239

3

3

Продолжительность рабочей смены, ч

8

7,8

0,2

4

Фонд рабочего времени за год, чел./ч

1645600

1565928

79 672

Решение:





В отчетном периоде годовой фонд рабочего времени оказался на 79672 чел.-часов меньше, чем в предыдущем году.







1) изменения численности рабочих на величину:



2) изменения количества рабочих дней на величину:



3) изменения продолжительности рабочего дня на величину:




Общее изменение фонда рабочего времени, полученное выше, тоже равно -79672чел.ч.

Вывод: в отчетном году по сравнению с предыдущим годом фонд рабочего времени сократился на 79672 чел.ч. Все факторы оказали негативное влияние, т.е. способствовали сокращению величины результативного показателя.

Наиболее влиятельным фактором оказалось снижение продолжительности рабочего дня. 50,4%
.

Вторым по значимости фактором выступает изменение численности рабочих. 24,3% .

Наименее значимым фактором является изменение количества дней, отработанных одним рабочим. 26,24% .


ЗАДАНИЕ 4

Задание

Рассчитайте годовой объем произведенной продукции и определите влияние факторов на него методом абсолютных разниц. По результатам решения задачи сформулируйте выводы.



Показатель

План

Факт

Абсолютное отклонение

1

Среднесписочная численность рабочих, чел.

110

115

5

2

Дни, отработанные одним рабочим за год, дн.

235

230

-5

3

Выработка одного рабочего в день, р.

3850

4300

450

4

Годовой объем произведенной продукции, р.





14212500

Рекомендации по выполнению задания

При расчете влияния факторы следует расставить в последовательности: количественные, структурные, качественные.

Методика:















1) изменения численности рабочих на величину:



2) изменения количества дней,
отработанных одним рабочим, на величину:



3) изменения среднедневной выработки на величину:



Проверка:




Вывод: общее изменение объема произведенной за год продукции увеличилось в отчетном году по сравнению с прошлым годом на руб. Влияние различных факторов на изменение результирующего показателя оказалось разнонаправленным.

Росту объема продукции способствовали рост численности рабочих ( + руб.), а также рост среднедневной выработки (+ тыс. руб.).

В то же время количество часов, отработанных одним рабочим, снизилось, что привело к сокращению объема произведенной продукции руб.

Таким образом, наибольшее влияние на изменение результирующего показателя оказало влияние интенсивного фактора, связанного с повышением эффективности использования трудовых ресурсов.