Файл: Качество жизни населения современной России.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Кировский технологический факультет

Кафедра «Истории, культуры и социологии»

Контрольная работа

по социологии

Тема: «Качество жизни населения современной России».







Выполнил




студент группы

АЗБ 188с

Ф.И.О.

Пивцайкин И. А.







Проверил:

Доцент Ефимов Е.Г.




(должность, степень, Ф.И.О.)

Результат проверки:







(оценка, дата, подпись преподавателя)

Волгоград, 2022г.



Оглавление.
Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Качество жизни населения

1.1 Структурные составляющие качества жизни……………………………4

1.2 Определение и оценка качества жизни населения……………………....6

Глава 2. Уровень жизни населения

2.1 Понятие уровня жизни населения………………………………………..11

2.2 Социальные нормативы и потребности………………………………….12

Глава 3. Уровень жизни населения России

3.1 Занятость населения и безработица………………………………………15

3.2 Доходы и расходы населения……………………………………………..16

3.3 Снижение уровня бедности……………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………….19

Список использованных литературных источников………………………..20



Введение
Социально-экономическая политика современного государства опирается на поддержание постоянного баланса между ее экономическим и социальным блоками. Если в рамках первого из них решаются, прежде всего, задачи макроэкономического характера, то второй - социальный блок призван обеспечивать достаточный уровень жизни населения и нормальный процесс его жизнедеятельности. Отличительной особенностью последних десятилетий является процесс «социализации» экономики, идущий не только в развитых, но и во многих развивающихся странах.

На современном этапе развития экономики России, проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.

Переход к рыночным отношениям, внес значительные изменения в регулирование доходов, которые и определяют благосостояние людей. Уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, повысилась значимость рыночных регуляторов. Важна выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывает интересы различных групп работников и собственников, предусматривает эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников и обеспечивает человеку достойную жизнь. Стратегическая цель проводимых реформ - забота о благосостоянии населения Российской Федерации. Необходимость решения данных вопросов, определили актуальность моей аттестационной работы.

Глава 1. Качество жизни населения

1.1 Структурные составляющие качества жизни



Понятия «качество жизни» и «уровень жизни» нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.

Очень часто используются близкие термины, отождествляемые с “качеством жизни”: уровень жизни, уклад жизни, стандарт жизни, стиль жизни, образ жизни и т.д. Имеет значение и противоположная точка зрения, в соответствии с которой, качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем, включающим в себя, в качестве составляющих признаков: уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни.

В настоящее время проблема анализа качества жизни населения в целом и состояние его здоровья приобретает четко выраженный прикладной акцент. Качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить (в значительной мере условно, ибо между ними прослеживаются определенные взаимосвязи) следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, образ жизни населения.



Упрощенная структура качества жизни населения.
Выделение компонента "уровень здоровья и продолжительность жизни населения", в качестве одной из главных структурных составляющих качества жизни, обусловлен следующим соображением: в мировой практике уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности.

Другой, важнейшей составляющей качества жизни, является уровень жизни населения. Уровень жизни населения выражает удовлетворение материальных и культурных потребностей личности, в обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются, количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Третьим из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения к труду, к политике властей, к институту семьи и брака к законности и правопорядку; ценностные ориентиры различных социальных групп и т.п.

Качество жизни – комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Качество образования - интеллектуальная революция, интеллектуализация производительных сил. Творчество становится главной функцией управления. Появляется креативный, инновационный менеджмент, как форма управления фирмами, ориентированная на раскрытие творчества, создание инновационного потенциала, разработку стратегий «поведение на рынке» с целевыми установками на «технологические прорывы». Результатом указанных сдвигов явилась дифференциация мировой экономики на два класса: класс «горячих» и класс «холодных» экономик.

Класс «горячих экономик»- это класс «быстроходных», интеллектоемких, наукоемких, образовательноемких и информоемких экономик. Их появление - адекватное преобразование экономических механизмов, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, «быструю» динамику обновления наукоемких и капиталоемких товаров и технологий. В «горячих экономиках» происходит трансформация рыночного механизма, увеличивается роль механизмов планирования, программирования, формирования долгосрочных стратегий в кадровых политиках, маркетинге, инвестиционных политиках, увеличивается централизация банковской системы.

Класс «холодных экономик» - это класс «медленноходных» экономик с низкой восприимчивостью науки и образования, с низким уровнем концентрации капитала. Их технологическим базисом служат традиционные технологии. Мобильность инвестиционного комплекса в таких экономиках остается низкой.
1.2 Определение и оценка качества жизни населения
В количественную характеристику качества жизни включаются такие ее показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергетические, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из совокупности объективных потребностей. Совокупность объективных потребностей человека, исходя из чувства здравого смысла и законов формальной логики, включает:

1. Материальную (физическую) базу существования человека. В нее входят: состояние окружающей среды, материально-технические условия труда, быт, организация досуга, получение образования, используемые товары и услуги,

уровень развития здравоохранения.

2. Политические условия существования человека, включающие его правовую и социальную защищенность, предоставляемые конституционные гарантии.

3. Экономические условия существования человека, включающие состояние производства, эффективность экономических институтов, состояние энергетических и сырьевых запасов государства.

4. Нравственную обстановку в обществе.

5. Возможность творческого самовыражения, самореализации личности, свободу выбора вида социальной деятельности, жизненной позиции, стиля мышления и поведения, наличие права на собственное мнение.

Уровень качества жизни определяется на основе экспертных оценок и социологических опросов. Полный комплекс таких исследований весьма сложен и не разработан. Отдельные попытки определения уровня жизни опираются на традиционные приоритеты и имеют относительный сопоставительный характер. По этим параметрам можно проводить оценку соответствия той или иной характеристики качества жизни установленным нормативам, другими словами, - сертификацию.

Качество жизни включает в себя и уровень жизни как характеристику удовлетворения материальных и социальных потребностей, и образ жизни как деятельность субъекта в соответствии (или несоответствии) с общепринятыми в конкретном обществе ценностями (ценностными ориентациями). Такое определение позволяет рассматривать качество жизни, как функцию и результат жизнедеятельности социального субъекта, который определяется реализуемым потенциалом человека в существующих условиях. Отсюда измерение этого потенциала является одновременно и оценкой качества жизни.

Общепризнанной методикой измерения человеческого потенциала в настоящее время является методика, разработанная специалистами ООН. Как известно, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднеарифметическая величина трех индексов:

- индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении,

- индекса достигнутого уровня образования и

- индекса реального ВВП на душу населения, каждый из которых выступает как результирующая множества факторов.

Специалисты ООН, разработавшие Концепцию и методику расчета ИРЧП, прямо утверждают, что этот индекс является показателем качества жизни населения. Они проводят еже годную оценку потенциала населения практически всех государств мира и определяют место каждого из них в ранжированном ряду по этому показателю.

Критерии качества жизни населения территории – это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. При определении состава критериев качества жизни используется интегральный и частный подходы к оценке рассматриваемых категорий. Интегральный подход предполагает проведение двух типов оценок: объективной (на основе официальных статистических данных) и субъективной (на основе общественного мнения, с привлечением обобщающей информации, основанной на результатах социологических опросов населения).

Международная статистика уровня (качества) жизни (принятая ООН в 1978 г.) включает 12 основных групп показателей:

1. Демографические характеристики населения: рождаемость, смертность.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

В условиях переходной экономики России, в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при тогдашнем Министерстве экономики РФ, была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из семи разделов и 39 показателей. Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 39 входят в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России, в раздел "Социальная сфера, жизненный уровень населения", подраздел "Уровень жизни". Система показателей подраздела "Уровень жизни" введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средней зарплатой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

11. Структура потреб. расходов социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

В 1998 г. Госкомстат России утвердил "Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования", в соответствии с которой, характеристику социально-экономического положения муниципального образования, предполагается проводить по 25 направлениям, используя 300 показателей. В перечень показателей включены разделы, отражающие основные аспекты качества и уровня жизни. Система статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в значительной степени может быть использована для оценки качества жизни населения. Основным недостатком является отсутствие разветвленной сети учреждений муниципальной статистики или информационно-аналитических институтов, которые могли бы на договорной основе с органами государственной статистики субъектов РФ осуществлять мониторинг уровня жизни на территории муниципального образования.

В 1999 г. ИРЧП в России, по оценкам экспертов ООН, был равен 0735, и Россия заняла 71-е место в мире (в 1993 г. наша страна была на 31 месте). Однако каждый из предложенных показателей применительно к различным ситуациям страдает неполнотой, определенной субъективностью и не может претендовать на универсальность и обоснованность.

Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах.
Глава 2. Уровень жизни населения

2.1 Понятие уровня жизни населения



На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые влекут изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

  • политические факторы;

  • экономические факторы;

  • социальные факторы;

  • научно-технический прогресс,

  • экологические факторы и др.

Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов. Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно- образовательным уровнем населения, национальными особенностями и др.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей.
2.2 Социальные нормативы и потребности
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения. Наряду с личными, выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

Глава 3. Уровень жизни населения России
3.1 Занятость населения и безработица
До 2007 года численность занятых в экономике менялась в пределах 67-67,2 млн. человек. Однако, начиная с 2007 года, под влиянием демографического фактора она сокращается - до 66,5 млн. человек. В 2009 году это станет серьезным ограничением для экономического роста.

В то же время, имеющиеся резервы повышения производительности труда в экономике за счет как инвестиций в основной капитал, так и осуществления организационных преобразований и улучшения корпоративного управления позволили отчасти компенсировать ожидаемое сокращение предложения рабочей силы на рынке труда. Развитие малого предпринимательства сыграло существенную роль в повышении потребности экономики в трудовых ресурсах.

Динамика повышения производительности труда составила в 2007 году – 6,2%, в 2008 году ожидается – 6,1%, в 2009 году – 6,5% против 6,3% в 2006 году. Увеличение производительности труда позволит преодолеть ограничения предложения трудовых ресурсов и выйти на прогнозируемые темпы роста ВВП.

Рост потребности предприятий и организаций в рабочей силе ведет к снижению уровня безработицы. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), уменьшается по сравнению с 2005 годом с 5,6 млн. человек до 5 млн. человек в 2009 году. Уровень общей безработицы сократится до 7% экономически активного населения в 2009 году по сравнению с 7,7% в 2005 году. В возрастной структуре общей безработицы около 20% составляет молодежь, в структуре по уровню образования более 30% составляют лица, не имеющие профессионального образования.
3.2 Доходы и расходы населения
В 2007-2009 годах были высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2009 году по отношению к 2005 году возросли по второму варианту в номинальном выражении на 95% (в реальном выражении – на 46 процентов).

Высокий уровень экспортных доходов, а также мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации по развитию малого предпринимательства, развитию финансовых рынков и другие стимулируют рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их доля в доходах населения возрос с 49,2% в 2005 г. до 49,7% в 2009 году. Доля фонда заработной платы в структуре доходов населения несколько уменьшилась - с 36,6% в 2005 году до 35,9% в 2009 году.

В структуре расходов граждан доля потребительских расходов населения на покупку товаров и оплату услуг достаточно стабильна и в прогнозном периоде составляет в среднем 71,4%, что несколько ниже, чем в 2005 году (71,9%).

Продолжается тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. За период 2006-2009 гг. фонд заработной платы по сравнению с 2005 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП – в 1,8 раза. В результате заметно увеличится доля фонда заработной платы в ВВП (с 22,9% в 2005 году до 24,5% в 2009 году), что свидетельствует о повышении роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики.

Размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений будут определяться в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, органами местного самоуправления. В настоящее время на федеральном уровне устанавливаются размеры и условия оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений. Это позволяет более гибко регулировать заработную плату, устанавливать ее на уровне, обеспеченном финансовыми ресурсами.

Существенно возрастут социальные трансферты и выплаты социального характера наемным работникам. Их рост будет обусловлен индексацией пенсионных выплат, различных выплат из Фонда социального страхования России, а также дальнейшим переводом в денежную форму натуральных льгот. В результате роста реальных денежных доходов возросла покупательная способность населения: соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума составило 290,5% относительно 273,0% в 2006 году. Это свидетельствует об улучшении жизни населения нашей области. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, вследствие опережающего роста среднедушевых доходов населения по сравнению с прожиточным минимумом, сократилась на 15,8 тыс. человек и составила 13,6% от общей численности населения против 15,1% в 2006 году. Для работающего населения основным источником доходов является оплата труда.

Дальнейшему улучшению условий пенсионного обеспечения будут способствовать формированию законодательной базы для обеспечения процесса создания, регистрации и функционирования профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.
3.3 Снижение уровня бедности
В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Расчет величины прожиточного минимума на 2005-2009 годы был произведен с учетом положений Федерального закона от 31 марта 2006 года №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ», в соответствии с которым увеличены нормативы продовольственной части потребительской корзины, а также объемы потребления товаров первой необходимости, санитарии и лекарств для пенсионеров и детей. Кроме того, в минимальный набор услуг для пенсионеров включены транспортные услуги и отдельной позицией предусмотрены услуги учреждений культуры.

С 1 сентября 2007 г. Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», установлен МРОТ в сумме 2300 рублей в месяц.

В 2006-2009 годах продолжилась работа по разработке наиболее эффективных методик выявления нуждаемости и оказания адресной социальной помощи бедным семьям. Программы помощи бедным будут носить комплексный характер, они будут предусматривать сочетание материальной помощи малообеспеченным категориям граждан с мерами по социальной интеграции и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации, которые имеют право увеличивать размеры социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов, предусматривать меры социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг.

Заключение
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Для выполнения Главной цели социально-экономической политики Российской Федерации (которая схожая для всех регионов) – создание условий для устойчивого экономического развития и создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, необходимо осуществление социальной политики на новых принципах, таких как взаимная солидарная ответственность всех субъектов социальной политики; добровольность и многообразие форм участия людей в формировании и реализации социальной политики; открытость и подконтрольность социальной политики обществу, человеку; межнациональная, межконфессиональная, межгрупповая и межличностная толерантность; защита трудоспособного населения от социальных рисков преимущественно на страховых принципах; гарантирование сохранения ранее приобретенных социальных прав для людей, фактически пользующихся этими правами, стимулирование активного участия людей в формировании собственного благосостояния и в общественной жизни.

Особенностью нынешнего этапа социально-экономического развития является то, что впервые за всю историю существования российского государства был разработан и принят бюджет на три года, в котором значительный удельный вес занимают расходы на социальное развитие.

Список использованных литературных источников
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.)

2. Международный договор, принятый Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950г. в области защиты прав человека, основанный на принципах обеспечения объективных стандартов и предоставления защиты индивидам против злоупотреблений государственной властью.

3. Международный Пакт от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах"

4. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993– 62с.

5. www.gks.ru

6. www.mzsrrf.ru

7. www.programa-gov.ru

8. www.kodeks.pirit.info