Файл: Конспект Административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О РАБОТЕ





Версия шаблона

1.1

Вид учебного занятия

Штудирование

Название дисциплины

Административное право

Тема

Общая часть административного права


Конспект


Административное право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio - управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки органов государственного управления:

  1. наличие управленческого аппарата;

  2. исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;

  3. используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

  • управление различными сферами экономики;

  • выполнение задач по социокультурному строительству;

  • обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;

  • реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права составляют отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти
, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права, как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы в Российской Федерации" определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь, стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон - участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права, но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного 

права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регули­рующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие, определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной вла­сти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы ад­министративного права, какова компетенция этих органов и т. д.). ;

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления.

Общая часть административного права включает в себя общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и поэтому в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. По сложившейся в течение десятилетий традиции в рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

· предмет и метод правового регулирования отрасли;

· характеристику административно-правовых норм;

· особенности административно-правовых отношений;

· иерархию источников административного права;

· статус участников административно-правовых отношений;

· основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

· формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

· механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

· вопросы административной ответственности и административного принуждения Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. С. 116..

Следует отметить, что некоторые авторы Ромашов Р.А. Общетеоретические аспекты восприятия предмета, метода и структуры административного права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. №2(34). С. 43. содержание Общей части административного права описывают следующим образом:


-- административно-правовой статус индивидуальных субъектов;

-- административно-правовой статус государственных органов;

-- административно-правовой статус иных коллективных субъектов;

-- формы и методы государственного управления;

-- способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

-- административное принуждение;

-- административная ответственность;

-- административно-процессуальное право (в литературе по административному праву данный институт часто называют «административный процесс» Хатченков А.В., Кадацкая Т.А. Административный процесс в России: пути реформы // Юридическая мысль. 2010. №1. С. 80.).

Выводы


Система административного права складывается из двух частей: Общей и Особенной, что обусловлено сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Иногда говорят о специальной части административного права. Общая часть административного права объединяет нормы, которые закрепляют принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.); формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности; административный процесс; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

В Общую часть включены следующие институты: государственное управление, исполнительная власть, формы государственного управления, методы государственного управления, институт правовых актов, институт государственной службы, институт административного принуждения, институт административной ответственности, институт административного процесса. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом.

Логическая схема / Классификация




Глоссарий



Здесь разместите глоссарий.



п/п

Понятие

Определение

1

Административная ответственность

применение уполномоченного органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение

2

Административное наказание

мера ответственности за административное правонарушение, применяемое к лицу, совершившему данное правонарушение, в установленном законом порядке

3

Административноправовые нормы

установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти

4

Государственная дисциплина

сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях

5

Гражданин как субъект административного права

участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства

6

Источники административного права

внешние формы выражения административно-правовых норм



Каталог личной библиотеки





  1. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2016. 624 с.

  2. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. 352 с.