ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2021

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Вся существующая реальность выступает объектом и предме­том изучения в различных системах научного знания, среди кото­рых особое место в жизнедеятельности людей занимают психоло­гические науки. Их объектом является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем пси­хического. А предметом — психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.Психология как на­ука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский). Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек.


2 житейская психология – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий; Научная психология - опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;


3 Этапы развития психологии:

1) донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев;

2) научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души;

3) ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса;

4) экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса;

5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы;

6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники;

7) современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.


4 Первые представления о психике были связаны с анимизмом[6] – древнейшим взглядом, согласно которому у всего, что существует на свете, есть дух, или душа, – не зависимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Об этом говорят научные трактаты Демокрита, Платона, Аристотеля.



Демокрит (460–370 гг. до н. э.) разработал атомистическую модель мира. Душа – это материальное вещество, которое состоит из шарообразных, легких, подвижных атомов огня. Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами. Например, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно исходящими от предметов.


Согласно учению древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.) душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, объятое различными желаниями и страстями, берет верх над душой. Душевные явления подразделяются на разум, мужество (в современной трактовке – воля) и вожделение (мотивация). Согласно Платону разум у человека размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Их гармоническое единство придает целостность душевной жизни человека.


Вершиной античной психологии явилось учение Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) о душе. Его трактат «О душе» – первое специальное психологическое сочинение. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время Аристотель считал невозможным рассматривать душу в отрыве от материи (живого тела). Душа, по Аристотелю, хотя и бестелесна, но она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление, или внутренняя активность организма. Чувственные восприятия составляют начало познания. Память сохраняет и воспроизводит ощущения.

5 Свойства сознания

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Основные процессы сознания.

Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).


ассоциация - слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.

6 Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий. Интроспекция (или самонаблюдение) исходит из фундаментальной особенности психики человека – ее рефлексивной природы. Интроспекция является «всматриванием» в свои внутренние переживания, в психическое состояние, мысли, образы, желания и т. п. Однако требуется определенная работа по их осмыслению, пониманию, классификации и истолкованию. Не все люди одинаково способны к такого рода работе и в этом отношении различаются по уровню самосознания и рефлексии.


7 Внешний опыт или рефлексия — это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что " этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя", что он "не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством". Эта характеристика внутреннего опыта призвана подчеркнуть большое значение деятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д.Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вообще, душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления. Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых идей как материала и основания для остального, строятся другие. Благодаря этой способности, ум имеет больше возможности разнообразить и уменьшить объекты своего мышления бесконечно дольше того, чем ему доставили ощущения или рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений.

8 Нервная система играет исключительную роль в жизнедеятельности организма.


Значение нервной системы :

1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. Это её координационная функция. Она координирует (согласовывает) работу отдельных органов в единую систему.

2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой.

3. Обеспечивает мыслительные процессы. К этому относится восприятие информации, усвоение информации, анализ, синтез, сравнение с прошлым опытом, формирование мотивации, планирование, постановка цели, коррекция действия при достижении цели (исправление ошибок), оценка результатов деятельности, переработка информации, формирование суждений, заключений выводов и абстрактных (общих) понятий.


4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей.

5. Управляет работой организма и его систем.

6. Обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.

7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем. Кроме сигнальной функции нервная система имеет ещё и трофическую функцию, т.е. выделяемые ей биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов. Органы, лишённые подобной "подпитки" со стороны нервных клеток, атрофируются, т.е. хиреют и могут отмереть.

Функции нервной системы :

1) формирование возбуждения;

2) передача возбуждения;

3) торможение (прекращение возбуждения, уменьшение его интенсивности, угнетение, ограничение распространения возбуждения);

4) интеграция (объединения различных потоков возбуждения и изменения этих потоков);

5) восприятие раздражения из внешней и внутренней среды организма с помощью специальных нервных клеток - рецепторов;


6) кодирование, т.е. преобразование химического, физического раздражения в нервные импульсы;

7) трофическая, или питательная, функция - образование биологически активных веществ (БАВ).

9. Передний мозг (включает в себя большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз), ствол мозга и мозжечок. Каждое полушарие головного мозга, как в правое, так и в левое так же можно условно разделить на зоны, в которых содержаться центры, отвечающие за различные функции.

Лобные доли полушарий отвечают за двигательную активность, мышление, действия.

Центральная часть так же является центром восприятия речи с использованием слов.

Центральная борозда отвечает за тактильную чувствительность.

Затылочная задняя часть коры больших полушарий отвечает за восприятие, зрительные ощущения и координацию движений.

В теменной зоне находятся центры, отвечающие за телесные ощущения. В височной доле находятся центры отвечающие за слух и речь.

Поверхность больших полушарий покрыта множеством извилин и бороздок, позволяющих увеличить площадь и объём мозга.

Большие полушария - это огромная сеть нервных клеток накапливающих, сравнивающих и координирующих информацию. Исследования, проводящиеся накоре больших полушарий показали, что она отвечает за все наши чувства, мысли, ощущения, желания и движения.

Правое и левое полушарии мозга соединяют аксоны, которые обеспечивают обмен информацией.

Продолговатый мозг отвечает за важные функции жизнедеятельности человека - рефлекторные функции дыхания, глотания, сосания, рефлекса равновесия, за тонус сосудистой системы, пульс, ритм сердца, защитные реакции (жажда, голод, кашель, чихание, рвота).

Продолговатый мозг контролирует бессознательно протекающие процессы - например, автоматическое дыхание. Продолговатый мозг переходит в спиной мозг в нижней своей части, а верхней частью связан с варолиевым мостом, который служит для обмена информации между спинным и головным мозгом. В продолговатом мозге происходит перекрещивание нервных волокон, таким образом, что волокна несущие информацию из правой половины мозга осуществляют контроль над левой половиной тела, а левая половина мозга отвечает за работу правой части тела. Продолговатый мозг оказывает как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга. Однако работа коры больших полушарий и гормональной системы сильно влияет на функционирование этой части мозга.


Под корой больших полушарий расположен мозжечок, отвечающий за координацию движений тела человека, он помогает поддерживать равновесие, исполнять автоматические и последовательные движения различными группами мышц, участвует в формировании двигательных навыков.

Мозжечок является частью ствола головного мозга.

Лимбическая система представляет собой тело нервных волокон реагирующих и отвечающих на влияние коры большого мозга и подкорковые структуры.

Эта структура мозга участвует в процессах связанных с эмоционально- мотивационным поведением (пищевым, половым, оборонительным поведением, ощущением страха, подавленности или ощущением удовольствия), а так же связана с процессами связанными с биологическими ритмами и циклами, например - бодрствование - сон.

Мозолистое тело - занимает центральное место в анатомии мозга, это нервные волокна, соединяющие левое и правое большие полушария головного мозга. Осуществляет обмен нервных импульсов между ними, и обеспечивает их координированную работу.

Гипоталамус - это отдел промежуточного мозга, в котором расположены центры вегетативной нервной системы, работа гипоталамуса тесно связана с работой гипофиза. Нервные клетки гипоталамуса вырабатывают нейрогормоны, а так же различные рилизинг-гормоны, стимулирующие или угнетающие секрецию вырабатываемых гипофизом гормонов.

Гипоталамус регулирует обмен веществ, деятельность сердечно сосудистой, пищеварительной, выделительной систем и работу желез внутренней секреции. Держит контроль над механизмом сна, бодрствования, эмоций. Осуществляет связь нервной и эндокринной систем.

Гипофиз - железа внутренней секреции. Находится у основания головного мозга.

Гипофиз выделяет гормоны, которые оказывают влияние на рост, развитие, обменные процессы, регулирует деятельность других желёз внутренней секреции.

Таламус (зрительные бугры), основная часть промежуточного мозга. Главный подкорковый центр, направляющий импульсы всех видов чувствительности (температурной, болевой) к стволу головного мозга, подкорковым узлам и коре больших полушарий.Эпифиз или шишковидная железа - это орган позвоночных и человека, расположенный в промежуточном мозге. Вырабатывает биологически активное вещество мелатонин, которое регулирует (тормозит) развитие половых желёз и секрецию ими гормонов, а также образование кортикостероидов корой надпочечников.Все системы мозга взаимосвязаны между собой и с высшими отделами коры больших полушарий, эта взаимосвязь образует особую функциональную систему реагирования: физиологическую, поведенческую, и психологическую (субъективную).

10 У обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.