Файл: Отчет к лабораторной работе 1 по дисциплине Химия Основные классы неорганических соединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Институт заочно-вечернего обучения
ОТЧЕТ к лабораторной работе № 1 по дисциплине Химия
Основные классы неорганических соединений
Выполнил студент: КТБз-22-2 Судничников В.К.
30.04.2023
Принял доцент, к.х.н. С.С. Бочкарева
Иркутск 2023 г.

Часть 1. Оксиды
Опыт 1.1. Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой
2Mg + O
2
= 2MgO;
Магний горит белым пламенем. Оксид магния – твердое вещество.
MgО + H
2
O = Mg(OH)
2
М
алиновое окрашивание при добавлении фенолфталеина – щелочная среда.
Вывод: Магний при нагревании горит на воздухе, оксид магния взаимодействует
с водой с образованием соответствующего основания.
Опыт 1.2. Получение кислотных оксидов и их взаимодействие с водой
S + O
2
= SO
2
Сера горит с умеренной интенсивностью. Оксид серы –газ.
SO
2
+ H
2
O = H
2
SO
3
Лакмусовая бумага окрашивается в розовый цвет – кислая среда. Образование сернистой кислоты.
Часть 2. Основания
Опыт 2.1. Окраска индикатора в растворах оснований
1) Фенолфталеин имеет малиновое окрашивание в щелочной среде.
2) Метилоранж имеет желтое окрашивание в щелочной среде.
3) Лакмус имеет синее окрашивание в щелочной среде.
Вывод: Щелочную среду можно определить с помощью индикаторов.
Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотами
NaOH + HCl = NaCl + H
2
O.
Малиновая окраска раствора исчезла, т.к. фенолфталеин является прозрачным в нейтральной и кислой среде – в нейтральной среде отсутствуют свободные ионы OH

, обеспечивающие малиновую окраску индикатора.
Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с растворами солей (способ получения
оснований)
2NaOH + CuSO
4
= Na
2
SO
4
+ Cu(OH)
2
Образование голубого коллоидного осадка.
Вывод: Основания могут взаимодействовать с солями с образованием
нерастворимых соединений.
Опыт 2.4. Разложение оснований
Cu(OH)
2
= CuO + H
2
O
Появление черного осадка оксида меди.
Вывод: Основания могут разлагаться при нагревании.
Опыт 2.5. Амфотерные основания
Cr
2
(SO
4
)
3
+ 6NaOH = 2Cr(OH)
3
+ 3Na
2
SO
4
Образование осадка серо-зеленого цвета.
Cr(OH)
3
+ 3HCl = CrCl
3
+ 3H
2
O
Растворение осадка гидроксида хрома и образование раствора сине-зеленого цвета.


Cr(OH)
3
+ 3NaOH = Na
3
[Cr(OH)
6
]
Растворение осадка и образование раствора зеленого цвета.
Вывод: Амфотерные основания могут взаимодействовать как с кислотами, так
и с основаниями.
Часть 2. Кислоты
Опыт 3.1. Окраска индикатора в растворах
кислот 1) Фенолфталеин не имеет окрашивания в кислой среде.
2) Метилоранж имеет розовое окрашивание в кислой среде.
3) Лакмус имеет красное окрашивание в кислой среде.
Вывод: Кислую среду можно определить с помощью индикаторов.
Опыт 3.2. Взаимодействие кислот с металлами
Zn + 2HCl = ZnCl
2
+ H
2
Выделение газа (водорода).
Cu + HCl = реакция не идет.
Медь не реагирует с соляной кислотой.
Вывод: С кислотами с выделением водорода взаимодействуют металлы,
стоящие в ряду напряжений левее водорода. Металлы, стоящие правее водорода, не
взаимодействуют с кислотами с выделением водорода.
Опыт 3.3. Взаимодействие кислот с оксидами
CuO + H
2
SO
4
= CuSO
4
+ H
2
O.
Растворение оксида меди с образованием голубой окраски раствора.
Вывод: Кислоты взаимодействуют с оксидами металлов с образованием солей.
Опыт 3.4. Взаимодействие кислот с растворами солей (способ получения кислот)
Na
2
CO
3
+ 2HCl = 2NaCl + CO
2
+
H
2
O. Выделение углекислого газа
Вывод: Кислоты могут взаимодействовать с солями с образованием
газообразных веществ.
Часть 3. Соли
Опыт 4.1. Взаимодействие растворов солей с
металлами Zn + CuSO
4
= ZnSO
4
+
Cu.
Образование темного налета меди на поверхности металла.
Вывод: Металлы, имеющие более отрицательный потенциал, могут
восстанавливать из раствора металлы, имеющие более положительный потенциал.
Опыт 4.2. Взаимодействие растворов солей друг с другом
BaCl
2
+ MgSO
4
= BaSO
4
↓ + MgCl
2
Выпадение белого осадка.
Вывод: Соли могут взаимодействовать между собой с образованием
нерастворимых соединений.

Опыт 4.3. Получение и свойства основных солей
CoCl
2
+ 2NaOH = Co(OH)
2
↓ + 2NaCl.
Образование розового осадка гидроксида кобальта.
Co(OH)
2
↓ + HCl = CoOHCl↓ + H
2
O.
Образование синего осадка основной соли.
CoOHCl↓ + HCl = CoCl
2
+ H
2
O.
Р
астворение осадка.
Вывод: в щелочной среде соли, образованные слабыми основаниями, разлагаться
с образованием гидроксидов металлов. В условиях недостатка кислоты образуются
основные соли, а в условиях избытка кислоты – нейтральные или кислые соли.
Опыт 4.4. Получение и свойства кислых солей
Ca(OH)
2
+ CO
2
= CaCO
3
↓ + H
2
O.
Образование белого осадка карбоната кальция.
CaCO
3
+ CO
2
+ H
2
O = Ca(HCO
3
)
2
Растворение белого осадка в избытке углекислого газа.
Вывод: В условиях избытка кислоты или кислотного оксида могут
образовываться кислые соли.