ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демотивация труда и способы ее снижения.
Успешность управления персоналом зависит от множества факторов, ведущим из которых является система мотивации — побуждение человека на достижение каких-либо целей, задач. Однако зачастую наблюдается обратный эффект — демотивация — потеря интереса, инициативы и ответственности, внутреннего желания работать, восприятие пребывания на рабочем месте как тяжелого бремени.
Чаще всего это связано с демотивирующим стилем управления: штрафы, выговоры, угроза увольнения, мелкие придирки, постоянная критика, отсутствие похвалы даже за очень хорошо выполненную работу, разговор раздраженным топом, с недовольным выражением лица, выделение «любимчиков» из общего числа сотрудников и т.п.
Формулу демотивации персонала можно представить следующим образом:
Демотивация = Негативная мотивация + Естественное сопротивление персонала.
Отсутствие оперативного вмешательства со стороны руководства при обнаружении фактов демотивации персонала может иметь негативные последствия, проявляющиеся в конфликтах, оттоке квалифицированных сотрудников, что оказывает негативное воздействие на оставшийся персонал и ухудшает психологический климат в организации в целом.
Задачами руководства по предупреждению и преодолению демотивации персонала являются:
• выявление причин, приведших к демотивации персонала;
• определение перечня мер но их устранению;
• разработка стратегии по преобразованию системы мотивации в соответствии с выявленными проблемами;
• развитие собственной управленческой компетентности в вопросах мотивации.
Следует отметить, что демотивация может проявляться как в период адаптации сотрудника на новом месте работы, так и после продолжительного времени работы в организации.
Основными причинами демотивации являются:
1) нарушение негласного контракта;
2) неиспользование в процессе работы каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит;
3) игнорирование идей и инициативы сотрудников;
4) отсутствие у персонала чувства причастности к организации;
5) отсутствие у сотрудников ощущения достижения цели, личностного и профессионального роста;
6) отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег;
7) отсутствие изменений в статусе сотрудника;
8) инновации в управлении персоналом, не обеспеченные хорошей системой информирования.
Сама система мотивации персонала также может быть фактором демотивации в случаях:
• отсутствия системного подхода к мотивации персонала;
• наличия в системе мотивации только материальных стимулов;
• внедрения неоправданных или слабо проработанных инноваций в сфере мотивации персонала;
• отсутствия пересмотра системы мотивации в связи с организационными изменениями.
Во избежание возникновения демотивации персонала в организации система мотивации должна находиться под постоянным контролем руководства и подвергаться качественной оценке ее соответствия потребностям персонала и степени содействия достижению стратегических целей. Однако даже грамотно выстроенная система мотивации может быть неэффективна из-за влияния, оказываемого организационной структурой или ошибками руководства в период адаптации сотрудников, а именно:
• чрезмерного и неоправданного вмешательства в работу сотрудника;
• отсутствия психологической поддержки и сопровождения;
• недостатка внимания к вопросам и затруднениям подчиненного;
• отсутствия оценки промежуточных результатов деятельности;
• некорректности в оценке деятельности персонала;
• неэффективного решения служебных проблем работника
Профилактика демотивации персонала состоит:
1) в создании условий:
• для получения сотрудниками радости от работы, возможности нести ответственность за нее,
• удовлетворения потребности в личной причастности к результатам деятельности,
• появления ощущения значимости самих сотрудников и их труда для общего успеха организации,
• максимально возможной степени самоконтроля
,
• приобретения новых знаний в процессе работы, предоставлена возможностей для развития;
2) в содействии:
• раскрытию способностей и потенциала сотрудников, демонстрации профессиональной компетентности,
• постановке и выработке цели, достижению успеха,
• предоставлению возможности каждому сотруднику иметь собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу и деятельность организации в целом,
• признанию и поощрению успешной деятельности,
• доступа сотрудников к информации,
• привлечению сотрудников к принятию решений об изменениях в их работе (даже позитивных);
3) в организации’.
• оперативного предоставления сотрудникам информации о качестве собственного труда для своевременного внесения коррективов в действия,
• свободного пространства для инициативы, индивидуальной ответственности работников.