Файл: Высшего профессионального образования московской области академия социального управления.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2.Типы нервной деятельности как задатки.
Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности. Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, и являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей. Кроме общих свойств типа, характеризующие особенности нервной системы в целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти последние типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям. И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И , наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип. Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете). Художественный тип характеризуется , во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью, аффективностью. И наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над эмоциональностью. Придерживаясь сути павловского учения о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в том что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения И. П. Павловым сигнальных систем. Оказалось, что левое полушарие осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое – первосигнальные.
2.3.Склонности.
Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности ( специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему ( общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, ( или взрослого) к определенной деятельности ( рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п. Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития. Задатки также проявляются в легкой восприимчивости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.
Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.
Заключение
Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков и склонностей индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны. В психологии обычно различают
общие и специальные способности. О способностях людей можно узнать только из наблюдений за их деятельностью. Каждая способность имеет свою структуру и свойства, где различаются опорные и ведущие свойства. Различают два вида развития способностей: репродуктивный и творческий; такие уровни развития способностей как одаренность, талант, гениальность.
Способности - это свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (Б.М. Теплов).
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.
Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются. Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности ( специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему ( общая способность). Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, ( или взрослого) к определенной деятельности.
Таким образом, роль задатков в структуре способностей человека может быть представлена следующей схемой:
З
адатки Склонности ЗУНы Способности
В процессе работы были выполнены следующие задачи: определение способностей, задатков и склонностей, выявлены различия задатков и способностей, проанализирована структура способностей человека, виды и уровни развития способностей, методы изучения способностей. Достигнута цель работы – рассмотрели особенности и роль задатков в структуре способностей человека.
Список используемой литературы:
-
http://www.e-reading-lib.com/chapter.php/98064/24/Tarasova-_Obshchaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html -
Александров Ю.И. Психофизиология. М.: Гардарики, 2005. -
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971г. -
Немов Р.С. Психология. М.: Гелан, 2000. -
Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, М., «Просвещение», 1981г -
Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.: Вест, 2003. -
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АиСТ 2006.