Файл: Противодействие коррупции на примере Японии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РЕФЕРАТ
по дисциплине « »

на тему: Противодействие коррупции на примере Японии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Законодательство Японии в сфере борьбы с коррупцией……………………..5

Борьба с коррупцией в Японии…………………………………………….........5

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы
Введение

Все страны мира в той или иной степени вовлечены в борьбу с коррупцией, которая препятствует функционированию государственных институтов, тормозит экономическую деятельность и деформирует политическую систему, иногда до неузнаваемости.

Явление коррупции всегда сопровождало развитие государственных институтов, независимо от социокультурной специфики, экономических и политических особенностей того или иного государства.

Коррупция имеет более глубокое воздействие, эффект задержки, когда выгоды, упущенные в результате использования коррупционных механизмов, то есть косвенные эффекты, намного превосходят прямые нарушения антикоррупционного законодательства. Важно отметить, что коррупция также может сформировать своего рода "корпоративную псевдокультуру", адаптируясь к новой правовой среде и затрагивая практически все социальные институты. В первую очередь от появления коррупционных механизмов страдает экономика. Однако политическая система и социальная сфера также входят в число "жертв" коррупции. Практически все общественные институты, такие как экология, природопользование, общественная безопасность и продовольственное обеспечение граждан, подвержены коррупции и могут серьезно пострадать от использования коррупционных механизмов. Поэтому вопрос борьбы с ней - это вопрос национальной безопасности. В то же время коррупция влияет не только на внутреннюю политику государства, но и на его имидж на международной арене. Она также имеет негативные последствия с точки зрения установления международных связей в экономической, политической и социокультурной сферах.

В данном реферате будет рассмотрено законодательство Японии в сфере борьбы с коррупцией. Будут рассмотрены основные законы и нормативные акты, которые позволяют противодействовать коррупции в различных сферах жизни японского общества. Также будет проанализирована эффективность данных законов и описаны практические меры, которые используются для борьбы с коррупцией в Японии.


Цель данного реферата - проанализировать законодательство Японии в сфере борьбы с коррупцией и оценить его эффективность на практике.
Законодательство Японии в сфере борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в Японии

До 1990-х гг. чиновники в стране влияли на бизнес не с помощью письменных приказов, а с помощью устных директив. Складывались особенные отношения между бюрократией и бизнесменами, пытавшимися избежать различных наказаний – инспекций и непродления лицензий. В результате во второй половине XX века стала формироваться спайка бюрократии и бизнеса. Японская государственная служба предполагает очень медленное продвижение по карьерной лестнице и ранний уход с государственной службы (примерно в 50 лет), что является одним из факторов коррупции. Чиновники уходят рано, даже успешные, и им надо где-то устроиться.

До того как уйти, они вынуждены завязывать особенные отношения с курируемыми их ведомством компаниями, которые потом, после их ухода с государственной службы, пристраивают бывших чиновников на хорошие места советниками, иногда заместителями руководителей. Вот этот переход с государственной службы в частные компании означает – амакудари (в переводе означает «сошествие с небес»94). Небеса – это, соответственно, государственная служба. Чиновник готовит для себя все условия, завязывая отношения и сохраняя тесные личные связи со всеми коллегами. Компании в этом как раз и заинтересованы, потому что боятся санкций и на будущее страхуются, принимая к себе на работу ушедшего чиновника. Происходит переплетение интересов чиновников и частных компаний. 93 Подробнее см.: Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период. – М., 2002. 94 О практике амакудари подробнее см.: Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период. – М., 2002. С. 119–127. – прим. А.М. 140 Одни говорят, что это хорошо, другие считают, что это питательная почва для коррупции. В японском обществе это долгое время не рассматривалось как нечто негативное.

Уровень зарплат государственных служащих во второй половине XX века был на 30-50% ниже, чем в частном секторе. Устройство в частные компании оценивалось как справедливое вознаграждение. Что касается политических кампаний, то в Японии проведение избирательной кампании – это затратное мероприятие и одновременно база для создания особых отношений между претендентами на парламентский мандат, частным бизнесом и даже якудза. Победивший кандидат вознаграждает спонсорские кампании, давит на чиновников, чтобы они создали все условия для получения спонсорами выгодного государственного заказа и т.д. Высокий уровень вмешательства государства является одной из предпосылок для сохранения коррупции в Японии.



Огромные средства выделяются на общественные работы, строительство дорог, сооружений. Частные строительные компании, как правило, тесно связаны с чиновниками того или иного ведомства, что естественно, ведет к сговору между претендентами на государственный заказ и чиновниками. Такие конкурсы – не настоящие, а фиктивные. Возникают железные треугольники, связывающие бюрократию, политиков и частных предпринимателей. Особенно благодатная почва для формирования треугольников была создана во время политического доминирования Либерально-демократической партии в 1955–1993 гг. В 1993 г. эра безоговорочного господства этой партии заканчивается, однако связи её противников, той же Демократической партии Японии, с определенными кругами частного бизнеса и бюрократами также весьма значительны. Если говорить о борьбе с коррупцией, то сравнительно недавно был принят акт об информации, согласно которому любой гражданин, даже иностранец, может потребовать от японского государства раскрытия интересующих его сведений, относящихся к деятельно. Имеется в виду Закон №42 «О доступе к информации, находящейся в ведении административных органов власти» 1999 г. См. также текст Закона: Савинцева М.И. Правовые основы современной журналистики и информационного общества в Японии; Частные компании фактически «подкупают» чиновников разнообразными услугами: покупают им членство в престижных гольф-клубах, возят в особые рестораны и бары, оплачивают путешествия за границу и т.п. Коррупционные скандалы серьезно влияют на политическую борьбу в Японии, и они не остаются только достоянием прессы. Приход к власти Либерально-демократической партии и ее поражение в 1993 г. были во многом обусловлены коррупционными скандалами, которые в стране происходят постоянно. Частое появление в прессе информации о коррупционных скандалах означает настоящую борьбу с коррупцией.

Чиновники расплачиваются за свои недальновидные действия карьерой, репутацией и лишением свободы, что является, в свою очередь, одним из признаков эффективности борьбы с коррупцией. В дополнение необходимо отметить еще немаловажные факты: • в Японии существует контроль над расходами чиновников; • санкции за коррупцию затрагивают обе стороны коррупционной сделки, а также ее посредников; • действует запрет для чиновников устраиваться в частные компании после ухода с государственной службы. Подводя итоги, можно со всеми основаниями утверждать, что борьба против коррупции в Японии ведется успешно и эффективно, хотя и остается ряд нерешенных проблем.


Опыт японской антикоррупционной политики интересен тем, что в этой стране испытан большой набор способов предупреждения коррупции. Японцы активно изучают исторический опыт и новации борьбы с коррупцией в странах с глубокими демократическими традициями, нередко признавая их более эффективными, чем собственные. В последние годы очевидными стали достижения японской антикоррупционной политики. По данным ТИ ИВК–2000 в Японии составлял 6,4, а уже в 2002 году – 7,11. Подобный успех объясняется целой системой государственных мер предупреждения и пресечения коррупции, которая периодически пересматривается и адаптируется к веяниям времени.

В Японии отсутствует единый комплексный акт, направленный на борьбу с коррупцией. Нормы такого характера содержатся в различных законах: «О выборах общественных должностных лиц» (1950 г.), «О парламенте» (1950 г.), «О регулировании политических фондов» (1948 г.), «О государственных служащих» (1948 г.), «О местном самоуправлении» (1947 г.). Каждый из этих законов непрерывно корректируется с учётом действенности применения его положений и сохраняет свою как силу, так и актуальность до настоящего времени.

Объектом японского антикоррупционного законодательства являются две категории лиц, занимающих действительно властное положение. К первой категории относят политиков – это депутаты парламента, часть из которых становятся членами кабинета министров, их заместителями и политическими советниками, а также главы местных администраций (губернаторы, мэры городов), депутаты местных собраний. Вторая категория – правительственные и местные служащие.

В первом случае предупреждение коррупции сводится, в частности, к установлению запретов. В Японии чиновник политически нейтрален или отстранён от частного бизнеса. Закон не позволяет государственному и муниципальному служащему быть одновременно руководящим лицом, советником, членом совета компании и другой организации, вести собственное коммерческое предприятие с целью получения прибыли в торговой, промышленной и финансовой сферах. И после ухода со службы отставному чиновнику не разрешается в течение двух лет занимать должности в коммерческом предприятии той области, которую он курировал последние пять лет службы. Совет по делам персонала может потребовать от служащего отчёта о владении акциями в сфере, к которой чиновник имеет отношение.

Настаивая на концентрации усилий чиновника на исполнении возложенных на него обязанностей, закон не допускает совместительства, за исключением специально оговорённых законами и правительственными указами случаев, а при совместительстве не разрешает получать денежную компенсацию за дополнительную работу.


Особое внимание отводится контролю за финансированием выборных кампаний. Закон обязывает кандидатов на выборах всех уровней тщательно вести учёт поступлений и расход всех денежных средств, устанавливает порядок отчетности по ним. Кандидатам запрещено получать пожертвования от предприятий, работающих по контрактам с государством и органами местного самоуправления, а также от компаний, имеющих прямое отношение к кандидатам.

Вместе с тем Закон о выборах предусматривает возможности для кандидатов и политических партий изыскивать источники ассигнований на выборные кампании. Так, в частности, допускается использование за общественный счёт радио и телевидения, газетной рекламы, общественных помещений для встреч с избирателями. Одновременно установлены количественные ограничения на распространение выборных агитационных материалов всех возможных видов, лимиты на открытие опорных пунктов кандидатов. Сдерживанию выборных расходов служат и положения закона, определяющие продолжительность выборных кампаний. Например, на выборы палаты представителей отводится всего 12 дней. Кроме того, Закон о выборах определяет и конкретные наказания тем, кто его нарушает. Выборы палаты представителей Японии осуществляются по одномандатным округам. Это облегчает сменяемость власти и снижает затраты на выборы, что в свою очередь способствует изжитию коррупции.

Закон о регулировании политических фондов регламентирует финансирование партий и других политических организаций. Он детально определяет порядок отчётности о поступающих и расходуемых денежных средствах и публикации ежегодных докладов о финансах политических организаций. В течение трёх последующих лет такой доклад может быть затребован любым лицом для ознакомления и проверки. Установлены количественные ограничения политических пожертвований, то есть годовые пределы для физических и юридических лиц, профсоюзов, прочих организаций. Существуют и качественные ограничения: запрет на пожертвование от юридических лиц, пользующихся дотациями или капиталом государства и органов местного самоуправления, от компаний, несущих убытки в течение трёх лет, из иностранных источников. Нарушение положений закона влечет для нарушителей применение санкций (штрафа или тюремного заключения), распространяющих своё действие на ответственные лица как представляющей, так и получающей политические пожертвования стороны, а также и на посредников между ними. Одним из наказаний за нарушение Закона О регулировании политических фондов является временная (на пять лет) приостановка права на участие в выборах для тех, кто признан по суду виновным.