Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом дежурных караулов 9 пожарноспасательной части фпс гпс гу мчс россии по Республике Бурятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 9 ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Бурятия

______________________М.А. Бабкин

«____» _______________ 202__ г.


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий с личным составом дежурных караулов 9 пожарно-спасательной части ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Бурятия

Тема№ 1. «Основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС».
Вид занятия: Классно-групповое. Отводимое время: 1 час.
Цель занятия: Довести до личного состава основные способы организации тушения пожаров и проведения АСР.
Литература, используемая при проведении занятия:

1. Приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 года «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны»;

2. Учебное пособие Пожарная тактика 2012 г. В.В. Теребнев, А.В. Подгрушный;

3. Курс лекций «Пожарная тактика» Н.Ю. Клименти 2013 г.

4. Повзик Я.С. Пожарная тактика. - М.: Спецтехника, 1999
Развернутый план занятия:
Учебный вопрос № 1 – Понятие пожара и его характеристики (5 мин.)

Учебный вопрос № 1 – Основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС (40 мин.)
Учебный вопрос № 1

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ).

Основные характеристики пожара

Пожар характеризуется (табл. 1.1): фазами, зонами, параметрами,опасными факторами, сопутствующим проявлением опасных факторов пожара.

Таблица 1.1

Характеристики пожара

Фазы пожара

Состояние параметров пожара в определенный

промежуток времени

Параметры пожара

Величина, характеризующая процесс развития пожара

Зоны пожара

Условная часть пространства (территории), на которой

происходит развитие пожара

Опасные факторы пожара

Параметры пожара, которые оказывают негативное воздействие на человека, материальные и другие ценности

Сопутствующие проявления

опасных факторов пожара

Явления, сопровождающие опасные факторы пожара



Процесс развития пожара делится на четыре характерные фазы(табл. 1.2):

I фаза – происходит активное нарастание параметров пожара,среднеобъемное повышение температуры, понижение нейтральной зоны(зоны равных давлений). Идет нагрев окружающих конструкций и горючейнагрузки.

II фаза – характеризуется бурным нарастанием всех параметровпожара. Происходит объемное развитие пожара. Скачком изменяетсяинтенсивность газообмена. Растет тепловыделение. Среднеобъемная температура достигает своего максимального значения (800–900 °С).

III фаза – стабилизация процесса развития пожара.

IV фаза – снижение интенсивности горения. Идет догорание в медленном темпе и наконец горение прекращается.
Опасные факторы пожара.

― пламя и искры;

― тепловой поток;

― повышенная температура окружающей среды;

― повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

― пониженная концентрация кислорода;

― сниженная видимость в дыму.
Сопутствующие проявления опасных факторов пожара:

― осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений,транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

― радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в

окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

― опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

― вынос высокого напряжения электрического тока на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

― воздействие огнетушащих веществ.

Учебный вопрос № 2

Основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС для подразделений пожарной охраны определены Приказом МЧС России № 444 от 16.10.2017 года «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны».

Боевой устав подразделений пожарной охраны определяет порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации подразделениями пожарной охраны, в том числе порядок действий личного состава при тушении пожаров и проведении АСР, основные принципы управления и реагирования подразделений пожарной охраны, за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения АСР на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы.

Положения Боевого устава распространяются на органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение АСР, объединенные в территориальные (местные) пожарно-спасательные гарнизоны.



Выполнение требований Боевого устава является обязательным для всего личного состава органов управления и подразделений пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожаров и проведению АСР сил.

Подразделения пожарной охраны привлекаются для тушения пожаров и проведения связанных с ними АСР, а также для проведения АСР и других неотложных работ при ликвидации аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Боевым уставом, а также Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР.

Тушение пожаров и проведение АСР осуществляются в соответствии с положениями настоящего Боевого устава при условии соблюдения требований охраны труда, установленных Правилами по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда.
Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии с настоящим Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.

Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве

Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР.

В целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров с момента сообщения о пожаре и до его ликвидации проводится разведка пожара.

Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы:

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

прием и обработка сообщения о пожаре;

выезд и следование к месту пожара;

б) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

прибытие к месту пожара;

управление силами и средствами на месте пожара;

разведка пожара;

спасение людей;

боевое развертывание сил и средств;

ликвидация горения;

проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;


в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:

сбор и следование в место постоянной дислокации;

восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.
Боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара.

Прием и обработка сообщения о пожаре

Для приема сообщений о пожарах и ЧС используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и телефонные номера приема сообщений о пожарах "01", "101".

Прием и обработка сообщения о пожаре осуществляются диспетчером (должностным лицом, на которого возложены функции по приему и обработке сообщения о пожаре) центрального пункта пожарной связи территориального, местного гарнизона, подразделения пожарной охраны, единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований и включают в себя:

- прием от заявителя информации о пожаре и ее регистрацию (адрес места пожара или иные сведения о месте пожара, наличие и характер опасности для жизни и здоровья людей, сведения об организации, в которой возник пожар, фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер телефона заявителя);

- оценку полученной информации (проведение разведки пожара, исходя из полученной информации);

- принятие решения о направлении к месту пожара сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР (планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР).

При поступлении сообщения о пожаре диспетчеру гарнизона, диспетчеру ДДС, информация немедленно передается диспетчеру подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого находится место пожара.

Обработка сообщения не должна задерживать выезд и следование караула к месту пожара.
Выезд и следование к месту пожара

Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:

при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;

при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;

по внешним признакам пожара;

при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.


Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке

Выезд и следование к месту пожара включают в себя сбор личного состава караула по сигналу тревоги, надевание боевой одежды и снаряжения и его доставку на ПА и иных специальных транспортных средствах к месту пожара, проведение разведки пожара.

Выезд и следование к месту пожара в возможно короткие сроки обеспечиваются:

своевременным сбором и выездом личного состава караула;

движением ПА по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности дорожного движения;

знанием особенностей района (подрайона) выезда.

Следование к месту пожара может быть приостановлено по распоряжению диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны).

При обнаружении в пути следования караула другого пожара, начальник караула, следующего к месту пожара, обязан выделить часть сил и средств на его тушение (при наличии в составе двух и более основных ПА) и немедленно сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) адрес обнаруженного пожара и принятое решение.

При обнаружении в пути следования другого пожара одним отделением, командир отделения (старший начальник на ПА) должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и выполнить его распоряжения.

В случае вынужденной остановки в пути следования головного ПА следующие за ним ПА останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним ПА, остальные ПА, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара. Старшее должностное лицо на ПА, прекратившем движение, должно немедленно сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и начальнику караула.

При самостоятельном следовании к месту пожара одного отделения и вынужденной остановке, связанной с неисправностью ПА, командир отделения должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и принять меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования к месту пожара, оставив для устранения неисправности должностное лицо, осуществляющее управление ПА.

При следовании к месту пожара и обнаружении по пути следования ЧС без признаков горения начальник караула (командир отделения) должен сообщить о внешних признаках ЧС диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны), ожидая в пути следования дальнейших распоряжений.