ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2021
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
§I. Творчество Ж.Л. Металлиди для детей
Жаннэта Металлиди — признанный композитор-педагог, создавший значительную композиторскую и теоретическую школу для начального этапа обучения музыке. В судьбе Металлиди композиторское творчество и педагогика переплетены неразрывно и имеют единую «систему кровообращения».
Жанна Лазаревна родилась в Ленинграде 1 июня 1934 года. Музыкой она начала заниматься в дошкольном возрасте и ещё весной 1941 года успешно сдала экзамены в специальной школе-десятилетке при консерватории для особо одарённых детей. Но учёбе помешала война. Подготовившись заново, после войны Металлиди поступила в музыкально-педагогическое училище, а через два года была зачислена на второй курс при Ленинградской консерватории в класс Г. И. Уствольской. Позже, в 1955 году, Жанна Лазаревна поступила в Ленинградскую консерваторию в класс композиции О. А. Евлахова и окончила её в 1960 году. ( Г. И. Уствольская и О. А. Евлахова - ученики Д. Д. Шостаковича).
Ещё будучи студенткой, Жанна Металлиди начала работать в 1959 году концертмейстером в Театральном институте им. А. Н. Островского. А в 1960 году была приглашена в детскую музыкальную школу в Санкт-Петербурге, чтобы возглавить только что созданный в ней класс композиции. Уже более 40 лет она преподаёт здесь композицию и сольфеджио.
Являясь уникальным композитором-педагогом, Металлиди воспитала многих известных музыкантов: скрипачи Борис Иоффе, Илья Грингольц, пианисты Андрей Тихомиров, Александр Пироженко, Олег Белов, виолончелист Илья Остромогильский и др.
Все жанровое многообразие её музыки отразилось в сочинениях Металлиди для детей: сольные и ансамблевые пьесы для разных инструментов, камерная вокальная и оркестровая музыка, произведения для духового и симфонического оркестра, кантаты для хора, музыкальные спектакли и многое другое.
Маленькие пианисты исполняют фортепианные миниатюры и ансамбли из сборников «Дом с колокольчиком», «Музыкальный сюрприз», «Лесная сказка», «Воспоминания о Севере», «Эрмитажные зарисовки». Также, увлечением играются произведения для скрипочей, флейтистов, тромбонистов, гобоистов. «Взрослые» сочинения Металлиди (сонаты, квинтет, концерты, концертино), многократно звучали в программах таких дирижеров, как А. Янсонс, А. Дмитриев, Р. Мартынов.
Жанна Лазаревна также автор детских хоров a capella, множества песен: «Это очень интересно!» (1969), «Песни большого пути» (слова Уолта Уитмена, 1958), «Мир глазами детей, «Унеси меня, мой змей».
Ее музыка записана на CD-дисках, часто звучит в концертах, радиопередачах, исполняется в Англии, США, Германии, Польше, Финляндии, Греции. Произведения Металлиди играются и по всей нашей стране. В Тольятти проходил фестиваль из музыки Жаннэтты Лазаревны, в Северодвинске - конкурс, а в Энгельсе ее приглашали в жюри на конкурс современных детских ансамблей — из 60 произведений 40 было Металлиди.
Однако, такому успеху предшествовала большая, кропотливая работа. Когда только начиналась ее деятельность, как педагога музыкальной школы (композиция и теоретические предметы) и композитора, ей пришлось создавать особую творческую атмосферу, чтобы привлечь интерес детей к музыке. Так она начала создавать свои произведения для учащихся в школах.
Жанна Лазаревна старалась найти те средства выразительности, которые были бы им понятны, потому, как «для ребят нужно, - по ее словам, - очень ясное содержание и тематизм» [1]. Для этого композитор использует эпиграфы к пьесам — стихи, которые помогают детям проникнуть в образное содержание произведения. Она выбирает стихотворения современных поэтов: Новеллы Матвеевой, Валентина Берестова, Даниила Хармса, Николая Угренинова, Михаила Яснова, Генриха Сапгира, Ванды Хотомской, Мориса Карема.
Образный мир, который воплощает Металлиди в своих произведениях, доступен и интересен детям. Среди них образы животных, которых автор наделяет человеческими чертами, качествами, настроениями, раскрывая тем самым внутреннее богатство эмоций («Поющий бегемот», «Два щенка», «Гордый лебедь», «Танец бабочек в конце лета», «Мне очень нравится жираф», «Танец фламинго», «Колыбельной белой медведицы», «Павлиний хвост», «Беги, мой олененок»), а также сказочные, волшебные персонажи («Колдун», «Гномик», «Винни-Пух», «Золушка», «Белоснежка»), герои литературных произведений («Том Сойер», «Всадник без головы», «Капитан Немо», «Квазимодо»), бытовые сюжеты («Мне купили велосипед», «Веселые каникулы»), пейзажи, впечатления от путешествий («Северное сияние», «Тихо падает снег», «Церковь Покрова на Нерли», «Умолкнувшие колокола», «Вологодские кружева», «Чёртов мост», «Красная луна»).
Создавая музыку для детей, Жанэтта Лазаревна не упрощает свой музыкальный язык. Однако, глядя педагогическим взглядом на сегодняшних детей, она считает, что общий уровень развития детей очень опустился: «Теперешние дети вообще другие. Они очень изменились. Настолько в виртуальном мире сидят, что вокруг ничего не видят, ничего не знают» [1].
Жанна Лазаревна считает, что всегда следует учитывать, кому предстоит играть определенное произведение. «Например, «Всадника без головы» мальчик сыграет с удовольствием, а вот «Куклу Барби», врядли» [1].
Остановимся на особенностях музыкального языка Металлиди. В целом опираясь на классические традиции, в своих произведениях она использует средства выразительности, характерные для современной музыки. Композитор вводит в свои сочинения ясную мелодическую линию, красочно-колористическую гармонию, ритмы джаза и блюза, ладовые особенности, обогатившие сферу мажора-минора альтерациями и модуляциями, сложный ритмический рисунок, выраженный в полиритмии и синкопах. В ее произведениях можно найти общее и с музыкальным языком ипрессионистов – гармонические, тембровые наслоения, насыщенную педаль, объединяющую пласты регистров («Мама заболела», «Осенний пейзаж», «Юмореска»).
Между тем, ее музыкальный язык обнаруживает черты сходства с фортепианными произведениями Прокофьева, ее любимого композитора. Это выражается в простоте и ясности фактуры, четко пульсирующем, «механистическом» ритме, моментальном переключении характера между частями, использованием народных мотивов («Марш с колокольчиками», «Интермеццо», «Соната C-dur»).
В ее сочинениях присутствуют звукоподражательные эффекты дождя, голосов животных, звуков, предметов, что вызывает интерес у детей, развивает фантазию, подталкивает к звукотворчеству, поиску звуковых исполнительских эффектов («Дождик», «Кискино горе», «Непослушный мячик», «Вприпрыжку», «Дом с колокольчиком», «Птичий концерт»).
Металлиди использует и национальные краски («Воспоминание о Севере» (русский колорит), «Ночь в Толедо», «Махи на балконе», «Торреро» (испанский колорит)).
В пьесах автора широко используются и современные исполнительские приемы игры на фортепиано. Например, в пьесе «Домовой» — нужно стучать костяшками пальцев по крышке рояля. В произведении «Эхо» ученику предлагается самому придумывать трезвучия в правй руке, что, безусловно, развивает гармонический слух.
Чтобы разнообразить творческий процесс, Жанна Лазаревна привлекает детей в шумовой оркестр, где дети играют в бубен, палочки, барабан, треугольник, погремушку под аккомпанемент педагога. Одновременно, это и хорошая подготовка к сцене и умение исполнять произведение в ансамбле.
Также Металлиди стремится развивать детей и в общеобразовательной, теоретической сфере. Для этого очень подходящим является серия «Мой композитор», составленная Жанной Лазаревной, в которую вошли легкие переложения произведений Верди, Глинки, Моцарта, Римского-Корсакова, Чайковского и других композиторов для фортепиано в 4 руки.
Композитор говорит: «Хочется, чтобы дети хоть минимально знали хорошую музыку. А не только «ум-па, ум-па» в ушах...» [1]
[1] Жаннэта Металлиди. Фортепианные сборники и циклы для детей и юношества. Интервью.
http://www.compozitor.spb.ru/our_autors/interview/zhanneta-metallidi.php