ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2021
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
Реферат по дисциплине
История и теория массовых праздников на тему
«Праздники царской России»
Выполнил:
Студентка 2 РТП
Дневного отделения
Егорова Виктория
Проверил:
Преподаватель
Скворцова Ю.С
Волгоград -2013
Содержание
-
Введение
-
Основные праздники
-
Детские праздники императорского образца.
-
Используемая литература
Введение
В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е.Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон древнего царского быта». Даже «самые обыкновенные, почти каждодневные выходы царя к обедне и вообще к церковной службе в известные праздники были не что иное, как церемониальные шествия».
В XVII в. Возникает новая система ежегодных торжеств. Значительную их часть стали составлять светские празднества, называемые торжественными и викториальными днями.
Начали угасать традиционные праздники, но сформировались новые для России светские торжества. 30 сентября 1696 г. в честь возвращающегося с победой из-под Азова войска в Москве был организован первый «победительный» въезд, положивший начало целой веренице петровских триумфов. Затем в первые десятилетия XVIII в. возник стройный цикл ежегодных светских торжеств российского двора, включавший царские, военные праздники.
Основные праздники
С 1 января 1700 г. императорский двор и вся страна начинали праздновать гражданский Новый год, тогда церковноеноволетие наступало 1 сентября. По знаменитому указу 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года, полагалось учинить перед воротами некое украшение из древ.
В оформлении новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы. Так, в новогоднем фейерверке 1703г. изображались аллегорические фигуры Времени и Фортуны, план штурма Нотебурга и др., фейерверк 1704 г. украшали статуи Юпитера, Марса и аллегорические картины, посвященные взятию Канец (Ниеншанца), а в 1711 г. в фейерверке были два плана – транспаранта на темы предстоящей войны с Турцией. Политические события отражались и в новогодних фейерверках послепетровского времени. Так, великолепный фейерверк 1760 г. напоминал о победах под Пальцигом и Франкфуртом. Перед зрителями предстали раскаленное солнце с именем Елизаветы, фигуры Славы и Вечности, а также Храм славы с изображением Петра Великого. Впрочем, «огненные потехи» нередко ограничивались иллюминацией, для которой создавались пышные брачные декорации.
В Петербурге 1 января царская чета и первые лица государства с утра слушали литургию в Троицком соборе. Затем следовало пиршество, которое проходило во дворце А.Д. Меншикова на Васильевском острове, в доме его величества, в аудиенц-камере Сената. После обеда царь гулял по улицам города, наблюдая за весельем народа, а завершалось торжество в 8-9 часов вечера, когда в небо взмывали огни фейерверка. В правление Анны Иоанновны новогодние торжества проходили в стенах дворца. 1 января в Большой церкви Зимнего дворца в присутствии августейшей фамилии и петербургского общества совершалась литургия. По выходе из церкви, приглашенные поздравляли императрицу с праздником и целовали ей руку. Затем в пяти парадных помещениях дворца следовал двухчасовой обед. За столы усаживались царская семья, российские и иностранные министры, придворные дамы, и кавалеры, генералитет, старшие офицеры и духовные персоны. Вечером во дворце проходил бал, завершаемый фейерверком на льду Невы и праздничной иллюминацией города.
Литургия, поздравления, целование руки, обеденный или вечерний стол, бал и огненные потехи были характерны для большинства торжеств времени Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, и Екатерины II.
Среди «царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционные для допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. В московской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всей стране отмечались церковными службами, выходами в церковь царя и его наследника, столами Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки и именинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Празднование дней рождения в России началось только с царствования Федора Алексеевича. С 1676 г. в «Книгах царских выходов», появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 г. традиционней раздачей коврижек и водки. Впоследствии начали праздновать дни рождения других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дня рождения и тезоименитства подросших дочерей Петра- Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы брачных союзов. Что касается дня рождения императрицы Екатерины Алексеевны, о котором возвещали утром пушки петербургских крепостей, то он приходился на Великий пост и вследствие этого праздновался «при дворе тихо». Эти праздники явно преследовали политические цели. Брак Петра при живой царице с непородной иноземкой имевшей уже двух внебрачных дочерей, требовал особых законодательных актов и мероприятий, направленных на то, чтобы русское общество свыклось со второй семьей самодержца.
Политический подтекст, связанный со второй семьей Петра I, имело и празднование дня царского бракосочетания. Впервые в кругу семьи оно было отмечено в 1715 г, а затем превратилось в государственный праздник. Другой была судьба праздника по случаю дня коронования правящего монарха в начале XVIII в. Он был широко распространен при европейских дворах. В России день венчания на царство начали отмечать в ближайшем окружении Петра Великого в 1719 г., а 16 мая 1721 г. вышел указ Сената и Синода «о торжествовании дня коронования его царского величества», в котором предписывалось 25 июня всем российским государям торжествовать молебным ко всеблагому богу пением. После вступления на стол в день ее коронации 25 апреля «превратился в многодневное торжество». При Екатерине Великой лень коронования (22 сентября) стал с 1782 г. и днем ордена св. Владимира, и поэтому утром в церковь с императрицей и двором до 170 и более кавалеров ордена. При Петре II, который, как известно, не дожил до коронации 7 мая 1729 г. бала в царском дворце отмечался «день восшествия на престол» юного императора. При Анне Иоанновне днем восшествия на престол считался день ее избрание Верховным тайным советом. При Елизавете Петровне и Екатерине II в день восшествия на престол фактически отмечались «дворцовые революции» 1741 и 1762 гг. Форма торжеств в память «восшествия» была различной. При Анне Иоанновне празднество напоминал день коронования. День восшествия на престол Иоанна Антоновича отмечался в 1741 г. трехдневными торжествами (18-20 и 21 октября), а перед этим 8 октября правительница Анна Леопольдовна принимала поздравления ми накрывала во дворце стол для штаб- – и обер-офицеров, празднуя «годовщину восприятия управления империей».
При Елизавете Петровне день восшествия на престол приобрел совершенно неповторимые черты, став праздником императрицы и ее лейб-компании, совершившей переворот в ноябре 1741 г. Елизавета не только наградила своих сторонников-гвардейцев чинами, имениями и пожалованием дворянства, но каждый год демонстративно чествовала их как лиц, близких к ее особе. В правлении Екатерины II среди табельных дней появился совершенно уникальный праздник- «торжество выздоровления ее Величества от оспы». По указу Екатерины II выписанный из Англии Диммс Даль сделал ей прививку от оспы и императрица выздоровела, что было отпраздновано молебном в Казанском соборе и «потешными» огнями. Затем прививку сделали наследнику престола, выздоровевшему 22 ноября. Невиданное событие ставшее примером попечения «Матери Отечества» о поданных закрепили в праздничном календаре, приурочив к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы и Семеновскому полковому дню (21 ноября)
Детские праздники императорского образца
Жизнь детей в императорской семье нельзя было назвать постоянным праздником. Ни во времена Петра I, ни в эпоху последнего российского императора дети монархов не пользовались какими-то особенными царскими привилегиями. Прежде всего они были самыми обыкновенными детьми с желаниями, далеко не всегда без разбора исполняемыми взрослыми. Иначе наследник престола мог бы запросто вырасти самовольным, самовлюбленным барином, не способным ни на какую государственную работу.
Праздники тоже не были обычным делом для императорских детей. По крайней мере, те праздники, которые были предназначены именно для них и которые могли бы доставлять просто беспечное удовольствие, хорошо знакомое современным российским детям. Разумеется, совсем без развлечений дети не оставались — весьма широко в царской семье отмечались, например, именины и дни рождения.
А вот что говорила о детском отдыхе императрица Александра Федоровна: «Просто преступление — подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными... Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богy, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу». В детских праздниках и вообще детских развлечениях не стыдились принимать непосредственное участие и взрослые члены императорской семьи.Впрочем, нельзя сказать, что детские торжества царской семьи так уж сильно отличались от взрослых праздников. Мероприятия для императорских детей во многом повторяли торжества для взрослых.
Одним из традиционных развлечений императорской семьи был самодеятельный театр, в котором иногда принимал участие и сам император. Ставились небольшие постановки, доставлявшие огромное удовольствие всей придворной свите. В таких представлениях иногда принимали участие и дети, но, конечно, у них был свой детский театр. В нем императорские дети старались (очевидно, по настоянию взрослых) совмещать приятное с полезным: все постановки проводились на иностранных языках, в частности, французском и немецком. Таким образом, совмещали развитие в детях творческого начала, изучение языков и чистое развлечение.
Кроме детского театра, для императорских наследников устраивались иногда и детские балы. Надо отметить, что проведение таких балов в XIX веке было характерно не только для высочайшего семейства - балы для младших членов семей в своих шикарных особняках устраивали и прочие знатные особы. Часто детские балы становились благотворительными мероприятиями, принося таким образом пользу обществу. Но все же целью детских балов было приучение детей, в том числе императорских, к светской культуре и этикету. Устраивались подобные праздники в честь именин или дней рождения детей, на них приглашались все друзья семьи, в том числе и взрослые. Участие последних, кстати, не ограничивалось наблюдением — взрослые пары также могли танцевать на детских балах в императорском доме.
Если детские балы доставляли особую радость девочкам, то для мальчиков предназначались военные игры. Особенно в этом преуспел император Петр I, чьи потешные войска известны на весь мир. Организовал их для своего сына император Алексей Михайлович, желавший закалить дух наследника к участию в великих сражениях, ожидавших его на жизненном пути. Поначалу в потешные войска записывали только сверстников будущего императора, но в конце 1683 года был объявлен набор и взрослых солдат. Потешные войска участвовали в тренировках, в различных маневрах (знаменитый Кожуховский поход), а в 1684 году, на третий год их существования, для занятий был построен даже специальный потешный городок - Пресбург. В его постройке, как и в последующем «штурме», участвовал лично Петр I. Впоследствии потешные войска переросли в два полноценных боевых полка — Семеновский и Преображенский.
Используемая литература
-
Отрывок статьи Д. Варламова «Торжества для младшего поколения в царской России» из журнала «Праздник», 2011, № 8, С. 8-9
-
http://www.centermax.ru/carskie-prazdniki Царские праздники.