Файл: Волжский, или ВолгоБалтийский торговый путь самый ранний из трёх великих речных путей Восточной Европы, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. В последней четверти i тыс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Восточной Европы, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. В последней четверти I тыс. значение Волжского пути возросло настолько, что он стал основной дорогой, соединившей Европу и Азию. На то были веские причины. В результате арабской экспансии доступ европейцев в Средиземное море в течение VII–VIII вв. и их связи с Византией и Ближним Востоком фактически нарушились, и торговля была вынуждена искать другие пути. И такой путь через Восточную Европу в страны Азии, впрочем, издревле известный, был использован во все возрастающей мере.

Великий Волжский путь в последней четверти I тыс.,(750ые) можно представить состоящим из нескольких отрезков. Основу составляла сама Волга, к ней тяготели реки, а также сухопутные водные трассы, представлявшие ее транспортное продолжение. Не будет преувеличением протянуть общий маршрут Волжской системы с учетом ее прямого и косвенного функционирования от Британии и Голландии до Ирана и Ирака. Ниже отметим и боковые ответвления этой системы.

Северная часть Волжского пути располагалась за его пределами. Это Северное и Балтийское моря, Финский залив, р. Нева, Ладожское озеро, р. Волхов, оз. Ильмень. Далее кратчайшим и удобным (даже с учетом волоков) переходом к истоку Волги был «Селигерский путь» по рр. Поле, Явони до оз. Селигер и по р. Селижаровке с выходом на Волгу. Не исключается также и переход из Волхова на Волгу .

Дальнейшее передвижение, что можно отнести к основной части пути, происходило по главной реке вплоть до ее устья. Южный участок плавания включал Каспийское море до его южного побережья (до области Джурджан). Далее шла сухопутная дорога до города Рея или дальше до Багдада. Наибольшая часть водного пути приходилась на пространство Восточной Европы. Путешественникам приходилось преодолевать волоки, а на Неве и Волхове – пороги.

Караванное движение кораблей из района Балтики до района Каспия до Дербента, с учетом, что расстояние составляло около 5500 км, могло занять два месяца и несколько месяцев на обратный путь. В последнем случае в речной части плыли против течения,а средняя скорость дневного перехода равнялась 25 км. Таким образом, в течение летнего сезона суда, побывавшие в городах Прикаспия, едва ли успевали вернуться на свои исходные базы в регионе Балтики. Иными словами, парусно-весельные суда одной флотилии могли осуществить полную поездку в лучшем случае раз в год.


В систему передвижения кораблей и грузов по Волге входили также Кама (т.н. «Пушной путь»), Вятка, Ока, Клязьма.

В среднем течении Волги от нее на юго-восток отходили сухопутные пути в Хорезм, а на запад – в Киев.

Мощное развитие, начиная с конца IX в., получила Волжская Булгария. В середине X в. она стала независимой от Хазарии и унаследовала необычайно продвинутую торговую миссию. На территории этого государства скрещивались главнейшие водные и сухопутные дороги, соединявшие его с основными торговыми партнерами Востока и Запада. Процветание Волжской Булгарии нашло отражение в необыкновенной плотности основанных в домонгольский период укрепленных поселений – их насчитывается около 170.

Около 900 г. происходит географическая переориентация исламской торговли в Восточной Европе. На смену прежним лидерам – Ираку и Ирану выдвигается государство Саманидов в Средней Азии. Соответственно усиливается приток на территорию современной Европейской России саманидских дирхемов. Через Хазарию и возвысившуюся в X в. Булгарию, Русь и страны Балтийской Европы продолжали получать восточные изделия и арабское серебро. Объем этих ценностей по сравнению с IX в. заметно возрос. Главнейшим транзитным центром исламской торговли с европейским миром становится Булгар на Волге и иные города Волжской Булгарии.

Волжская Булгария играла исключительно активную роль в международной торговле. Являясь самым северным форпостом средневекового мусульманского мира, особо тесные отношения она поддерживала со странами Востока. По Волге, Каме и их крупным притокам плыли торговые суда, направляющиеся в Северо-Восточную Русь, в Хазарию (Итиль), Саксин, Крым и Кавказ. Торговые караваны двигались по хорошо известным сухопутным магистралям, находящимся под контролем и охраной государства, по чьей территории они проходили. Ал-Балхи писал: «От Итиля до Болгара расстояние по степям около одного месяца пути; водою же, вверх по реке около двух месяцев, вниз по реке около 20 дней». О прямом пути из Булгара в Киев. «От Булгара до границы Руси – 10 остановок, от Булгара до Куяба – 20 остановок», – так описывают ал-Джайхани и ал-Идриси этот сухопутный маршрут, протянувшийся по слабо залесенным и мало населенным водоразделам Волги и Суры, Оки и Дона, Десны и Днепра на расстояние около 1500–1600 км Этот путь торговые караваны проходили за 60 дней, делая через каждые два дня остановки.

Булгарский экспорт и импорт. Ибн Русте в начале Х в. писал: Русы везут к ним меха собольи, горностаевы, беличьи и другие. Ал-Масуди пишет упоминает о хазарских и булгарских судах, плавающих по Волге выше устья Камы с торговой целью. Из земли буртасов «вывозят меха черных и красных лисиц. На эти меха был большой спрос. Вывоз Во второй половины Х в. ал-Мукаддаси: «Меха: собольи, беличьи, горностаевы,

куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи зубы, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы,рогатый скот» .

Ибн Фадлан говорит о царской юрте, устланной армянскими коврами, и троне, покрытом византийской парчой. О поступлении в Булгарию дорогих тканей и ковров из Джурджана, Табаристана, Армении, Азербайджана и Византии сообщают и некотоые другие средневековые писатели. Из Самарканда к булгарам шла писчая бумага. Широким спросом во все времена пользовались предметы вооружения. Ибн Фадлан пишет, что булгарские мечи «суть широкие волнообразные клинки франкской работы». По словам ал-Гарнати, купцы привозят высококачественные мечи из стран ислама, где их «делают в Зенджане, и в Абхаре, и Тебризе, и Исфахане в виде клинков.

В археологических материалах домонгольских булгарских городов – крупных центров торговли – выделяются предметы древнерусского, восточного и западноевропейского импорта.

Восточный импорт из Биляра представлен большим количеством материалов, отражающих торговые связи Булгарии и ее столицы со Средней Азией, Ближним Востоком, Византией и Закавказьем. Это находки восточных монет, фаянсовой посуды с люстровой росписью, поливной керамики, сфероконусов, стеклянных сосудов, украшений и изделий из цветного металла, а также костей верблюдов, свидетельствующих о существовании сухопутных магистралей, соединяющих восточные страны с городами Волжской Булгарии.

Торговые связи Биляра и Волжской Булгарии с государствами Западной Европы, а также со Скандинавией были нерегулярными и осуществлялись, скорее всего, через посредничество Руси. В материалах городища имеются обломки западноевропейского витражного стекла. Следует отметить ручку бронзового сосуда, изготовленного, по всей ве роятности, в одном из городов Франции в XII–XIII вв. А также детали т.н. франкских мечей и бронзовую фибулу скандинавского типа

Великий Волжский путь и проложенный восточнее Волги сухопутный маршрут из Хорезма в Булгар являются своеобразными разветвлениями Великого Шелкового пути, сыгравшего огромную роль в системе международных связей Восток–Запад. Караванный путь Булгар (Биляр) – Киев и Камский (пушной) путь к северным народам также следует рассматривать в системе этих связей.


Из Булгара по Волге товары шли дальше в северные области Руси. Чрезвычайно раз-ветвленная речная сеть севера Восточной Европы способствовала беспрепятственному выходу с Верхней Волги в Поволховье, Приладожье и на Белое озеро, а оттуда – в Прибалтику и Скандинавию. По этому пути двигались на юг варяжские дружинники и торговцы, следы пребывания которых в Булгарии документированы письменными и археологическими источниками.

В истории народов Европы Великий Волжский путь в эпоху раннего средневековья приобрел выдающееся геополитическое, культурное, транспортно-торговое международное и межгосударственное значение. Он способствовал контактам и общению славянских, финно-угорских, тюркских и других народов и племен Старого Света в их стремлении узнать друг друга, обогатиться благами человеческой цивилизации и коллективными достижениями в области экономики, техники и культуры.

В тот период Волжский путь послужил стимулом невиданного до тех пор прогресса евразийского общества, повлиял на ускорение социальных и хозяйственных процессов многих стран и регионов, способствовал созданию единого наднационального экономического пространства в масштабах значительной части Евразии. Функционирование данного пути в VIII–XI вв. решающим образом сказалось на возникновении нового для своей эпохи явления, которое можно назвать глобализацией мировой экономики.

Особую роль сыграл Великий Волжский путь в развитии славянских, финно-угорских, тюркских и скандинавских народов Европы в отношении организации городов, транспорта, ремесла, путей сообщения, международных рынков. Судя по находкам восточного серебра,