Файл: Об утверждениифедеральногогосударственного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфика преподавания математики по обновлённым ФГОС ООО
Ольга Модестовна Фадеева,
старший преподаватель центра математического образования

Министерством юстиции России зарегистрирован приказ № 287 от 31 мая 2021 года «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего
образования» (Регистрационный № 64101 от 5 июля
2021
года)

ФГОС ООО 2021

сформулированы требования к предметам всей школьной программы ООО,
позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать,
чем овладеет и что освоит;

детализированы и конкретизированы личностные результаты
,
на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания;

описаны системы требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей
получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи;

закреплен инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА

Место “МАТЕМАТИКИ” в учебном плане
В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные предметы:

Место “МАТЕМАТИКИ” в учебном плане
Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и
информатика» включает в себя учебные курсы:
● «
Алгебра»,
● «
Геометрия»,
● «
Вероятность и статистика».
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования по учебному предмету
«
Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра»,
«
Геометрия», «Вероятность и статистика».


Примерная рабочая программа основного общего образования
МАТЕМАТИКА
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(
для 5-9 классов образовательных организаций)
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-
obrazovaniia-matematika

Цели и особенности изучения учебного предмета “МАТЕМАТИКА”
Приоритетными целями обучения математике в 5-9 классах являются:

формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;

подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;

формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико- ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.

Основные линии содержания курса математики в 5-9 классах
● «
Числа и вычисления»
● «
Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»)
● «
Функции»
● «
Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»)
● «
Вероятность и статистика»

Место учебного предмета “МАТЕМАТИКА” в учебном плане
Примерная программа по математики, стр. 8)
В 5-9 классах учебный предмет «Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов:

в 5-6 классах – курса «Математика»,

в 7-9 классах – курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей) и «Геометрия».
Настоящей программой вводится самостоятельный учебный курс
«
Вероятность и статистика».
Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение математики в 5-6 классах 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, в 7-9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 952 учебных часа


Место учебного предмета “МАТЕМАТИКА” в учебном плане
Примерная программа по математики, стр. 8)
Тематическое планирование учебных курсов и рекомендуемое распределение учебного времени для изучения отдельных тем, предложенные в настоящей программе, надо рассматривать как примерные ориентиры в помощь составителю авторской рабочей программы и прежде всего учителю.
Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений. Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса. Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя. Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведенных в Примерной рабочей программе на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся.
Единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

Тематическое планирование учебного курса (по годам
обучения)
5 класс (не менее 170 часов)
Название раздела
(
темы) курса
(
число часов)
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Наглядная
геометрия.
Линии на
плоскости
(12
ч)
Точка, прямая, отрезок, луч. Ломаная. Измерение длины отрезка, метрические единицы измерения длины.
Окружность и круг.
Практическая работа
«
Построение узора из окружностей».
Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Измерение углов.
Практическая работа
«
Построение углов»
Распознавать
на чертежах,
рисунках,
описывать,
используя терминологию, и изображать с помощью чертёжных инструментов:
точку, прямую, отрезок, луч, угол, ломаную, окружность.
Распознавать, приводить примеры объектов реального мира,
имеющих форму изученных фигур, оценивать их линейные размеры.
Использовать линейку и транспортир как инструменты для построения и измерения: измерять длину отрезка, величину угла; строить отрезок заданной длины, угол, заданной величины; откладывать циркулем равные отрезки, строить окружность заданного радиуса. Изображать
конфигурации геометрических фигур из отрезков, окружностей, их частей на нелинованной и клетчатой бумаге; предлагать, описывать и
обсуждать способы, алгоритмы построения.
Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый, тупой, развёрнутый углы; сравнивать углы.
Вычислять длины отрезков, ломаных.
Понимать и использовать при решении задач зависимости между единицами метрической системы мер; знакомиться с неметрическими системами мер; выражать длину в различных единицах измерения.
Исследовать фигуры и конфигурации, используя цифровые ресурсы


Обзор действующих учебно-методических комплектов,
обеспечивающих преподавание учебного предмета “МАТЕМАТИКА”
УМК по математике выпускают следующие издательства:
● «
Просвещение»–
www.prosv.ru
● «
Мнемозина»-
www.mnemozina.ru
См. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254».
С целью сохранения преемственности в обучении школьников, при организации работы по выбору учебников, необходимо тщательно провести анализ взаимозаменяемости учебно-методических линий для предотвращения возможных проблем при реализации стандарта, продумать возможность по бесконфликтному замещению исключенных предметных линий альтернативными учебниками.

Интернет-ресурсы, рекомендуемые для использования в работе по
формированию и развитию математической грамотности
обучающихся

https://fioco.ru/ru/osoko/msi/
(
результаты международных исследований);

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html
(
материалы по математической грамотности);

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/matematicheskaya-gramotnost.php
(
демонстрационные материалы для оценки математической грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности);

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
(
банк заданий для оценки математической грамотности).

Преподавание предмета “МАТЕМАТИКА” на основе анализа
оценочных процедур
В настоящее время на в Российской Федерации создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

ОГЭ;

ЕГЭ;

Национальные исследования оценки качества образования (НИКО);

Всероссийские проверочные работы (ВПР);

Международные исследования (TIMSS, PISA и др.);
В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019–2024 годах в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования на основе практик и международных исследований качества подготовки обучающихся (приказ Министерства
Просвещения и Рособрнадзора от 06.05.2019 № 590-219). Региональная оценка по модели PISA основана на проекте ОЭСР «PISA for schools» («PISA
для школ»). Процедуры организации и проведения исследования аналогичны оригинальному исследованию PISA, но позволяют проводить исследование и получать данные вне расписания международных циклов. Исследование позволяет получать данные, сопоставимые с результатами PISA-2018 по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической, естественнонаучной грамотностям. Исследование «PISA для школ» определяет, насколько эффективно образовательные организации готовят учащихся к
использованию математики во всех сферах их личной, социальной и профессиональной жизни в XXI веке.


Спасибо за внимание!