ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 196
Скачиваний: 4
Праздники - это сложное, многостороннее и многообразное культурное явление. Каждый исследователь праздничной культуры выбирает свои основания для классификации и типологизации праздников. Сложность создания классификаций заключается, прежде всего в том, что одни и те же праздники можно включить как в одну группу, так и в другую.
Первая классификация массовых праздников была дана еще в XIX веке исследователем И.М. Снегиревым. Он делил праздники на подвижные, и неподвижные (имеющие или не имеющие точной даты ); исключительные, т.е. связанные с особым событием; сельские и городские; отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций [46].
Уже в ХХ веке польский философ Жигульский К. в своей работе «Праздник и культура», предложил иные принципы классификации праздников. Он подразделял праздники на периодически отмечаемые и непериодические, т.е. обусловленные моментом.
Классическим примером периодического праздника, является Троица, дата которой зависит от лунного календаря. К периодически отмечаемым праздникам можно отнести также те, в основе которых лежат исторические события. К этому типу праздника относиться 9 мая – Праздник Победы российского народа в Великой Отечественной войне, 23 февраля – День Защитника Отечества и т.п.
Гораздо реже встречаются непериодические праздники. К таким можно отнести, например, праздники, отмечаемые по случаю необычайного события в общественной жизни: открытия памятника, учебного заведения, начала какого – либо крупного предприятия. В прошлом, к этому типу праздников относилось большинство придворных торжеств как то: рождение наследника престола или его бракосочетания, а также другие крупные события при дворе государя. Лишь незначительная часть подобных событий попадала в календарь в виде праздничных годовщин. Информация об остальных сейчас встречается лишь в исторических документах и хрониках.
Происходящие в процессе исторического развития, зачастую весьма резкие политические, социальные и культурные изменения, которые иногда сопровождаются сменой летоисчисления, введением нового календаря и новых периодических праздников, по мнению К. Жигульского являются основанием для деления праздников на старые и новые (праздники старой и новой веры, старого и нового режима, старого и нового строя).
Удачные примеры с этой точки зрения дает история деколонизации территорий, длительное время находившихся под властью европейских капиталистических государств. В странах, расположенных на этих территориях, отмечались, по крайней мере, официально, праздники, значившиеся в календарях метрополий, праздники королевских дворов или республик. Отделение от метрополии, образование самостоятельного, независимого государства везде означало разрыв с этой традицией, отмену таких праздников и введение собственных государственных праздников, нередко устанавливаемых как раз, ради того, чтобы отметить дату завоевания независимости [25].
Так же как и Снегирев И.М., Жигульский К. делит праздники на подвижные и неподвижные, но он именует их постоянными и не постоянными. Эти два класса праздников разграничиваются с точки зрения даты, времени, на которое они приходятся. Постоянные праздники имеют в календаре точно определенное время, как, например, христианский праздник Рождество Христова, приходящийся на 7 января, или Международный женский день 8 марта. По природе своей к этой категории праздников относятся годовщины, праздники, увековечивающие определенные события и приходящиеся на одно и то же календарное время. Непостоянные праздники не имеют точно определенного времени, выпадают на разные дни в рамках определенного интервала, соответственно принципу их вычисления. Примером может служить христианская Пасха, приходящаяся в календаре на разные воскресенья, в зависимости от первого весеннего полнолуния или языческий праздник Масленица, который отмечается за неделю до начала Великого поста.
В 80-х годах ХХ века важный вклад в систематизацию праздников внес ярославский исследователь В.А. Буланов. Он подразделил советские праздники на 6 основных типов.
1. Праздники под общим названием «Красный день календаря». К ним относятся даты 7 ноября – годовщина Октябрьской революции, 22 апреля – день рождения В.И.Ленина, 1 мая – Международный день солидарности трудящихся, 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной Войне, 7 октября – День советской Конституции, 23 февраля – День Советской армии и Военно-морского флота, 8 марта – Международный Женский день.
2. Трудовые праздники. Среди них «Красная суббота», т.е. традиционно проводившийся в преддверии дня рождения В.И.Ленина коммунистический субботник, дни профессиональных праздников. К нему же В.А.Буланов отнес праздники, которые, скорее всего, следовало бы назвать тематическими мероприятиями «Слава семейная – гордость колхозная», «В добрый путь, хлебороб!», «Первая зарплата», «Праздник серпа и молота».
3.Праздники детские, юношеские и спортивные: праздник школьного звонка, «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет», День советской молодежи, сельский спортивный праздник «Снежинка Лахости».
4. Так называемые, новые советские обряды и ритуалы: «Человек родился», «Я – гражданин Советского Союза», «Совет вам, да любовь», «Золотая свадьба», «Парад цветов». Хотя, отнесение их к данному типу является также спорным, т.к. автор не делает разницы между обрядами, ритуалами и, непосредственно, праздниками.
5. Праздники времен года. К ним относятся Новый год, проводы русской зимы, праздник «Русская березка» и т.п.
6. Праздники, посвященные городу, улице: День города, района, «Праздник нашего двора» и т.д. [51].
Генкин Д.М. в своей книге «Массовые театрализованные праздники и представления» [17] предлагает еще несколько классификаций праздников. Наиболее общая из них подразделяет праздники на:
1. Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям
2. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.
3. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.
Другая выделяет в праздничной культуре 3 основные группы праздников:
- Общественно-политические
- Календарные
- Этнографически-фолклорные
Третья классификация предполагает подразделение праздников на:
- Общегосударственные (наиболее полно выражают наши общественные идеалы). В коммунистическом прошлом нашей страны именно эти праздники имели ярко выраженную идеологическую направленность, прославляя классово-политическую борьбу и идеи преобразования мира на коммунистических началах. Предметом прославления обычно был советский образ жизни и советский человек в целом.
- Трудовые (утверждающие общественную ценность труда и отражающие героику трудовых будней). Наряду с чествованием определенных профессий в этот раздел входят также праздники села, приуроченные к завершению определенных этапов сельскохозяйственных работ
- Семейно-бытовые и праздники и обряды. Они тесно связаны с важнейшими событиями в жизни человека, семейным бытом.
- Воинские и молодежные. Воинские праздники лежат как бы на стыке двух групп – общегосударственных и профессиональных. С одной стороны, они являются праздниками людей определенной профессии (военных). Но в то же время, многие военные обряды имеют важное общественно-политическое значение. Молодежные праздники способствуют формированию у подрастающего поколения определенные ценностные ориентации, ориентиры, модели поведения, формируют отношение к своей стране, патриотизм.
- Праздники, связанные со сменой времен года. ( Новый год, проводы русской зимы, народные праздники, связанные с весной и летом, зародившиеся в нашей стране в советское время 15-ти республик: лола (праздник тюльпанов), навруз (день весеннего равнодентвия), Праздник Ивана Купалы и т.д.)
Но не все исследователи праздника в своих работах дают развернутую, подробную классификацию праздников, например Бенифанд А.В. в своей работе «Праздник: сущность, история, современность» писал так: «Классификация праздника строится по религиозным и безрелигиозным, личностным и групповым, массовым, семейным и общественным основаниям. В качестве одного из принципов классификации можно взять общечеловеческий и классовый характер праздника, тогда к одному типу следует отнести праздники связанные с природой, временами года, с сельскохозяйственными и городскими профессиями, семейно – личностные, физкультурно – спортивные, а так же празднование юбилеев деятелей искусства, культуры, науки, миротворческого характера, фестивали, форумы, дни культуры и т.д. В другую группу нужно включить праздники политические, партийные, общественные» [9].
По мнению болгарского исследователя Мизова Н. нужно разделять две линии праздников. Первая линия (исходя из основных сфер общественной жизни) включает в себя политические, культурные, бытовые, религиозные праздники. Вторая линия (идущая от личности и общественных групп) включает в себя личные, семейные, племенные, народно – национальные, классово – партийные, международные праздники. [82].
Но и эта классификация не может претендовать на абсолютную полноту, т.к. она «разрывает» общественную жизнь и конкретные социальные общности людей.
В разное время культурологами делались попытки более тщательного исследования и систематизации определенных типов праздников (светских, церковных, народных и т.д.). Например, исследователь И.А. Панкеев в своей книге «Обычаи и традиции русского народа» занимаясь исследованием церковных праздников классифицировал их следующим образом:
По предмету воспоминаний:
- господские;
- богородичные;
- праздники святых .
По важности воспоминаемых событий:
- большие ( Пасха, Двунадесятые, Великие недвунадесятые);
- средние;
- малые.
По времени торжеств:
- неподвижные;
- подвижные (относительно Пасхи) [49].
Интересно то, что иногда праздники классифицируют по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно–режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие и т.д.) либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, клуб). К такой классификации склонны многие сценаристы, искусствоведы, режиссеры. Но эта классификация также несовершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий [82].
Таким образом, праздничная культура является настолько широким понятием, что в настоящее время не представляется возможным создать единую, полную, идеальную классификацию, которая бы охватывала все аспекты и особенности праздников различных типов.