Файл: Рабочая программа по курсу Литература для 8 класса составлена на основе следующих нормативноправовых документов Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации (далее Закон).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».
Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Внеклассное чтение №4
Развитие течи №8
Домашнее контрольное сочинение №2
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7часа).
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт.Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (2часа)
Итоговая контрольная работа №1
ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ
Обязательные виды работ | Количество работ | Тема контроля | Вид контроля |
Классное сочинение | 2 | Классное контрольное сочинение №1 по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Классное контрольное сочинение№2 "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна). | Текущий контроль |
Домашнее сочинение | 2 | Домашнее контрольное сочинение №1 по творчеству Н.В.Гоголя Домашнее контрольное сочинение №2 «Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века» | Текущий контроль |
Контрольная работа | 1 | Итоговая контрольная работа № 1 за курс 8 класса | Текущий контроль |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Контр. работы | Кл. сочинения | Дом. сочине ние | Вн. чтение | Развитие речи |
1 | Введение. | 1 | - | - | - | - | - |
2 | Устное народное творчество. | 3 | - | - | - | - | -- |
3 | Из древнерусской литературы. | 3 | - | - | - | - | - |
4 | Из русской литературы XVIII века. | 4 | - | - | - | - | - |
5 | Из русской литературы XIX века. | 47 | - | 1 | 1 | 2 | 5 |
6 | Из русской литературы XX века. | 33 | - | 1 | 1 | 2 | 3 |
7 | Зарубежная литература | 7 | - | - | - | | - |
8 | Повторение. Обобщение | 4 | 1 | | | | |
| ИТОГО | 102 | 1 | 2 | 2 | 4 | 8 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 класс (3 часа)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока. Основное содержание | Д/З | Дата | |
План. | Факт. | ||||
ВВЕДЕНИЕ (1час.) | |||||
1 | 1 | Русская литература и история. | | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3часа.) | | ||||
2 | 1 | Русские народные песни. Выражение жизни народа в лирических песнях. Исторические песни.«Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | | | |
3 | 1 | Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений | | | |
4 | 1 | Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком". | | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа.) | |||||
5 | 1 | Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. | | | |
6 | 1 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. | | | |
7 | 1 | «Повесть о Шемякином суде». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | | | |
ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (4 часа.) | |||||
8 | 1 | Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии. | | | |
9 | 1 | Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. | | | |
10 | 1 | Комедия «Недоросль». Комментированное чтение комедии: речь и поступки как средство создания характера в драматическом произведении. | | | |
11 | 1 | Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Чтение по ролям отдельных сцен комедии. | | | |
ЛИТЕРАТУРА19ВЕКА ( 47 часов.) | |||||
12 | 1 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень. | | | |
13 | 1 | Пейзажная и любовная лирика А.Пушкина. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения. К***(«Я помню чудное мгновенье...»). | На выбор | | |
14 | 1 | А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | | | |
15 | 1 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. "Капитанская дочка". История создания произведения. | | | |
16 | 1 | Развитие речи №1 А.С.Пушкин Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | | | |
17 | 1 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | | | |
18 | 1 | Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Отрывок наизусть | | |
19 | 1 | Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | | | |
20 | 1 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. | | | |
21 | 1 | Развитие речи №2 Р.р.№2Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | | | |
22 | 1 | Контрольное классное сочинение №1 по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка". | | | |
23 | 1 | Анализ контрольного сочинения Внеклассное чтение № 1. А. С. Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы. | | | |
24 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта. | | | |
25 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. | | | |
26 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме. Смысл человеческой жизни в поэме. | Отрывок из поэмы | | |
27 | 1 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | | | |
28 | 1 | Развитие речи №3 Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (устное сочинение- рассуждение). | | | |
29 | 1 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя. | | | |
30 | 1 | Н. В. Гоголь. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор". | | | |
31 | 1 | Н. В. Гоголь. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор". | | | |
32 | 1 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | | | |
33 | 1 | Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | | | |
34 | 1 | Особенности и специфика композиционной структуры комедии Н.Гоголя "Ревизор". | | | |
35 | 1 | Н. В. Гоголь "Шинель" Образ «маленького человека» в литературе. | | | |
36 | 1 | Н. В. Гоголь "Шинель" Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | | | |
37 | 1 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | | | |
38 | 1 | Развитие речи № 4 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя | | | |
39 | 1 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок). | | | |
40 | 1 | "История одного города".Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. | | | |
41 | 1 | "История одного города". Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Эзопов язык. | | | |
42 | 1 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Защита обездоленных. | | | |
43 | 1 | Рассказ "Старый гений". Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа | | | |
44 | 1 | Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала". | Отрывок на выбор | | |
45 | 1 | Л. Н. Толстой. "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее. | | | |
46 | 1 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. | | | |
47 | 1 | Развитие речи № 5 Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтова «Осень». Идейно-художественный анализ поэзий. | одно на выбор | | |
48 | 1 | Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» А.А.Фета «Первый ландыш». | | | |
49 | 1 | Идейно-художественный анализ поэзии А.Н.Майкова «Поле зыблется цветами…». Повторение двусложных и трёхсложных размеров стиха. | | | |
50 | 1 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье. | | | |
51 | 1 | Психологизм рассказа "О любви". | | | |
ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (33 часа) | | ||||
52-53 | 2 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". | | | |
54 | 1 | Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» | | | |
55 | 1 | А. А. Блок. Слово о поэте. Тема России в его творчестве. Стихотворение «Россия» | | | |
56 | 1 | Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». | | | |
57 | 1 | Приёмы создания художественных образов. | | | |
58 | 1 | Обучение выразительному чтению. | | | |
59 | 1 | Внеклассное чтение № 3 А. А. Блок. «Россия «, «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Образ Родины в лирике поэта. | | | |
60 | 1 | О.Э.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» | | | |
61 | 1 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству. | | | |
62-63 | 2 | М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | | | |
64-65 | 2 | Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | | | |
66-67 | 2 | Сатирическое изображение исторических событий в «Сатириконе» | | | |
68-69 | 2 | Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник», | | | |
70-71 | 2 | М. Зощенко «История болезни». | | | |
72 | 1 | Урок – концерт.Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Лев Ошанин. «Дороги». | | | |
73 | 1 | Урок – концерт. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова «Москвичи», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», А. Фатьянова «Соловьи | | | |
74 | 1 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания поэмы «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | | | |
75 | 1 | А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | Отрывок наизусть | | |
76 | 1 | А. Т. Твардовский. Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина в главах «Гармонь», «На привале». Обучение устному рассказу. | | | |
77 | 1 | А. Т. Твардовский». Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа». | | | |
78 | 1 | В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | | | |
79 | 1 | Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».Развитие представлений о герое-повествователе. | | | |
80 | 1 | Внеклассное чтение № 4. А.Толстой Рассказ «Русский характер» | | | |
81 | 1 | Развитие речи №8Домашнее контрольное сочинение №2 Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века | | | |
82-83 | 2 | Современные авторы-детям. А.В.Жвалеский, Е.Б.Пастернак «Неудачница» | | | |
84-85 | 2 | Русские поэты о Родине, родной природе. | 2- 3 на выбор | | |
86 | 1 | Работа над идейно-художественным анализом лирических произведений. | |||
87 | 1 | Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. | |||
88 | 1 | Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. | | | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов) | |||||
89 | 1 | У.Шекспир. Писатель и его время.Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». | | | |
90-91 | 2 | У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. | | | |
92 | 1 | У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».Конфликт живого чувства и семейной вражды. | По желанию | | |
93-94 | 2 | Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. | | | |
95 | 1 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. | | | |
96-97 | 2 | В. Скотт. «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | | | |
98 | 1 | История, изображенная сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | | | |
99 | 1 | Д.Д.Селинджер. «Над пропастью во ржи » | | | |
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа) | |||||
97-9 100 | 1 | Повторение изученного за курс 8 класса. Подготовка к контрольной работе. | | | |
101 | 1 | Итоговая контрольная работа № 1 за курс 8 класса | | | |
102 | 1 | Анализ итоговой контрольной работы Повторение. Обобщение. Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений» | | | |