Файл: Рабочая программа по курсу Литература для 8 класса составлена на основе следующих нормативноправовых документов Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. 273фз Об образовании в Российской Федерации (далее Закон).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Всеобщая история, обработанная „Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».

Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе. Творческая работа учащихся. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Внеклассное чтение №4

Развитие течи №8

Домашнее контрольное сочинение №2

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7часа).

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт.Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ (2часа)

Итоговая контрольная работа №1

ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ


Обязательные

виды работ

Количество работ

Тема контроля

Вид контроля

Классное сочинение

2

Классное контрольное сочинение №1

по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Классное контрольное сочинение№2

"Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна).

Текущий контроль


Домашнее

сочинение

2

Домашнее контрольное сочинение №1

по творчеству Н.В.Гоголя
Домашнее контрольное

сочинение №2

«Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века»

Текущий контроль


Контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа № 1

за курс 8 класса

Текущий контроль






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Контр.

работы

Кл.

сочинения

Дом.

сочине

ние

Вн. чтение

Развитие речи

1

Введение.

1

-

-

-

-

-

2

Устное народное творчество.

3

-

-

-

-

--

3

Из древнерусской литературы.

3

-

-

-

-

-

4

Из русской литературы XVIII века.

4

-

-

-

-

-

5

Из русской литературы XIX века.

47

-

1

1

2

5

6

Из русской литературы XX века.

33

-

1

1

2

3

7

Зарубежная литература

7

-

-

-




-

8

Повторение. Обобщение

4

1
















ИТОГО

102

1

2

2

4

8



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 класс (3 часа)




п/п

Кол-во часов

Тема урока. Основное содержание

Д/З

Дата

План.

Факт.

ВВЕДЕНИЕ (1час.)

1

1

Русская литература и история.










УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3часа.)




2

1

Русские народные песни. Выражение жизни народа в

лирических песнях. Исторические песни.«Пугачёв в темнице», «Пугачёв

казнён».










3

1

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений










4

1

Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".










ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа.)

5

1

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.










6

1

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века.










7

1

«Повесть о Шемякином суде». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.










ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (4 часа.)

8

1

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии.










9

1

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.










10

1

Комедия «Недоросль». Комментированное чтение комедии: речь и поступки как средство создания характера в драматическом произведении.










11

1

Понятие о драматургическом конфликте и его развитии. Чтение по ролям отдельных сцен комедии.










ЛИТЕРАТУРА19ВЕКА ( 47 часов.)

12

1

А. С. Пушкин. Слово о поэте. «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень.









13

1

Пейзажная и любовная лирика А.Пушкина. «Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния. К***(«Я помню чудное мгновенье...»).

На выбор







14

1

А.С. Пушкин. «История Пугачевского бунта» (отрывки). Отношение к Пугачеву

народа, дворян и автора.










15

1

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. "Капитанская дочка". История создания произведения.










16

1

Развитие речи №1 А.С.Пушкин Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.










17

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.










18

1

Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Отрывок наизусть







19

1

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.










20

1

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.










21

1

Развитие речи №2

Р.р.№2Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»










22

1

Контрольное классное сочинение №1 по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".










23

1

Анализ контрольного сочинения

Внеклассное чтение № 1. А. С. Пушкин "Пиковая дама". Проблема человека и судьбы.










24

1

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта.










25

1

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. "Мцыри". История создания, тема и идея произведения.










26

1

М. Ю. Лермонтов. Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме. Смысл человеческой жизни в поэме.

Отрывок из поэмы







27

1

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.










28

1

Развитие речи №3 Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (устное сочинение- рассуждение).










29

1

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя.










30

1

Н. В. Гоголь. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".









31

1

Н. В. Гоголь. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".










32

1

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.










33

1

Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.










34

1

Особенности и специфика композиционной структуры комедии Н.Гоголя "Ревизор".










35

1

Н. В. Гоголь "Шинель" Образ «маленького человека» в литературе.










36

1

Н. В. Гоголь "Шинель" Потеря Башмачкиным лица. Духовная

сила героя и его противостояние бездушию общества.










37

1

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.










38

1

Развитие речи № 4

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя










39

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).










40

1

"История одного города".Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии

народа.










41

1

"История одного города". Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Эзопов язык.










42

1

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Защита обездоленных.










43

1

Рассказ "Старый гений". Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного образа










44

1

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".

Отрывок на выбор







45

1

Л. Н. Толстой. "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее.










46

1

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности

композиции. Психологизм рассказа.










47

1

Развитие речи № 5 Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтова «Осень». Идейно-художественный анализ поэзий.

одно

на выбор







48

1

Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

А.А.Фета «Первый ландыш».










49

1

Идейно-художественный анализ поэзии А.Н.Майкова «Поле зыблется цветами…». Повторение двусложных и трёхсложных размеров стиха.










50

1

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье.









51

1

Психологизм рассказа "О любви".










ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (33 часа)




52-53

2

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".









54

1

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»










55

1

А. А. Блок. Слово о поэте. Тема России в его творчестве. Стихотворение «Россия»










56

1

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом».











57

1

Приёмы создания художественных образов.










58

1

Обучение выразительному чтению.










59

1

Внеклассное чтение № 3 А. А. Блок. «Россия «, «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Образ Родины в лирике поэта.










60

1

О.Э.Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»










61

1

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству.










62-63

2

М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».









64-65

2

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).









66-67

2

Сатирическое изображение исторических событий в «Сатириконе»









68-69

2

Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник»,









70-71

2

М. Зощенко «История болезни».









72

1

Урок – концерт.Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Лев Ошанин. «Дороги».










73

1

Урок – концерт. Боевые подвиги и военные будни в творчестве

Е. Винокурова «Москвичи», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», А. Фатьянова «Соловьи










74

1

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания поэмы «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.










75

1

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Отрывок наизусть







76

1

А. Т. Твардовский. Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина в главах «Гармонь», «На привале». Обучение устному рассказу.










77

1

А. Т. Твардовский». Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».









78

1

В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».










79

1

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».Развитие представлений о герое-повествователе.










80

1

Внеклассное чтение № 4. А.Толстой Рассказ «Русский характер»










81

1

Развитие речи №8Домашнее контрольное сочинение №2

Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века










82-83

2

Современные авторы-детям.

А.В.Жвалеский, Е.Б.Пастернак «Неудачница»








84-85

2

Русские поэты о Родине, родной природе.


2- 3

на выбор







86

1

Работа над идейно-художественным анализом лирических произведений.

87

1

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

88

1

Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.







ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов)

89

1

У.Шекспир. Писатель и его время.Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».










90-91

2

У.Шекспир.

Трагедия «Ромео и Джульетта Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.










92

1

У.Шекспир.

Трагедия «Ромео и Джульетта».Конфликт живого чувства и семейной вражды.

По желанию







93-94

2

Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе.

Идейно-эстетические проблемы.








95

1

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.










96-97

2

В. Скотт. «Айвенго». Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события.

История, изоб­раженная сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.










98

1

История, изоб­раженная сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.










99

1

Д.Д.Селинджер. «Над пропастью во ржи »










ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

97-9 100

1

Повторение изученного за курс 8 класса. Подготовка к контрольной работе.







101

1

Итоговая контрольная работа № 1

за курс 8 класса










102

1

Анализ итоговой контрольной работы

Повторение. Обобщение. Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений»