Файл: Россия в первой четверти xviii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россия в первой четверти XVIII в.:
преобразования Петра I, оценка их в
российской историографии, внешняя
политика


Оглавление


Введение

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы жизни государства и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны.

Именно в конце XVII столетия начался новый период русской истории. Это было переходное время, характеризуемое, прежде всего, постепенным формированием нового общественного познания; время, когда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы. В этот период предпринимались попытки перехода государственной системы России от самодержавия с Боярской думой к сословно-представительной монархии. Предпринимались попытки создания флота. Начала развиваться система центральных учреждений - приказов, ведомств отвечавших за то или иное направление в управлении страной. Было отменено местничество. Был создан, возглавляемый самим царем, Тайный приказ, сосредоточивший контроль над всеми важными государственными делами.

Взойдя на престол, после продолжительной борьбы различных боярских группировок, Петр I правильно оценил сложившиеся условия, и осознал назревшие задачи своего времени. Его политическая программа в основном сложилась за границей, где Петр находился в составе «Великого посольства» в 1697г. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе своего врага, т.е. врага старых устоев.

Свои реформы он направил на решение следующих, по его мнению главных вопросов: меры относительно сословий; меры относительно управления; военное устройство; меры для развития экономики; меры относительно церковного управления;

При Петре была создана регулярная армия нового типа, с единой системой комплектования, вооружения и формы. С 1705г. в стране была введена рекрутская повинность. Сначала с 20 дворов стали брать одного солдата на пожизненную службу, а затем брали с определенного числа душ мужского пола. Вводились новые воинские Уставы, открывались офицерские школы.

С целью укрепления власти на местах в 1708г. страну разделили на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, ведавшие войсками и делами подчиненной территории. Воеводская администрация была заменена губернской системой управления.1

Целью написания контрольной работы является описание экономического, политического состояния России в первой четверти XVIII века, преобразований, которые осуществил царь Петр I, описание внешней политики России того времени и ее значение для дальнейшего развития государства.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1 Россия в первой четверти XVIII в.: преобразования Петра I

  1. Россия в первой четверти XVIII в.

В конце XVII в. Россия представляла собой отставшую от Западной Европы страну.

Причинами отставания были:

  1. медленное восстановление районов, разоренных «смутой» и интервенцией начала XVII в.;

  2. природно-географические и социальные условия (при небольшой численности населения и огромной территории в хозяйственный оборот вовлекались новые земли; это не создавало заинтересованности в производительном труде на старых землях);

  3. огромные расходы на оборону и укрепление границ;

  4. отсутствие у России выхода к морям и возможности использования простых и дешевых путей сообщения.

Россия нуждались в преобразованиях, для проведения которых нужна была личность. Такой личностью стал Петр I.

Петр I вступил на престол в 1682г., начал править самостоятельно с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, открытость, свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в. определились со всей очевидностью.

Возможными реформы делали процессы, набравшие силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича. В социально­экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы

протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В сфере государственного устройства: торжество

абсолютистских тенденций, прекращение деятельности Земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и управления. В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение культуры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли главного — отставание России от западноевропейских держав не сокращалось. Нетерпимость положения начинала осознаваться, понимание необходимости реформ становилось все более широким. «Собирались в дорогу, но ждали кого-то, ждали вождя, вождь явился» (С. М. Соловьев).

Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. До середины 1710 -х гг. они проводились без ясного плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем реформы приобрели более целостный характер.

Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой, крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило, применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ в целом. Другим инструментом влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление льгот владельцам мануфактур.

Петр I полностью изменил систему государственного управления. Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700г., в 1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, административной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В 1717—1718гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции), бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости. С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился чиновник, получивший 8 класс по .штатской службе), бюрократическая машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по которому все земли передавались по наследству лишь одному из сыновей. Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий в отношении вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским обер - прокурором. Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В 1699—1725гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот, который был создан Петром, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным уставам и наставлениям. Победа в Северной войне 1700—1725 гг. была бы невозможна без военной реформы, создания регулярной армии и флота.

Содержание армии, строительство мануфактур, активная внешняя политика требовали огромных денег. До 1724 г. вводились все новые налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую бумагу и др. В 1724 г. после переписи населения мужское население податных сословий было обложено душевой податью. Ее размеры определялись просто: сумма расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых мужчин и выводилась искомая цифра.

Глубокие изменения произошли при Петре I в области культуры и быта.

Основные цели реформ понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным мотором исторического развития страны.

Противоречивость преобразований породила споры о Петре I, значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и славянофилов середины XIX в. создала устойчивые стереотипы. Царь- преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший подлое крепостничество.2

1.2 Реформы Петра I

Ученые считают, что программы или плана преобразований не было разработано. Свои реформы Петр I замышлял и проводил под воздействием конкретных событий и своего понимания блага России.

Экономические реформы. Два фактора стали решающими при проведении реформ: теория меркантилизма и неудачное начало Северной войны.

Согласно идеям меркантилизма богатство страны заключается в большом количестве денег и их постоянном накоплении за счет умелой торговли (продажи товаров за границу и препятствий ввозу иностранных товаров). Это предполагало вмешательство государства в сферу экономики путем поощрения одних видов производства и ограничения других. В то же время война со Швецией лишила Россию многих необходимых вещей, ранее привозимых из-за границы. Поэтому государство стало строить казенные мануфактуры, прежде всего, по производству военной продукции.

Государство захватило и торговлю путем введения монополии (исключительного права) на продажу отдельных товаров. В 1705 г. была введена монополия на соль и табак и доходы возросли в 4-6 раз. Позже казенная монополия вводилась на хлеб, сало, икру, воск, древесину, лен. Государственная торговля сопровождалась произвольным повышением цен на эти товары и регламентацией деятельности русских купцов. В итоге государство добилось своей цели: доходы казны возросли и превысили расходы государства. Но это стало возможным благодаря насилию над купцами и торговыми людьми.

Налоговая реформа. В 1718-1724 гг. в стране была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора стала «душа мужского пола» независимо от возраста. Подушную подать платили крепостные и казенные крестьяне, посадские люди. Дворяне и духовенство были освобождены от уплаты налога. В итоге реформы доходы государства резко возросли и стали постоянными; впервые появился бюджет страны.

Административные реформы (реформы органов власти и управления). Они были вызваны желанием улучшить управление страной. 22 февраля 1711 г. вместо Боярской думы был образован Сенат, ставший высшим административным и судебным органом России. В 1722 г. был создан контрольный орган - прокуратура, а генерал-прокурор П. И. Ягужинский стал неофициальным главой Сената. В 1718 г. вместо многочисленных приказов были образованы коллегии. Их число составляло 10-12, а в основе их деятельности заложены принципы камерализма - учения о бюрократическом управлении (коллегиальность, ответственность, регламентация обязанностей чиновников, специализация канцелярского труда, четкие размеры жалованья). Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Кроме 4 важнейших коллегий (Иностранная, Военная, Адмиралтейская и Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами - Камер-коллегия, расходами - Штатс-коллегия, контролем за финансами - Ревизион-коллегия), торговлей и промышленностью (Коммерц-коллегия, Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия). В итоге реформ была создана система высших органов власти и бюрократия - слой государственных чиновников.

В 1709-1718 гг. проводилась реформа местных органов власти. Вместо многочисленных уездов с воеводами Россия была разделена на 11 губерний. Во главе каждой губернии Петр I назначил губернатора, сосредоточившего в своих руках всю власть и ответственного за свои действия перед царем.

Реформа армии и создание военного флота. До Петра I вооруженные силы страны состояли из полков солдатского строя, стрельцов и дворянского ополчения, которые в конце XVII в. потеряли свои боевые качества. Военного флота Россия не имела совсем. Петру I пришлось создавать новую армию. Он изменил принципы ее комплектования и обучения. Вместо добровольцев была введена система рекрутских наборов. Первый из них состоялся в 1705 г. и до 1710 г. наборы повторялись ежегодно; 1 рекрут с 20 крестьянских дворов, что пополняло армию 30 тыс. новобранцев каждый год. Для обучения офицеров были созданы учебные заведения; армия была перевооружена. К концу правления Петра I Россия обладала регулярной армией (200-250 тыс. чел.) и мощным военным флотом (около 1 тыс. судов).

Реформы в области культуры и быта. Их проведение было вызвано растущими потребностями государства в образованных людях для армии и флота, в торговле и промышленности.

В стране открывались учебные заведения (Навигацкая и Артиллерийская школы, 1701 г.; Медицинское училище, 1707 г.; Инженерная школа, 1712 г.); издавалась научная литература («Букварь» Ф. Поликарпова, 1701, г.; «Арифметика» Л. Магницкого, 1703 г.), с 1702 г. стала издаваться первая газета «Ведомости», был создан музей, и в 1725 г. открыта Петербургская Академия наук.

Началось быстрое сближение страны с Западом. Русская молодежь отправлялась для учебы за границу; правительство заботилось о том, чтобы русские люди внешне выглядели как европейцы (указ 1705 г. о запрещении носить бороды; указ 1700 г. об обязательном ношении венгерского платья и немецкой обуви - башмаков). Перемены коснулись дворянского быта: указом 1718 г. вводились обязательные для дворян развлечения - ассамблеи.

Указами 19-20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от рождества Христа, как в Европе. Празднование Нового года переносилось с 1 сентября на 1 января и было обязательным для всех жителей.

В результате петровских преобразований была создана новая Россия - крупная держава, не уступающая в своем развитии странам Западной Европы3

1.3 Оценка деятельности Петра 1в современной историографии

Правление Петра Первого считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. В оценке петровских

реформ уже современники первого императора разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII веке М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью.

А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени в стране уже были заметны значительные сдвиги в развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века все более отчетливо оформляется абсолютизм. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с его реформами. Однако реформы, как они были исполнены Петром, были его личным делом, делом беспримерно насильственным, но необходимым. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала активная внешняя политика России в этот период. Первоначально доминировало южное направление — в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. После «великого посольства» в Европу (1697—1698 гг.) главной целью стал выход к Балтийскому морю, где 13

доминировала Швеция. Северная война (1700-1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый — с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй — с 1709 по 1721 г. (от Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захвате шедших через прикаспийские области транзитных путей восточной торговли. В 1722— 1723 гг. к России перешли западное и южное побережья Каспия, принадлежавшие ранее Персии. В качестве главных направлений преобразовательной политики Петра I можно выделить реформу армии и флота, реформу государственных органов управления, реформу сословного устройства, церковную, экономическую реформе, а также реформу в области культуры и быта.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства, как и общенациональные интересы страны, требовали ликвидации технико-экономической и культурной отсталости. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов -крепостников приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений. Сложность противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально - экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.

В отечественной историографии можно выделить несколько основных направлений в оценке преобразований Петра Первого.

Сторонники всемирно-исторической теории одобряют деятельность Петра I. Историки «государственной школы» (особенно С.М. Соловьев (1820-1879)) писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России. Материалистическое направление всемирно­исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Историки-материалисты (Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.И. Буганов, Е.В. Анисимов и др.), продолжая традицию «государственной школы», считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада. Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся.

Либеральное направление всемирно -исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности. Либеральная литература (И.Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, акцентирует внимание на формах и методах его преобразовательской деятельности. По ее мнению, цель Петра — «сделать Восток Западом» — не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при «ломке» ее устоев. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия. В результате «слепого» заимствования, перенесения чужих идей с Запада (вестернизации) на русскую «почву» утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии4.

Вывод по главе 1.

Россия конца XVII в. начала XVIII в. самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

В первой главе показано состояние российского государства вначале XVIII в, подробно описаны реформы, проведенные Петром I, их историческое значение, приведенаоценка деятельности Петра I в современной историографии.

Глава 2 Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

2.1 Особенности внешней политики России в первой четверти XVIII в.

Россия к концу XVII в. представляла собой огромное по масштабам, но отсталое государство со слабой экономикой и неорганизованной армией, изолированное от Европы и закрытое для новых веяний. На севере оно граничило со Швецией, на юге — с Османской империей. Швеция закрывала России выход в Балтийское море, Турция — в Черное (единственный русский морской порт — Архангельск — из-за своей отдаленности не играл большой роли). Перед новым царем Петром I встала первоочередная задача — преодоление изоляции России и выход в открытое море. Добиться этого можно было двумя путями: отвоевать выход либо к Черному морю, либо к Балтийскому.

Внешняя политика России на рубеже XVII-XVIII вв. была подчинена решению следующих задач;

  1. обеспечение безопасности южных окраин страны;

  2. достижение выхода к морям для установления прямых связей с западными странами;

  3. овладение транзитной торговлей между Западом и Востоком.

Вначале наиболее выгодные условия для решения внешнеполитических задач сложились на юге страны. В самом конце XVII в. Россия вместе с Австрией и Венецией вела войну против Османской империи. В 1695 и 1696 гг. русские захватили турецкие крепости в устье Днепра, а с помощью построенного в Воронеже военного флота штурмом овладели Азовом в нижнем течении Дона. Был сделан первый шаг к морям: договором 1700 г. Россия закрепляла за собой Приазовье. Но для продолжения войны с турками были нужны союзники: в европейские страны из Москвы отправляется «великое посольство». Петр I, участвовавший в посольстве инкогнито, сумел правильно оценить обстановку в Европе и вместо борьбы за южные моря в качестве основной поставил задачу выхода на Балтику.

В начале XVIII в. на Балтийском море господствовала Швеция, победить которую в одиночку было невозможно. В итоге усилий русской дипломатии Россия в войне со Швецией имела союзниками Речь Посполитую, Саксонию и Данию.

В истории Северной войны (1700-1721 гг.) принято выделять два этапа: 1) 1700-1709 гг. - неудачи антишведского союза и временные успехи армии шведов под началом Карла XII; 2) 1709-1721 гг. - перелом в войне в пользу союзников и поражение Швеции.

Начало Северной войны для союзников сложилось неудачно: летом 1700 года шведский флот бомбардировал Копенгаген и Дания была вынуждена капитулировать. Затем Карл XII нанес поражение полякам около г. Риги и заставил их армию отступать из Прибалтики.

Военные действия .русской армии начались с неудачной осады Нарвы. 20 ноября 1700 г. подошедшие к Нарве войска Карла XII нанесли сокрушительное поражение русской армии. Русские понесли тяжелые потери убитыми и ранеными, потеряли всю артиллерию и обоз, в плену оказались все офицеры (большинство из них - иностранцы на русской службе). Карл XII считал, что Россия окончательно разгромлена и направил свои войска в Польшу против Августа II, который капитулировал в 1706 г.

Используя временную передышку, Петр I принялся создавать новую армию, которая с 1702 г. вновь начала военные действия против шведов в Прибалтике. В 1702-1706 гг. русские захватили крепости Нотебург (Шлиссельбург, Петрокрепость в настоящее время), Ниеншанц, Нарву, Дерпт; в мае 1703 г. в устье Невы заложили Петропавловскую крепость - центр будущей столицы России Санкт-Петербурга, а на одном из островов Финского залива начали строить крепость Кронштадт. К 1707 г. Россия почти полностью контролировала Прибалтику, но ее союзники в войне против Швеции были разгромлены.

Решающее сражение между русскими и шведскими войсками, определившее итоги Северной войны, произошло 27 июня 1709 г. около г. Полтавы. Полтавская битва закончилась полной победой русской армии. Войска Карла ХП были разбиты и капитулировали, а сам шведский король бежал в Турцию.

Но Полтавская победа не привела к окончанию войны, она продолжалась еще 12 лет. Швеция была разбита на суше, но продолжала господствовать на море. Поэтому центр военных действий был перенесен на Балтику, где с 1703 г. русские стали строить Балтийский флот.

Тем временем Турция, поддерживаемая Францией и Швецией, осенью 1710 г. объявила войну России. Военные действия для русской армии сложились неудачно: летом 1711г. на р. Прут она была окружена и разгромлена турками. Петр I был вынужден подписать мир с Турцией, которая возвращала себе Азов.

Военные действия против Швеции возобновились в 1713 г., когда русские армия и флот одержали ряд побед. В 1713 г. с помощью флота русские захватили Финляндию; 27 июня 1714 г. - морской бой при мысе Гангут и разгром шведского флота; 1719 г. - высадка русского десанта в Швеции; 1720 г. - крупная морская победа при Гренгаме, означавшая полный разгром шведов на море. Северная война окончилась победой России.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадский мирный договор, по которому к России переходила Прибалтика вплоть до Риги. Одна из главных задач России была решена. Россия превратилась в мощную державу Европы.5

Восточное направление внешней политики. Уже в конце Северной войны Петр обратился на Восток. Организовываются две экспедиции в Индию — Бекозича через Каспий и Среднюю Азию и Бухгольца из Сибири. Отряд Бековича был вырезан хивинским ханом. Отряд же Бухгольца далеко не прошел, и ему удалось только основать города Омск и Семипалатинск.

Внимание Петра привлекла Персия. Из-за царившей там анархии не соблюдался торговый договор с Россией. Персидский поход 1722 г. завершился убедительной победой, по итогам которой все побережье Каспийского моря стало российским — Каспийское море стало русским озером. Россия и Персия заключили оборонительный союз против Турции (в 1735 г. Анна Иоанновна вывела русские войска с южных берегов Каспия, не захотев держать их в далекой, нездоровой и неспокойной местности).

Таким образом, в результате внешней политики Петра Россия из слабой и почти неизвестной страны превратилась в империю, крепко вставшую на берегах Балтийского моря. Армия, взращенная Петром, более ста лет не знала поражений в больших сражениях.

Но плата за эти завоевания также была велика. Страна была разорена непосильным бременем двадцатилетних военных действий, множество людей погибло в ходе войны, сгинуло в болотах при постройке Санкт- Петербурга. Преобразования и завоевания Петра, вырвавшие Россию вперед, одновременно усилили крепостнический гнет народных масс и, тем самым, породили новые противоречия6.

Вывод по главе 2.

Вторая глава содержит характеристику внешней политики российского государства в период правления Петра I, особенности внешнеполитической деятельности в этот период, значение итогов Северной войны для дальнейшего развития России.

Результатом внешней политики Петра стало превращение России из слабой и почти неизвестной страны превратилась в империю, крепко вставшую на берегах Балтийского моря. Армия, взращенная Петром, более ста лет не знала поражений в больших сражениях

Заключение

XVIII век стал во многом переломным периодом в истории России, который начался противоречивой эпохой петровских реформ. Для начала XVIII века трудно отделить внутреннюю политику от внешней, экономическое развитие и выход России на широкую международную арену. Многие преобразования Петра I были вызваны войной, как и сама война была необходима для дальнейшего развития страны.

В первой главе показано состояние российского государства вначале XVIII в, подробно описаны реформы, проведенные Петром I, их историческое значение, приведена оценка деятельности Петра I в современной историографии.

Для внешней политики начала XVIII века характерны те же направления, что и в предыдущий период, — южное и западное. Борьба России за выход к Черному и Балтийскому морям стала насущной необходимостью. Попытки выхода к Черному морю были предприняты в 1687 и в 1689 годах (походы В. Голицына были неудачны), в 1695 и 1696 годах (Азовские походы Петра I, второй из них закончился взятием крепости Азов). Поиск союзников в Европе («Великое посольство» 1697 года) привел к переориентации внешнеполитического курса — выход к Балтийскому морю должен был помочь решить многие экономические и политические задачи.

Северная война (1700—1721) закончилась победой России. В 1721 году в финском городе Ништадте был заключен мир, по условиям которого часть Финляндии и Карелии (Выборг и Кексгольм), Ингрия, Эстляндия и Лифляндия с Ригой были присоединены к России. Страна получила выход к Балтийскому морю7.

Результатом внешней политики Петра1,стало превращение России из слабой и почти неизвестной страны превратилась в империю, крепко вставшую на берегах Балтийского моря. Армия, взращенная Петром, более ста лет не знала поражений в больших сражениях

Вторая глава содержит характеристику внешней политики российского государства в период правления Петра I, особенности внешнеполитической деятельности в этот период, её значение для дальнейшего развития России.

Таким образом, цели выполнения контрольной работы достигнуты.

Список использованных источников и литературы

  1. Бакирова А.М. История [Электронный ресурс] : учебно­

методическое пособие / А.М. Бакирова, Е.Ф. Томина. — Электрон.текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 161 с. — 978-5-7410-1787-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71280.html (Дата обращения:

03.11.2017).

  1. История [Электронный ресурс] : учебник / Т.А. Молокова [и др.]. — Электрон.текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015. — 284 с. — 978-5-7264-1092-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36192.html (Дата обращения: 03.11.2017).

  2. Максименко Е.П. История. История России IX - начала XX века

[Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.П. Максименко, Е.Б. Мирзоев, С.А. Песьяков. — Электрон.текстовые данные. — М. : Издательский Дом МИСиС, 2016. — 108 с. — 978-5-906846-19-8. — Режим доступа:

http://www.iprbookshop.ru/64177.html (Дата обращения: 04.11.2017).

  1. Преобразования в России в первой четверти XVIII века. Личность Петра I в оценках историков.- Режим доступа:https://lektsii.org/3-36326.html (Дата обращения: 03.11.2017).

  2. Россия в конце XVII - первой четверти XVIII в. Реформы Петра I и их значение. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2474693/page:8/

  3. Первые попытки модернизации России. Реформы Петра I. Оценка

его деятельности в современной историографии. - Режим доступа :http ://studlib. com/content/view/574/14/ (Дата обращения:

03.11.2017).

  1. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. - Режим доступа:https://studopedia.ru/10_71905_rossiya-v-pervoy-chetverti- XVШ-v-preobrazovaniya-petra-I.html(Дата обращения: 04.11.2017).

  2. Россия в конце XVII - первой четверти XVIII в. Реформы Петра I и их значение. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2474693/page:8/

  3. Россия при первых Романовых: политическое, социально­экономическое и внешнеполитическое развитие.

https://infopedia.su/4x579.html(Дата обращения: 03.11.2017).

  1. Внешняя политика России в эпоху царствования Петра I. Северная война. http://studlib.com/content/view/575/14/(Дата обращения: 04.11.2017).

1 Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. https://studopedia.ru/10 71905 rossiya-v-pervoy-chetverti-XVIII-v-preobrazovaniya-petra- I.html

2Преобразования в России в первой четверти XVIII века. Личность Петра I в оценках историков https://lektsii.org/3-36326.html

3.Россия в конце XVII - первой четверти XVIII в. Реформы Петра I и их значение https://studfiles.net/preview/2474693/page:8/

4Первые попытки модернизации России. Реформы Петра I. Оценка его деятельности в современной историографии. http://studlib. com/ content/view/574/14/

5. Россия в конце XVII - первой четверти XVIII в. Реформы Петра I и их значениеhttps://studfiles.net/preview/2474693/page:8/

6Внешняя политика России в эпоху царствования Петра I. Северная война. http://studlib. com/content/view/575/14/

7Россия при первых Романовых: политическое, социально -экономическое и внешнеполитическое развитие. https://infopedia.su/4x579.html