Файл: Практическая работа к теме 6 Человек созидание Тема занятия день труда. Мир профессий Класс 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.6 «Человек: созидание»
Тема занятия: «ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ»

Класс: 8

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности созидательного труда человека на благо своей страны.

- созидательный труд;

- рынок труда;

- выбор профессии.
Опорный конспект разговора о ценности созидательного труда человека на благо своей страны.

Цель занятия: формирование позитивного отношения к труду, уважения к людям труда; понимания, что умение честно и ответственно трудиться – важнейшая ценность для человека; развитие познавательного интереса у подростков в построении своей будущей карьерной траектории.

Формирующиеся ценности: созидательный труд.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

– сценарий,

– методические рекомендации,

– видеоролики,

– интерактивные задания,

– презентационные материалы.
Структура занятия:

Часть 1. Мотивационная.

Вводное слово учителя о Празднике Весны и Труда. Демонстрация мотивационного видеоролика «Труд», беседа об особенностях созидательного труда.

Часть 2. Основная.

Обсуждение вопросов, связанных с выбором будущей профессии. Просмотр и обсуждение видеороликов, выполнение интерактивных заданий.

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов занятия. Демонстрация слайда с информацией о проекте «Билет в будущее», направленного на раннюю профориентацию обучающихся различных возрастов.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, наш разговор сегодня я хочу начать с таких слов:

Если человек не знает,

какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.
                      Сенека Древнеримский философ

Ребята, совсем скоро наступят майские праздники. И мы, как и жители многих других стран, будем отмечать 1-го мая Праздник Весны и Труда.

Тот факт, что труду посвящён один из государственных праздников Российской Федерации, говорит о его высокой значимости в жизни нашей страны. Как вы думаете, почему на уровне государства труду придаётся такое важное значение? Какую роль труд играет в жизни человека и общества в целом?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему человеку свойственно трудиться? Почему можно устать от безделья? Почему люди скучают без работы?

Ответы обучающихся.

Учитель. В продолжение нашего разговора предлагаю посмотреть видеоролик и ответить на вопрос: «Что такое созидательный труд?».
Видеоролик «Труд».
Учитель. Ребята, как вы поняли, в чём особенность созидательного труда? Почему важно, чтобы труд приносил пользу не только тебе самому, но и окружающим тебя людям?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы считаете, трудиться во благо общества может любой человек? Требуются ли какие-то особые качества, способности для созидательного труда? Зависит ли созидательная составляющая труда от возраста, профессии?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Конечно, трудиться во благо общества может каждый, независимо от профессии и возраста. Даже если занятие может казаться совсем маленьким и незначительным, на самом деле оно становится частью одного общего большого дела. Очень важно, как сам человек относится к своему труду и чем он руководствуется, выбирая то или иное дело. Думать о себе и своих интересах — это абсолютно нормально, но если добавить к этому созидание, мотивации для труда, то удовлетворения от результатов будет только больше.

Сейчас я предлагаю выполнить небольшое интерактивное задание на эту тему. На экране будут появляться пары высказываний, задача — выбрать утверждение, относящееся к созидательному труду.
Интерактивное задание «Созидатель»:

На экране появляется два варианта суждения, после клика на один из вариантов появляется кнопка «Проверить», после нажатия кнопки появляется ответ.

Учитель. Ребята, вы отлично справились с заданием. Хочу ещё раз подчеркнуть, что рассмотренные пары мотиваций не противоречат друг другу, а, скорее, даже друг друга дополняют. Ведь созидая, человек приносит пользу сразу и обществу, и близким, и себе.


Часть 2. Основная.

Учитель. Трудовая деятельность взрослого человека (его работа) преимущественно связана с его профессией. Ребята, как вы думаете, почему важно, выбрать профессию, которая тебе интересна? Какой человек принесёт больше пользы – человек, который любит свою работу или человек, который ходит каждый день на работу, которая ему неинтересна? А какой из этих людей счастливее? Энергичнее? Дружелюбнее?

Ответы обучающихся.

Учитель. Выбирая дело жизни, важно понимать, что намного проще трудиться с пользой и удовольствием тогда, когда твой труд востребован, то есть очень нужен стране и работодателям. Как вы думаете, какие есть способы узнать, какие профессии востребованы сегодня и будут востребованы в будущем?

Ответы обучающихся.
Видеоролик «Рынок труда».
Учитель. Ребята, исходя из информации, которую вы услышали в ролике, перечислите, пожалуйста, специалисты каких отраслей (сфер деятельности) в нашей стране наиболее востребованы?

Ответы обучающихся.

Учитель. Президент России В. В. Путин в своём обращении к Федеральному Собранию поставил задачу: за ближайшие 5 лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для разных отраслей промышленности. Ребята, а как вы думаете, почему в нашей стране сегодня так нужны именно специалисты рабочих профессий? Что это за профессии? Кто может назвать?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Сегодня у нас появляются новые технологии и строятся новые предприятия, увеличиваются мощности заводов и производится то, что ещё недавно мы не производили. А кто всё это делает? Именно специалисты рабочих профессий.

Учитель. Анализировать рынок труда вы можете самостоятельно: изучать данные Росстата, сайты работодателей и сервисы по поиску работы и сотрудников. Если вы сравните информацию сегодняшнюю и десятилетней давности, то увидите, что очень многое поменялось. В современном мире насчитывается более 40 тыс. зарегистрированных профессий. А как вы думаете, сколько профессии было 300 лет назад? (около 500).

Ответы обучающихся.

Учитель. Чем быстрее развивается цивилизация
, тем больше профессий появляется. И тем быстрее некоторые профессии исчезают, а вместо них появляются новые. Приведите примеры профессий, которые исчезли, и профессий, которые пришли им на смену.

Ответы обучающихся.

(Примеры: кучер – водитель/таксист, пахарь – тракторист, ямщик – курьер, фонарщик – электрик и т. д.)

Учитель. А можно ли спрогнозировать, какие профессии появятся в будущем? На смену каким профессиям они придут и почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Заглянуть в мир будущих профессий можно с помощью мультимедийного «Атласа новых профессий», разработанного экспертами Агентства стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» (портал new.atlas100.ru).

Учитель. При выборе профессии важно помнить, что в любой деятельности важны не только ваши знания и умения, но и ваши личные человеческие качества. Выбирая дело жизни, нужно опираться и на то, сочетаются ли в нём все ваши сильные стороны. А ещё — находить вдохновляющие примеры. И прямо сейчас у вас есть такая возможность.
Видеоролик «Истории успеха».
Учитель. Независимо от сферы деятельности и выбранной профессии, человек, который честно трудится и занимается любимым делом, может стать примером и гордостью всей страны, настоящим героем. В нашей стране даже есть такая государственная награда — Герой Труда Российской Федерации. Есть и множество других (всего их 74), но эта считается самой почётной. Она вручается с 2013 года, и это высшая степень отличия за особые трудовые заслуги перед государством и народом.

Как вы думаете, люди каких профессий стали первыми Героями Труда Российской Федерации?

Предположения обучающихся.

Учитель. Давайте посмотрим видеоролик и узнаем, какие люди стали первыми Героями Труда Российской Федерации.
Видеоролик «Первые Герои труда».
Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, окончание школы ещё не завтра, но если уже сегодня задуматься о том, чем бы вы хотели заниматься в будущем, то у вас будет намного больше времени для того, чтобы попробовать себя в самых разных направлениях.

Для этого существуют различные профориентационные программы и проекты, такие, как «Билет в будущее», которые помогают школьникам найти любимую профессию.
Учитель. А можете ли вы уже сейчас официально устроиться на работу и попробовать себя в каких-то видах деятельности? Кто знает, с какого возраста в России разрешено работать подросткам? Необходимо ли для этого согласие родителей?


Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). В России подростки могут работать с 14 лет. До 16 лет для этого требуется согласие родителей и органов опеки и попечительства.

Трудовым законодательством установлено, что работодатели могут взять подростков на работу, если труд является лёгким и не причиняет вреда здоровью, также подросткам нельзя работать ночью, в праздничные, выходные дни и сверхурочно.

Учитель. И еще хочу добавить: если вы всерьез настроены начать работать, то существуют программы летней занятости для школьников1 . Еще один способ устроиться на работу — обратиться в Молодежную биржу труда, Центр занятости молодежи или просто Центр занятости, где помогают трудоустроиться и подросткам, и взрослым. Можно оформить государственную услугу по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан на портале «Работа России» (https://trudvsem.ru/information-pages/service-temporary-employment-underage).
Учитель. Вы можете искать работу просто по знакомству и на сайтах по поиску работы. В последнем случае будьте внимательны — в объявлении должны быть указаны подробные данные: название организации, конкретная предлагаемая должность и адекватная заработная плата. Обязательно покажите заинтересовавший вас вариант родителям, поищите информацию об организации в интернете, отзывы сотрудников, а еще — уточните варианты оформления на работу: оно должно быть официальным.
Учитель. В завершение нашего разговора я искренне хочу вам пожелать, чтобы каждый из вас нашёл любимое дело жизни и всегда чувствовал созидательную силу своего труда. У вас для этого открыты все двери!

Критерии оценивания опорного конспекта

Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных

разработчиками материалов к заданию1

В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся 1

В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация,

побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в

отношении патриотизма1

Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные

форматы организации деятельности обучающихся)1

Опорный конспект может быть использован в практической

деятельности другими педагогами1

Вывод: 5 баллов Опорный конспект может быть предложен коллегам в

качестве дополнительных материалов