Файл: Удк 339. 97 Короткая А. А. Студентка 5 курс, Институт истории и права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 339.97 Короткая А. А.
Студентка
5 курс, Институт истории и права
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия, г. Калуга
Маркина Е. Ю.
Студентка
5 курс, Институт истории и права
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия, г. Калуга
Научный руководитель: Ахмедзянов Р. Р.
Кандидат экономических наук, доцент
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
ЧОУ ВО Институт управления, бизнеса и технологий
Россия, г. Калуга
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ
ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Аннотация: в данной статье рассмотрены современное состояние и перспективы развития системы таможенных преференций в Евразийском экономическом Союзе. В современной экономической политике, проводимой государствами – членами Евразийского экономического Союза и затрагивающей регулирование внешней торговли, таможенно-тарифное регулирование занимает важное место. Его эффективно действующий механизм способствует проведению государствами активной и целостной таможенной политики, а также решению таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов стран – участниц ЕАЭС.
Ключевые слова: система тарифных преференций, ЕАЭС, перспективы, современное состояние, таможенная политика, эффективность.
UDK 339.97 Korotkaya A. A.
Student
5 course, Institute of history and law
Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky
Russia, Kaluga
Markina E. Yu.
Student
5 course, Institute of history and law
Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky
Russia, Kaluga
Supervisor: R. R. Akhmedzyanov
Candidate of economic Sciences, associate Professor
Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky
CHOU WO Institute of management, business and technology
Russia, Kaluga
Prospects for the development of tariff preferences in the Eurasian
economic Union
Abstract: this article discusses the current state and prospects for the development of the system of customs preferences in the Eurasian economic Union.
In the modern economic policy pursued by the member States of the Eurasian economic Union and affecting the regulation of foreign trade, customs and tariff regulation occupies an important place. Its effective mechanism contributes to the implementation by States of an active and holistic customs policy, as well as to the solution by customs authorities of the tasks of ensuring economic security and protecting the economic interests of the EAEU member States.
Key words: system of tariff preferences, the Eurasian economic Union, prospects, current status, customs policy, efficiency.
Создание Евразийского экономического Союза (ЕАЭС - далее) обусловило необходимость унификации внешнеторгового законодательства и разработки документов, регламентирующих вопросы осуществления внешнеторговой деятельности на межгосударственном уровне в странах - участницах ЕАЭС. Для этого был принят ряд нормативно - правовых актов, устанавливающих ставки единого таможенного тарифа, правила определения таможенной стоимости товаров, единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД - далее), особенности применения нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли и пр. Одним из элементов таможенно-тарифного регулирования
ЕАЭС является Единая система тарифных преференций.
Учитывая процессы глобализации экономики, развитие системы международного торгового законодательства, которые позволяют максимально эффективно использовать внешнеторговое сотрудничество, международное разделение труда и упрощение процессов обмена товарами и услугами, то предоставление тарифных преференций является одним из основных условий экономически выгодной торговли между странами.
Понятие тарифных преференций закреплено в законе Российской
Федерации «О таможенном тарифе» (статья 36). Под ними понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли либо подписавших соглашения с целью создания такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций [1].
Рассмотрим динамику общей суммы предоставленных льгот по уплате таможенных платежей (рис. 1).
Рисунок 1 – Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей, млрд. руб. [8].
По данным рисунка 1 можно сделать вывод, что динамика суммы предоставленных льгот по уплате таможенных платежей за 2016 – 2018 гг. имеет неоднозначную динамику. Так, в 2018 году она составила 363,9 млрд. руб., что на 24,03 пп. больше, чем в 2017 году, но на 1,17 пп. меньше, чем за аналогичный период в 2016 году. На подобную динамику существенное влияние оказало сокращение таможенных платежей в федеральный бюджет нашей страны.
Рассмотрим отдельные категории товаров, на долю которых приходилась основная часть льгот по уплате таможенных платежей (рис. 2).
0 50 100 150 200 250 300 350 400 368,2 293,4 363,9 2016 г.
2017 г.
2018 г.
Рисунок 2 - Категории товаров, на которые приходилась основная доля льгот по уплате таможенных платежей [8]
Как видно из диаграммы наибольший удельный вес в структуре этих товаров приходится на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции (40,5%), а наименьший - технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации (5,6%). На долю природного газа, поставляемого в Турцию (Соглашение «Голубой поток») приходится 14,8% от общей суммы предоставленных льгот.
Обращаясь к опыту иностранных государств, реализующих Общую систему преференций (ОСП – далее) в своих торговых отношениях с развивающимися и наименее развитыми странами, можно отметить, что они стремятся, с одной стороны, к унификации и гармонизации общих правил и процедур применения тарифных преференций, а с другой – к сужению перечней стран - пользователей систем преференций и заключению частных
45%
21%
16%
12%
6%
товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции углеводороды, полученные при разработке морских месторождений природный газ, поставляемый в
Турцию медицинские товары технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации
соглашений, образующих свободные торговые зоны с отдельными странами или группами стран.
Государства - члены Евразийского экономического не являются исключением. Так на территории ЕАЭС действуют соглашения о свободной торговой зоне с Вьетнамом, подписано временное соглашение с Ираном [2].
То есть, основным вектором развития ОСП и частных систем преференций, главным образом, становится отказ от одностороннего порядка регулирования порядка применения тарифных преференций и направление таможенно - тарифного регулирования в сторону заключению договоров на взаимных условиях с созданием свободной торговой зоны. В этой области теряет актуальность главный принцип работы Всемирной таможенной организации
(ВТО – далее) – предоставление режима наибольшего благоприятствования.
При таком режиме страны - участницы ВТО имеют возможность осуществлять внешнеторговую деятельность между собой на одинаковых условиях, т.е. уплачивают 100% таможенной пошлины. Страны, не являющиеся участницами ВТО, вынуждены уплачивать 200% действующих таможенных ставок [5].
Несмотря на то, что ЕАЭС перенимает опыт зарубежных стран в части тарифных преференций, все же единая система тарифных преференций
Евразийского экономического Союза (ЕСТП ЕАЭС – далее) имеет ряд недостатков [6].
Хотелось бы отметить, что в условиях формирования единого экономического пространства на территории ЕАЭС критически важным аспектом такого масштабного мероприятия является унификация системы предоставления тарифных преференций, в связи с чем необходимо исключить отсылочные нормы на национальное законодательство в части предоставления режима наибольшего благоприятствования, документального подтверждения страны происхождения товаров, принятия таможенными органами предварительных решений о стране происхождения товаров и включить в
Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза (ТК ЕАЭС –
Государства - члены Евразийского экономического не являются исключением. Так на территории ЕАЭС действуют соглашения о свободной торговой зоне с Вьетнамом, подписано временное соглашение с Ираном [2].
То есть, основным вектором развития ОСП и частных систем преференций, главным образом, становится отказ от одностороннего порядка регулирования порядка применения тарифных преференций и направление таможенно - тарифного регулирования в сторону заключению договоров на взаимных условиях с созданием свободной торговой зоны. В этой области теряет актуальность главный принцип работы Всемирной таможенной организации
(ВТО – далее) – предоставление режима наибольшего благоприятствования.
При таком режиме страны - участницы ВТО имеют возможность осуществлять внешнеторговую деятельность между собой на одинаковых условиях, т.е. уплачивают 100% таможенной пошлины. Страны, не являющиеся участницами ВТО, вынуждены уплачивать 200% действующих таможенных ставок [5].
Несмотря на то, что ЕАЭС перенимает опыт зарубежных стран в части тарифных преференций, все же единая система тарифных преференций
Евразийского экономического Союза (ЕСТП ЕАЭС – далее) имеет ряд недостатков [6].
Хотелось бы отметить, что в условиях формирования единого экономического пространства на территории ЕАЭС критически важным аспектом такого масштабного мероприятия является унификация системы предоставления тарифных преференций, в связи с чем необходимо исключить отсылочные нормы на национальное законодательство в части предоставления режима наибольшего благоприятствования, документального подтверждения страны происхождения товаров, принятия таможенными органами предварительных решений о стране происхождения товаров и включить в
Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза (ТК ЕАЭС –
далее) нормы прямого действия. То есть, важно гармонизировать законодательство, регулирующее ЕСТП ЕАЭС.
ЕСТП, используемая на территории ЕАЭС, несмотря на ряд заключенных соглашений, остается недостаточно гибкой в части национальных интересов. Зарубежные страны основным вектором развития преференциальных режимов выбирают установление широкого спектра дополнительных ограничений. Например, Соединенные Штаты Америки в качестве ограничительных мер предусматривают факторы значимости ввозимого на территорию товара для национальной экономики, учитывают идеологические, политические взаимоотношения с третьими странами. То есть, преференциальная система США руководствуется не только принципами оказания помощи развивающимся или наименее развитым странами и экономической выгодой, но и ориентируется на социально-политические обстановки в третьих странах (противодействие международному терроризму, коммунистическим идеологиям, защита прав интеллектуальной собственности и пр.).
В Евросоюзе действует трехступенчатая система преференций, представленная следующими уровнями:
1. Стандартная ОСП: общая система преференций, действующая в отношении стран, классифицируемых Всемирном банком как страны с низким или ниже среднего уровнем доходов;
2. Система GSP+: предоставляется странам, ратифицировавшим международным конвенции и соглашения о правах человека, защиты окружающей среды и т.д.;
3. Система EBA (Everything but arms): предоставляет возможность наименее развитым странами ввоза беспошлинно и без ограничений по количественным квотам любых товаров кроме оружия и иной военной техники [7].
Таким образом, ЕСТП в ЕАЭС на сегодняшний день реализуется в рамках учета экономической выгоды, в большей степени, для третьих стран -
ЕСТП, используемая на территории ЕАЭС, несмотря на ряд заключенных соглашений, остается недостаточно гибкой в части национальных интересов. Зарубежные страны основным вектором развития преференциальных режимов выбирают установление широкого спектра дополнительных ограничений. Например, Соединенные Штаты Америки в качестве ограничительных мер предусматривают факторы значимости ввозимого на территорию товара для национальной экономики, учитывают идеологические, политические взаимоотношения с третьими странами. То есть, преференциальная система США руководствуется не только принципами оказания помощи развивающимся или наименее развитым странами и экономической выгодой, но и ориентируется на социально-политические обстановки в третьих странах (противодействие международному терроризму, коммунистическим идеологиям, защита прав интеллектуальной собственности и пр.).
В Евросоюзе действует трехступенчатая система преференций, представленная следующими уровнями:
1. Стандартная ОСП: общая система преференций, действующая в отношении стран, классифицируемых Всемирном банком как страны с низким или ниже среднего уровнем доходов;
2. Система GSP+: предоставляется странам, ратифицировавшим международным конвенции и соглашения о правах человека, защиты окружающей среды и т.д.;
3. Система EBA (Everything but arms): предоставляет возможность наименее развитым странами ввоза беспошлинно и без ограничений по количественным квотам любых товаров кроме оружия и иной военной техники [7].
Таким образом, ЕСТП в ЕАЭС на сегодняшний день реализуется в рамках учета экономической выгоды, в большей степени, для третьих стран -
пользователей преференций, не учитывая неэкономических факторов, т.е.
ЕСТП в ЕАЭС не предусматривает гибкого подхода. В данном вопросе считается целесообразным с целью адаптации действующей системы к более гибким рамкам осуществления внешнеторговой деятельности провести унификацию нормативно - правовой базы. Необходимо исключить отсылочные нормы к национальному законодательству и гармонизировать законодательство на уровне Союза. Здесь важно конкретизировать нормы международных договоров и соглашений. Как отмечалось ранее, целесообразно основополагающие принципы и правила применения тарифных преференций свести в один унифицированный акт и устанавливать детализирующие нормы на уровне частных случаев соглашений с третьими странами.
Существенным недостатком также является отсутствие жестких правил в отношении классификации страны как развивающейся или наименее развитой. То есть, ЕСТП в ЕАЭС ограничивается классификациями
Всемирного банка, что опять же обуславливает невозможность реализации более гибких преференциальных режимов. В настоящий момент перечень преференциальных стран состоит из 153 стран, из них наибольшая доля торгового оборота приходится на Китай, Турцию и Корею. То есть, целесообразно с данным странами заключать дополнительные соглашения о предоставлении взаимовыгодных условий торговли, аналогичных с
Вьетнамом. В отношении товаров ЕАЭС по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК – далее) действует около 90 ограничений в форме антидемпинговых пошлин, количественных квот, дополнительных таможенных сборов или акцизов. По оценке Министерства экономического развития России ущерб от ряда таких мер достигает 1,5 млрд долларов США каждый год и в большей степени такие ограничения вводят страны СНГ [4].
Помимо страновых факторов, необходим также пересмотр товарной номенклатуры товаров, в отношении которых действуют преференции, в увязке к чувствительности национальных рынков к конкретным группам
ЕСТП в ЕАЭС не предусматривает гибкого подхода. В данном вопросе считается целесообразным с целью адаптации действующей системы к более гибким рамкам осуществления внешнеторговой деятельности провести унификацию нормативно - правовой базы. Необходимо исключить отсылочные нормы к национальному законодательству и гармонизировать законодательство на уровне Союза. Здесь важно конкретизировать нормы международных договоров и соглашений. Как отмечалось ранее, целесообразно основополагающие принципы и правила применения тарифных преференций свести в один унифицированный акт и устанавливать детализирующие нормы на уровне частных случаев соглашений с третьими странами.
Существенным недостатком также является отсутствие жестких правил в отношении классификации страны как развивающейся или наименее развитой. То есть, ЕСТП в ЕАЭС ограничивается классификациями
Всемирного банка, что опять же обуславливает невозможность реализации более гибких преференциальных режимов. В настоящий момент перечень преференциальных стран состоит из 153 стран, из них наибольшая доля торгового оборота приходится на Китай, Турцию и Корею. То есть, целесообразно с данным странами заключать дополнительные соглашения о предоставлении взаимовыгодных условий торговли, аналогичных с
Вьетнамом. В отношении товаров ЕАЭС по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК – далее) действует около 90 ограничений в форме антидемпинговых пошлин, количественных квот, дополнительных таможенных сборов или акцизов. По оценке Министерства экономического развития России ущерб от ряда таких мер достигает 1,5 млрд долларов США каждый год и в большей степени такие ограничения вводят страны СНГ [4].
Помимо страновых факторов, необходим также пересмотр товарной номенклатуры товаров, в отношении которых действуют преференции, в увязке к чувствительности национальных рынков к конкретным группам
товаров. То есть, необходимо пересмотреть актуальность предоставление преференций товарам по степени влияния их импорта на внутренний рынок.
Подводя итоги, в ходе проведенного анализа можно выделить следующие мероприятия по совершенствованию действующей ЕСТП в ЕАЭС:
1. Реорганизация нормативно - правовой базы, унификация законодательства и подведение действующих норм под опыт иностранных государств;
2. Исключение невзаимной торговли путем урегулирования частных соглашений со странами, которые представляются наиболее выгодными для внешней торговли;
3. Разработка новых перечней товаров в соответствии с уровнем развития внутренних рынках, ориентация на актуальность ввозимых товаров для национальной экономики, введение ограничений на товары, несущие экономическую угрозу внутреннему рынку;
4. Разработка унифицированных стратегий развития стран - участниц
ЕАЭС путем гармонизации законодательства через исключение возможности урегулирования вопросов ЕСТП через национальное право, т.е. выведение принципов и правил предоставления преференций на наднациональный уровень;
5. Разработка автоматизированных систем взаимодействия на уровне единого экономического пространства ЕАЭС, позволяющих унифицировать системы декларирования и контроля товаров, претендующих на применения к ним преференций.
Список использованных источников:
1.
«Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г.
Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с
12.08.2017);
Подводя итоги, в ходе проведенного анализа можно выделить следующие мероприятия по совершенствованию действующей ЕСТП в ЕАЭС:
1. Реорганизация нормативно - правовой базы, унификация законодательства и подведение действующих норм под опыт иностранных государств;
2. Исключение невзаимной торговли путем урегулирования частных соглашений со странами, которые представляются наиболее выгодными для внешней торговли;
3. Разработка новых перечней товаров в соответствии с уровнем развития внутренних рынках, ориентация на актуальность ввозимых товаров для национальной экономики, введение ограничений на товары, несущие экономическую угрозу внутреннему рынку;
4. Разработка унифицированных стратегий развития стран - участниц
ЕАЭС путем гармонизации законодательства через исключение возможности урегулирования вопросов ЕСТП через национальное право, т.е. выведение принципов и правил предоставления преференций на наднациональный уровень;
5. Разработка автоматизированных систем взаимодействия на уровне единого экономического пространства ЕАЭС, позволяющих унифицировать системы декларирования и контроля товаров, претендующих на применения к ним преференций.
Список использованных источников:
1.
«Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г.
Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с
12.08.2017);
2.
Официальный сайт ЕЭК: Свободные экономические зоны ЕАЭС
[Электронный ресурс] режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/;
3.
«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза»
(приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписан в Минске 11.04.2017);
4.
Доклад «Об ограничительных мерах, применяемых к товарам государств – членов Таможенного союза третьими странами за I полугодие
2015 года»
[Электронный ресурс]; режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/SiteAssets/dostup/doklad_20 14.pdf;
5.
Хапилин С. А. Преференциальная система Таможенного союза
России, Белоруссии и Казахстана: модернизационный потенциал // Вестник
Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015.
No 1.
6.
U.S. GSP Guidebook [Электронный ресурс]; режим доступа: http://ctrc.sice.oas.org/Trade/GSP/US_GSP_guide.pdf.
7.
Comparison of U.S. and European Union Preference Programs
[Электронный ресурс] режим доступа: http://www.gao.gov/assets/240/231655.pdf
8.
Федеральная таможенная служба: официальный сайт
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 15. 11. 2019).