Файл: Общая характеристика юридической техники Подходы понятия юридической техники.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая характеристика юридической техники
Подходы понятия юридической техники
Понятие ЮТ входит в категориальный аппарат европейской юридической науки на рубеже XIX-XX веков. Г.И. Муромцев в качестве исторической предпосылки этого рассматривает два фактора: становление юридического мировоззрения и развитие доктрины юридического позитивизма. Первый из названных факторов увязать с возникновением понятия ЮТ можно лишь опосредованно.
Период формирования юридического мировоззрения, согласно традиционным представлениям, приходится на эпоху буржуазных революций
Первый подход (И. Колер, Ж. Рипер) состоит в противопоставлении ЮТ и юридической науки. Наука изучает абстрактные принципы, а ЮТ - это искусство воплощения этих принципов в жизнь черезправотворчество, толкование и судопроизводство (правоприменение).
Второй подход (Штаммлер, Салейль) видит назначение ЮТ в развитии правовых концепций и в логической систематизацииправовых норм. Таким образом, понятие ЮТ охватывает и юридическую науку, и юридическую практику.
Третий подход (Л. Дюги, Р. Демог) сопоставляет ЮТ не с наукой или практикой, а с самим правом. ЮТ рассматривается как совокупность средств и процедур, призванных обеспечить реализацию целей права, его защиту. Технические (вспомогательные) нормы обеспечивают осуществление основных правовых норм.
Четвертый подход (Р. Иеринг, Ф. Жени) связывает ЮТ с потребностями общества. В ЮТ видится средство перевода социальных потребностей на язык права, средство создания норм, необходимых для поддержания порядка в обществе. Сама ЮТ при таком подходе отождествляется с формой права, которая противостоит содержанию, относительно самостоятельна от него и способна к саморазвитию.
Пятый подход (М. Ориу) построен на отрицании самой необходимости понятия ЮТ. Суть этой точки зрения состоит в том,что понятие ЮТ не адекватно важности и значимости права. Отождествление права и ЮТ приводит к опошлению права.
Вопрос о том, что представляет собой ЮТ, в чем ее сущность - это во многом вопрос о трактовке самого термина «техника».
Решение этого вопроса возможно с позиции двух подходов.
Первый подход, наиболее распространенный в юридической литературе, условно можно назвать инструментальным. В рамках него ЮТ рассматривается как совокупность определенных средств (приемов, методов, способов, инструментов), необходимых для совершенствования права. Так, А.Ф. Черданцев определяет ЮТ как совокупность правил, приемов и способов, В.Н. Карташов - как совокупность общесоциальных, специально-юридических и технических средств Карташов В. Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология ... С. 20.. Конкретный перечень средств и способов ЮТ в науке тоже не является устоявшимся , общим для сторонников данного подхода является лишь то, что под ЮТ понимается набор юридического инструментария, позволяющий совершенствовать действующее право, различные его стороны.
Второй подход назовем качественным, или описательным. Его сторонники видят в ЮТ уровень совершенства действующего права. К примеру, законодательная техника, по определению А.А. Ушакова, представляет собой определенную степень совершенства самого законодательства Ушаков А. А. Законодательная техника. С. 224. . Подобная трактовка ЮТ встречается в литературе гораздо реже, вероятно, в силу того, что практическое значение категории ЮТ при таком ее понимании значительно уменьшается. Характеризуя уровень совершенства права, ЮТ становится лишь критерием его оценки, но не средством, способным изменить, усовершенствовать право.
Стадии развития права
Все социальные явления отличаются очень важной особенностью: в отношении подавляющего большинства из них нельзя указать с определенностью день, даже год, а иногда и столетие, когда они появляются. Процесс их зарождения происходит постепенно и по протяженности занимает большой промежуток времени: годы, десятилетия, столетия, а иногда и тысячелетия. Это в полной мере относится и к процессу появления права.
Право зародилось в недрах первобытного общества на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться вожде- ства или, как их еще называют, протогосударства. Находясь в самом зародышевом состоянии, право было еще трудноотличимо от обычаев, бывших одним из основных средств регулирования жизни первобытного общества.
Постепенно отличия становились все более явными, но все же до нашего представления о праве как социальном явлении было еще далеко. И лишь когда сложились соответствующие социально-экономические условия, право в полный рост вышло на авансцену человеческого бытия и заявило свои претензии на роль главного средства социального регулирования.
Какие же стадии можно усмотреть в процессе правового развития?
Первая стадия может быть названа стадией архаичного права. Хронологические рамки архаичного права трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать, да и то весьма приблизительно, на IX—XI вв. Применительно к этой стадии развития права допустимы такие названия, как «право племенное», «народное», «обычное», «варварское», «примитивное», «вульгарное».
Главной его особенностью является то, что нормы человеческого общежития в тот период имели локальный, местный характер. Одним словом, что ни община, деревня, племя, народ, то своя система норм (отсюда название «племенное право»).
Нормы архаичного права вырабатываются «снизу», самим народом (отсюда происходит термин «народное право»).
Возможно, поэтому эти нормы чаще всего принимают характер обычаев, т. е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни многих и многих поколений, и ставших всеобщими в результате многократного повторения (отсюда проистекает их альтернативное наименование — «обычное право»). Однако эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, как ранее, а выделяемыми из их состава органами управления (вождями, дружинниками, жрецами и т. п.). Именно поэтому эти обычаи переходят из «обычных обычаев» в разряд правовых и, таким образом, появляется обычное право.
Не всегда решение, принятое вышеуказанными органами управления и направленное на примирение сторон, исполнялось, и тогда спорящие стороны пускали в ход силовые методы разрешения конфликтов (например, кровная месть), поступая как настоящие варвары. Не случайно поэтому право начального периода перехода общества в разряд цивилизованного, управляемого с помощью протогосударства, обозначают еще и таким термином, как
«варварское право».
Что же это за право, если отсутствуют элементарные правовые понятия, отсутствует техника разрешения споров, не проводится различие между гражданскими и уголовными делами (отсюда вполне разумно применять для обозначения древнего права термин «примитивное право»).
В континентальной Европе архаичное право зародилось уже после распада Римской империи. В германских королевствах оставались лишь отдельные элементы римского права, а точнее, сохранились только память о римском праве и часть его терминологии и правил. Конечно, это было упрощенное, популяризированное и «испорченное» римское право. Нынешние ученые называют его еще римским вульгарным правом, чтобы отличить от более утонченного римского права классического и постклассического периодов, погибшего под развалинами Римской империи.
И тем не менее различия между обычаями, основными средствами регулирования жизни первобытных людей, и архаичным правом нарастают и постепенно становятся все более заметными.
Вторая стадия развития права может быть названа сословным правом. Оно существовало в феодальном обществе, т. е. в период Средневековья. Его возникновение стало результатом постепенного развития экономики и сопутствующей экономическому прогрессу специализации общественного труда, а отсюда — неумолимой дифференциации общества. Возникновение сословного права следует отнести к IX—XI вв. Завершающий его период можно датировать XV—XVII вв.
Соплеменники стали отличаться друг от друга по социальному положению (вожди, их приближенные, жрецы и др.), по роду профессиональных занятий (земледельцы, землевладельцы, ремесленники, торговцы и др.). Наличие сходных потребностей у людей, выполнявших определенные профессиональные или социальные функции в обществе и тем или иным образом отличающихся от других, вызывало необходимость в их объединении. Постепенно выкристаллизовываются отдельные слои общества (феодалы, крестьяне, торговцы, ремесленники, духовенство и т. п.), которые, осознавая свои общие интересы, стремятся установить однообразные правила поведения, чтобы защитить свои интересы.
Что касается сословного права, то непонятно, как сословия могли защищать свои нормы, если они нарушались либо представителями этого сословия, либо иными людьми. Ведь право ничто без принуждения. Конечно, в то время не было действенных средств принуждения к исполнению таких сословных норм. Вот почему сословное право (право отдельных общественных слоев) можно назвать всего лишь протоправом, т. е.
правом не в полном понимании этого слова, или ненастоящим правом.
Третьей стадией развития права следует считать развитое, или общегосударственное, право. Его возникновение в Европе можно отнести к XVII в., времени буржуазных революций и перехода от традиционного общества, основанного на сельскохозяйственном производстве, к индустриальному. В современном мире общегосударственное право победно шествует по всем континентам, за исключением, пожалуй, центральной части Африканского континента.
Если кратко охарактеризовать суть развитого права, можно отметить две главные его особенности:
-
1) целенаправленное формулирование норм права преимущественно органами государства, причем особой их разновидностью — законодательными органами; -
2) защита правовых норм государственными органами, причем здесь опять-таки выделяется особая их разновидность — правоохранительные органы.
Вероятно, на этом процесс развития права не закончится. Если с оптимизмом смотреть в будущее, можно спрогнозировать следующую траекторию развития права: из национальных систем будут постепенно образовываться региональные правовые системы, которые, в свою очередь, сольются в одну мировую систему права. Роль законодательного органа скорее всего станет выполнять Организация Объединенных Наций. Будут образованы и мировые правоохранительные органы, на роль одного из них уже сейчас делает серьезную заявку, в частности, Международный суд в Гааге. Для обеспечения международных норм в будущем не исключено создание и других международных органов. Однако их предшественниками, вероятно, станут континентальные системы права и соответствующие континентальные органы власти.