Файл: Цели и задачи исследовательской работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема занятия: Цели и задачи исследовательской работы.

Цель: научить обучающихся ставить цели и задачи учебного исследования.

Задачи - образовательные:

  • знание, что такое цель, и какие требования к ней предъявляются;

  • умение использовать целеполагание, как способ решения проблемы;

  • обучение алгоритму постановки задач.

- развивающие:

  • формирование навыков логического мышления;

  • умение самостоятельно мыслить и рассуждать;

-воспитательные:

  • умение работать в коллективе;

  • формирование навыков делового общения.

Технические средства обучения: ПК, проектор, презентация.

Ход занятия.

Организационный этап: поверка готовности обучающихся к занятию. Фронтальный вопрос по пройденному материалу по следующим вопросам:

Что такое проблема исследования?

Чем отличаются предмет и объект исследования?

Какая связь между предметом, объектом исследования и темой?

Какие приемы существуют для правильной формулировки темы?

Основной этап:

Актуализация темы занятия обучающимися, совместная с преподавателем формулировка основной цели занятия.

Объяснение преподавателем понятия цель исследования, совместно обучающимися, на конкретных примерах, установление логической связи между целью, темой и проблемой исследования.

Лекционный материал:

Правильная формулировка темы облегчает определение цели и задач работы. Весьма распространенной ошибкой является попытка определить две и более цели исследования. Это объясняется неправильным пониманием самого термина «цель исследования». Следует помнить, какой бы сложной и масштабной не представлялась работа – цель всегда одна.

Цель любой работы это ожидаемый конечный результат исследования, что, в конце концов, вы хотели бы достичь. Пока не определена цель, идеальный образ реального результата, начинать работу бессмысленно. Цель можно определить единственным вопросом «Для чего проводится исследование?» В определённом степени шаблонами типичных целей исследования можно назвать:


  • определение характеристик явления или процесса, не известных или не изученных ранее;

  • описание нового явления;

  • создание классификаций;

  • сравнительный анализ, выявление общих закономерностей и различий явлений;

  • изучение развития явления или процесса;

  • обобщение полученных результатов и т.д.


Процесс постановки цели - это цикличный процесс. Поставив цель, мы начинаем

двигаться вперед, в конце концов, получаем нечто, затем это нечто сравниваем с

поставленной целью, если нет совпадения, то начинаем двигаться дальше, и так до тех пор пока нечто не совпало с целью. Чаще бывает, что на первом этапе цикла все заканчивается, так как результат нас устраивает. Но в ходе ряда исследований могут возникнуть новые, непредвиденные обстоятельства, которые заставят уточнить, скорректировать, переформулировать ранее поставленную цель. Поэтому окончательная формулировка цели происходит по ходу проводимой работы.

Требования, предъявляемые к цели:

Цель должна быть:

  • Конкретна, определяет результат деятельности.

  • Формулировка цели начинается с глагола неопределенной формы(так как формирование - сформировать, создание - создать, а также выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать).

  • Достижима.

  • Измерима.

  • Определена во времени.

Рекомендации при постановки цели

  1. Краткосрочные цели - самые важные, при их постановки нужно быть более чем реалистичным.

  2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  3. Прислушивайтесь к чувствам, возникающим в момент определения цели - любые сомнения свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей, естественны - мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Следует помнить, что формулировка цели исследования должна перекликаться с темой работы. Если тема определят круг вопросов, проблему, противоречия, которые необходимо устранить, то цель отвечает на вопрос «Как решить проблему, что получится на выходе?»

Итак, цель исследовательской работы - найти решение выявленной проблемы, доказать

гипотезу. Зачем - знаю, но как? На этот вопрос призваны ответить задачи исследования. Правильное целеполагание определяет общую направленность и логику всего исследования, позволяет сформулировать основные задачи.

Задачамиисследования являются те действия, которые необходимо совершить, вопросы, на которые необходимо ответить в процессе работы для достижения поставленной цели. Задач всегда несколько и чем их больше, тем полнее и шире охватывается проблема исследования. Решая поставленные в самом начале работы задачи, мы реализуем проблему и достигаем цели исследования, проверяем гипотезу. Алгоритм постановки задач сводится к разделению цели на конкретные действия. Непосредственно лучше всего формулировать задачи утверждением того, что предстоит сделать: доказать… проверить… установить… обосновать… изучить… выявить… и т.д.

Задачи определяются и выстраиваются по мере сложности – от более простых к самым сложным и трудоёмким. Их количество определяется характером и глубиной исследования, но не следует увлекаться чрезмерно – не надо забывать, что для успешного достижения цели и положительного результата работы придётся решить все поставленные задачи. Для исследования, которое выполняется студентом или школьником вполне достаточно 3-5 задач, учитывая их взаимосвязь - как правило, решение одной задачи затруднительно или невозможно без решения другой, например:

  • Первая задача всегда связана с выявлением и уточнением сущности изучаемого объекта и предмета исследования, направлена на обоснование проблемы и актуальности (поиск и знакомство с литературой по теме работы, анализ существующих теорий и версий об объекте исследования).

  • Вторая задача направлена на собственный анализ предмета исследования.

  • Третья – на преобразование предмета, выявление новых его свойств, сторон, взаимосвязей.

  • Четвёртая определяет проверку, в том числе опытно-экспериментальным путём, полученных результатов.

Степень решения той или иной задачи отражается в выводах, которые делаются по ходу исследования. Существуют и другие методики определения задач исследования
, например такая:



Что необходимо сделать в работе, чтобы достичь поставленной цели? Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач строится по принципу - от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Схема постановки задач:

  • изучить теоретические, аспекты темы;

  • проанализировать состояние изучаемого объекта;

  • на основании проведенного анализа наметить пути улучшения, совершенствования.

Характерной особенностью работы с постановкой цели и определением задач исследования является то, что в одной и той же теме работы можно сформулировать разные цели и, соответственно, разные задачи. Цель работы по теме «Особенности конструирования самолётов и проблемы безопасности» можно определить как «Определение возможных мест закладки взрывчатых веществ террористами в существующих конструкциях самолётов гражданской авиации», или «Изучение существующих конструкций самолётов гражданской авиации для выявления наиболее уязвимых мест». Задачи, вытекающие из поставленной цели, могут быть следующие:

  1. Познакомиться с наиболее распространенными конструктивными моделями современных самолётов.

  2. Собрать материал по авиакатастрофам за последние 30 лет, где основной причинной стали недостатки конструирования.

  3. Определить в существующих моделях наиболее уязвимые места и представить это в таблице.

  4. Дать рекомендации по устранению существующих проблем.

В дальнейшем, при создании текста работы формулировки задач могут быть использованы как названия глав и разделов.

Этап закрепления полученных знаний, формирование умений и навыков:

Обучающиеся выполняют практические задания, подготовленные преподавателем. В случае ограничения времени на изучение материала выполняются одно-два задания в конце занятия для закрепления и проверки полученных знаний. При наличии достаточного времени целесообразно предусмотреть отдельное практическое занятий на эту тему. Примерные практические задания и вопросы:
ПАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Цель: отработка умений ставить цели и задачи учебной исследовательской работы


Задание 1. Вставьте в пропущенные места текста слова, преобразованные из ниже предложенного списка имен существительных так, что бы получились логически выстроенные цели и задачи исследования.

«Цель работы: ____________образцы изделий прикладного творчества на основании ---_____________основных видов деятельно­сти саамского народа. Задачи: 1) ______________с основными занятиями и промыслами саамского народа и связанными с этим ремеслами; 2) __________технику работы с кожей, бисером, мехом; 3) ____________предметы декоративно-прикладного творчества по саамским мотивам».

«Цель данного исследования-___________ состо­яния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрест­ностях села ... . Задачи: 1) _______ видовой состав лишайни­ков, обитающих в окрестностях села ...; 2) __________ зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленнос­ти источника загрязнения; 3) __________, как изменился лишай­никовый покров на деревьях с 1996 по 2000 г.».

Список предлагаемых существительных:

оценка, изготовление, изучение, знакомство, прослеживание, освоение, выяснение.
Образец правильного текста: «Цель работы: изготовить образцы изделий прикладного творчества на основании изучения основных видов деятельно­сти саамского народа. Задачи: 1) познакомиться с основными занятиями и промыслами саамского народа и связанными с этим ремеслами; 2) освоить технику работы с кожей, бисером, мехом; 3) изготовить предметы декоративно-прикладного творчества по саамским мотивам».

«Цель данного исследования- оценить состо­яния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрест­ностях села .... Задачи: 1) изучить видовой состав лишайни­ков, обитающих в окрестностях села ...; 2) проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленнос­ти источника загрязнения; 3) выяснить, как изменился лишай­никовый покров на деревьях с 1996 по 2000 г.».
Задание 2. Методические указания по выполнению: каждый студент получает индивидуальное задание и должен на основе полученной темы реальной исследовательской работы определить её цель, установить задачи (не менее 3) и постараться сформулировать объект и предмет исследования.

Темы для заданий: