ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
-
каков рынок данного продукта в целом;
-
кто является основным потребителем продукта бизнеса;
-
где находится основная масса потребителей;
-
какие конкуренты могут появляться в будущем (конкурентная ситуация в настоящее время и тенденции в будущем).
Исследования рынка начинается с определения общих параметров:
-
ожидаемые объёмы продаж;
-
тенденции развития рынка за последние годы;
-
средства, влияющие на эти тенденции;
-
основные способы удовлетворения спроса потребителей данной продукции.
После этого производится сегментация рынка. В каждом сегменте необходимо охарактеризовать:
-
особенности потребностей потребителей, отразить их интересы;
-
показать материальные возможности покупателей.
Сегментацию рынка можно осуществить по разным признакам:
– географический (страна в целом, её регион, область, город, село);
– демографический (пол, возраст, семейное положение, национальность);
– социально-экономический (уровень доходов, род занятий, профессия, принадлежность к определенному классу и др.);
– культурный (уровень образования, религиозные убеждения, образ жизни);
– личностный (тип личности, её увлечения, отношения к средствам массовой информации, типу рекламы и т.д.).
Оценка сегментов рынка производится по таким направлениям:
– соответствие целей фирмы возможностям, которые открываются в сегменте;
– сильные и слабые стороны фирмы относительно данного сегмента;
– средства необходимые для разработки продукта и его рекламы;
– с позиции сильных и слабых сторон конкурентов и их позиции на рынке;
– с позиции динамики спроса и возможности захвата определённой доли рынка.
Оценка сегментов рынка дает возможность выбрать наиболее прибыльный сегмент, т.е. найти потенциальных потребителей.
В данном разделе необходимо определиться с регионом страны, в котором будет реализовываться продукция, с областью в регионе, населёнными пунктами в области и конкретными регионами населённого пункта.
Маркетинг-план
Выбор стратегии маркетинга
Бизнес-план моделирует деятельность предприятия на текущий период – 1 год и перспективный – 2–5 лет.
Разработка происходит в 3 этапа:
-
проведение маркетингового изучения рынка (определение его потенциальной ёмкости, условий конкуренции, степени риска и т.д.);
-
формирование целей и задач производственной и коммерческой деятельности с учетом результатов маркетингового исследования рынка;
-
разработка основных разделов плана.
Одним из важнейших структурных подразделений фирм в рыночной экономике является служба маркетинга. Она является ведущей службой предприятия и диктует условия всем другим подразделениям.
В процессе маркетингового исследования рынка необходимо выбрать концепцию маркетинга (агрегирование или сегментирование рынка).
Суть рыночного агрегирования заключается в том, что весь рынок не делиться на сегменты, т.е. части, а программа маркетинга используется для того чтобы предложить единственный товар всем потребителям (спички, хлеб). Такой подход не полностью удовлетворяет потребности каждого потребителя, но во многих случаях обеспечивает прибыльность предприятию.
Для удовлетворения множества потребностей, предъявляемых рынком служба маркетинга, осуществляет сегментирование рынка, т.е. концентрирует усилия на мелких группах внутри более крупного рынка – сегмента (спички для туристов, хлеб для диабетиков).
Потребители в сегментах объединены по признаку однородности, которая может быть основана на покупательском поведении психологическом тиске потребителя (образ жизни с различными видами активности – дача, спорт, прогулки; мужчины / женщины; молодежь / дети / старики; люди с высокими и низкими доходами; холостяки и состоящие в браке; многодетные и малые семьи; лица с высшим образованием и без него; сельские и городские жители и т.д.).
Исследования рынка заключается в определении его потенциальной ёмкости по конкретному виду товара, изучение спроса, условий конкуренции, механизма сбыта.
Результаты этого исследования служат основой для определения номенклатуры плана производства (велосипеды – для детей, подростков, взрослых, женщин, туристические, спортивные, тандем, с мотором, складывающиеся и т.д.).
При сегментировании рынка предложение подчиняется спросу, т.е. выпускаемую продукцию ориентируют на запросы каждого сегмента. Рыночное сегментирование требует больших затрат, но без него невозможно обеспечить прибыльность предприятия. Некоторые сегменты обладают большой покупательской способностью. Маркетологи часто сталкиваются с принципом 80–20, когда на 20% рынка приходиться 80% продаж.
Маркетинг индивидуального потребления
Основная цель маркетинга состоит в удовлетворении индивидуальных запросов потребителей. При этом основным является вопрос: Что хочет потребитель?
Чтобы обеспечить удовлетворение потребностей, а значит и прибыль своему предприятию маркетологи должны знать:
-
почему люди себя ведут так, а не иначе;
-
какова их социальная среда, порождающая конкретные потребности.
Маркетологи рассматривают показатели в качестве объекта, подвергающиеся стимулирующим воздействиям (выбор товара, его цены, информации, рекламы, способы продвижения товара на рынок).
Восприятие потребителем товара только частично складывается под воздействием физических свойств товара. Часто психологические и символические характеристики товара приносят большие удовлетворения, чем его материальные свойства.
Задачи маркетологов – привлечь внимание потребителей с помощью стимулирующих воздействий, которые понятны и легко запоминаются.
В маркетинге широко используют для доведения товара до потребителя, ассоциации (красное и тёплое – с теплом; пастельные оттенки – с женственностью, молодостью, мягкостью; тёмно-синие тона – со спецодеждой; тёмные тона – со зрелостью и респектабельностью).
Маркетологи рекомендуют рекламировать по конкретному товару один самый очевидный сигнал, побуждающий к действию и в редких случаях дополнительные.
На потенциального потребителя большое влияние оказывает количество информации о пользе товара.
Потребитель совершает последовательно несколько этапов движения к товару:
-
отсутствие знания о товаре;
-
приобретение знаний о существовании товара;
-
получение информации о свойствах товара;
-
нравиться ли товар;
-
предпочтение товара другим;
-
намерение реализовать предпочтение;
-
приобретение товара.
Организационный план
Цели и структура организационного плана
Привлекательность фирмы, вера в успех её бизнеса зависит от деловых качеств персонала и команды менеджеров.
Опытные руководители и квалифицированные исполнители могут вывести предприятие из кризиса, и наоборот, неспособные могут загубить самое хорошее дело. Поэтому кадровые вопросы занимают важное место в бизнес-плане.
Разрабатывая организационный план необходимо ориентироваться на следующие цели:
-
убедить потенциальных инвесторов в том, что выбрана наиболее удачная организационно-правовая форма бизнеса;
-
показать с кем предприниматель собирается организовать дело, т.е. охарактеризовать менеджеров, которые будут занимать ключевые посты;
-
доказать, что команда менеджеров и руководитель фирмы способны реализовать бизнес-план.
Организационного план должен иметь краткие характеристики всех тех работников, от которых зависит успех бизнеса.
В бизнес-плане должны быть охарактеризованы собственники, менеджеры и внешние консультационные фирмы.
В конце организационный плана необходимо привести пояснения по вопросу кадровой политики и стратегии фирмы.
Инвесторам должно быть ясно, как в дальнейшем будет осуществляться подбор, подготовка кадров и оплата труда работников фирмы.
Организационный план должен содержать такие подразделы:
-
Организационная форма бизнеса.
-
Потребность фирмы в персонале.
-
Собственники фирмы, команда менеджеров, внешние консультанты.
-
Организационная схема управления.
-
Кадровая политика и стратегия.
Содержание основных разделов организационного плана
Процесс разработки организационный плана начинается с обоснования выбора организационной формы бизнеса.
На выбор организационной формы бизнеса влияют следующие факторы:
-
ответственность (как предприниматель относится к риску потери собственного имущества и защите других участников бизнеса в случае провала);
-
налоги (в зависимости от форм организации бизнеса);
-
финансовые потребности;
-
возможности роста бизнеса;
-
управленческие способности предпринимателей;
-
оперативность управления;
-
сложность ликвидации фирмы.
В организационном плане необходимо указать основные причины выбора соответствующей юридической формы организации бизнеса, указать на выгоды такого решения, охарактеризовать возможные изменения юридического статуса в перспективе.
Особое внимание в этом разделе необходимо уделить характеристике собственников будущего бизнеса и руководителей фирмы. По небольшим бизнес проектам достаточно дать общие сведения о профессионализме и квалификации работников. По большим бизнес проектам даются характеристики всех ключевых руководителей.
Организационная схема управления фирмой подготавливается следующим образом:
-
составляется перечень основных функций управления (производство, маркетинг, учёт, управление персоналом);
-
составляется перечень организационных единиц (цехов, отделов, служб);
-
составляется матрица – функция организационной единицы. При этом необходимо придерживаться правил:
а) все установленные функции должны быть разделены между исполнителями.
б) за каждое дело должно отвечать какое-то лицо, в противоположном случае функция выполняться не будет.
в) за выполнение определённых функций должен отвечать только один отдел или служба.
г) одному руководителю нельзя давать в подчинение более 5–6 подразделений.
4. на последнем этапе строиться организационная структура управления фирмы, на которой показывают все организационные единицы фирмы, их иерархические связи.
Производственный план
Задачи и составляющие производственного плана
«Конкурентную борьбу выигрывает на рынке, а проигрывают у себя дома». Поэтому инвесторов всегда интересует производственные аспекты бизнеса.
Производственный план основывается на маркетинговых прогнозах объёмов продаж и номенклатуры продукции.
В производственном плане приводятся стандарты, нормативы, касающиеся организации производства, материальных затрат, материальных запасов и т.д.
Основная задача производственного плана – доказать, что фирма:
– реально может организовать производство;
– способна изготавливать требуемый объём продукции соответствующего качества;
– имеет возможность приобрести необходимые ресурсы.
Производственный план должен дать ответы на следующие вопросы:
-
какие производственные операции будут выполняться фирмой в процессе изготовления продукции;
-
какие материально-технические ресурсы необходимы для изготовления продукции;
-
какие внешние факторы могут влиять на производственный процесс.
Производственный план начинается с краткой характеристики производственного процесса и описания основных производственных операций в их последовательности.
Описывая технологический процесс необходимо указать:
-
какие машины и инструменты необходимы для производства;
-
какое сырьё и материалы будут использоваться;
-
работников, каких профессий и квалификаций необходимо нанять;
-
какие конкретные помещения необходимы;
-
какие работы будут выполняться фирмой самостоятельно, а какие – сторонними организациями.
Содержание производственного плана
Разработка производственного плана начинается с составления основных производственных операций и технологических процессов. Здесь необходимо показать:
-
откуда будут поступать сырьё, материалы, комплектующие;
-
в какой последовательности, и в каких цехах будет осуществляться их переработка;
-
куда продукция будет поставляться.
Если изготовление продукции будет осуществляться субподрядчиками, то необходимо указать какие работы будут осуществляться фирмой самостоятельно, а какие – субподрядчиками. Необходимо охарактеризовать субподрядчиков (месторождение; причины, обусловившие их выбор; затраты, связанные с их привлечением). При наличии приводятся копии заключенных договоров, контрактов, подписанных протоколов о намерениях.
В подразделе «Машины и оборудование» приводиться:
-
полный перечень машин и оборудования;
-
расчет затрат, связанных с их приобретением или арендой;
-
информацию об амортизационных отчислениях по каждому виду оборудования и сроках службы.
В подразделе «Сырьё, материалы и комплектующие изделия»:
– необходимо привести перечень всех видов сырья, материалов и комплектующих изделий, которые будут использоваться в производственном процессе;
– необходимо указать конкретных поставщиков, конкретные цены, дать пояснения по вопросам финансовых и других условий поставки, указ местонахождения поставщиков;
– показать необходимые объемы запасов, указать особые условия их хранения.
В подразделе «Производственные и непроизводственные помещения» приводится информация о всех необходимых для фирмы помещениях. Необходимо описать помещение-местонахождение, ресурсы, наличие площадок для погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение транспортными коммуникациями.
В конце производственного плана должно быть охарактеризовано влияние внешних факторов на производственную деятельность фирмы. К основным внешним факторам относят:
-
возможность приобретения производственных ресурсов;
-
вероятность проявления новых технологий производства данной продукции;
-
юридические ограничения – санитарные нормы, требования к утилизации отходов и безопасности.
Оценка рисков
Виды возможных рисков
Любая деятельность в бизнесе связана с рисками. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования действуют в условиях полной или частичной неопределённости, например: неопределённость цели при многовариантном выборе; неточности оценок развития внутренней и внешней среды, действий конкурентов; отсутствие полной информации при разработке бизнес-плана.
Чтобы получить поддержку инвесторов нужно показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе. В бизнес-плане необходимо дать ответы на такие вопросы:
-
насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски, связанные с данным бизнесом;
-
может ли руководство разработать план действий в условиях неопределенности.