Файл: Методические указания по выполнению самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине Русский язык и культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Омская гуманитарная академия









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению самостоятельной работы обучающихся


по учебной дисциплине

«Русский язык и культура речи»

«Риторика» М.В. Ломоносова и его учение о трех стилях.

Арзекеева Саодат


Омск, 2023
Введение

Глава 1. Риторика

1.1 Риторика как научный предмет

1.2 «Риторика» М.В. Ломоносова

Глава 2. Учение о трех стилях

2.1 Биография М.В. Ломоносова

2.2 Теория трех штилей

Заключение

Библиография

Введение

Суть исследования. Реферируемая работа посвящена исследованию науки «Риторики» как филологической науки, которая изучает способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Риторика исследует многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих. Риторика преследует главным образом практическую цель овладения средствами языкового выражения - красноречием. Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.

Актуальность исследования. Искусство красноречия является в последние годы объектом серьезных исследований в области лингвистики, филологии, этики, психологии. Актуальность данного исследования определяется тем, что в последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи - всё это беспокоит общественность.

Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана риторика - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Цель работы - рассмотреть особенности «риторики» М.В. Ломоносова, ее роль в формировании русского литературного языка, влияние «трех штилей» для достижения определенного единства cтиля произведения.

Задачи:

1. Определить основные особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.

2. Выявить историческое значение реформы М.В. Ломоносова и его теории «трех штилей» для создания единого русского литературного языка. Выяснить языковую природу предложений с обращениями, т.е. выявить внутренние и внешние отличительные признаки обращений в русском языке.

3. Провести анализ литературных произведений М.В. Ломоносова, используя его учение о трех стилях.

Объект исследования. Объектом исследования стали книга М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию» и его литературные произведения: ода, стихотворное письмо, сатирическое стихотворение.

Предмет исследования - благоприятные условия для формирования риторических умений, на примере литературных произведений, особенности ораторской речи, учитывая множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владение техникой говорения.

Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами исследования. В соответствии с характером изучаемого материала в процессе исследования были использованы различные методы и приемы: сравнительно-сопоставительный, сопоставительно-типологический. Основным методом исследования в нашей работе является сравнительный.

Общая характеристика используемой литературы. В данном исследовании использованы различные материалы отечественных исследователей, касавшихся изучения речи как искусства слова, основных этапов развития риторики, оригинальной концепции русской риторики М.В. Ломоносова.

Глава 1. Риторика

1.1 Риторика как научный предмет

Русская литература ХVIII века, как и многие другие известные явления культуры в России прошлого времени, прошла очень большой и трудный путь творческого развития. Она связана с лучшими традициями древнерусской литературы: ее патриотизмом, опорой на народное творчество, растущим интересом к личности человека, обличительной направленностью. Очень многое отразилось в литературе того времени: реформаторская деятельность Петра I, обновление России и восприятие опыта европейской культуры, грандиозное строительство нового государства, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы. Классицизм стал ведущим литературным направлением ХVIII века.

Классицизм (от лат. classicus-образцовый) - литературное направление, которое сложилось в европейской литературе XVII века и стало зарождаться в России в XVIII веке. Аристова М.А. Справочник по русской литературе для школьников/ М.А. Аристова, Б.А. Макарова, Н.А. Миронова, Ж.Н. Критарова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен»,2010.-590 с. М. 2010. С. 12-13. [2; С 12]

В отличие от европейского, русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности. Идеалом для русских классицистов стал гражданин и патриот, который стремится трудиться на благо Отечества. Этот гражданин должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками во имя долга отказаться от личного счастья.

Благодаря поэтической деятельности и теоретическими работами М.В. Ломоносова, стихотворениями Г.Р. Державина, баснями И.А. Крылова, комедиями Д.И. Фонвизина и др. русский классицизм достиг определенного уровня и достижения.

Риторика исследует многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, целостную программу преобразования идеи в слово, общую теорию мыслительно-речевой деятельности.

Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи. В Средние века риторика вошла в число предметов, изучаемых в университетах и школах целого ряда стран. В том числе и в России. Знаменательно появление в России в XVII-XIX вв. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д.). Возрождение риторики как самостоятельной науки началось в середине XX в.

Для того чтобы уметь пропагандировать и сделать науку популярной, надо уметь правильно владеть словом, надо обладать такими особыми приемами, которые могли бы привлечь внимание слушателей. И не случайно, на одной лекции мы сидим и слушаем затаив дыхание, стараемся не пропустить ни одного слова докладчика, а на другой - смотрим на часы и не можем дождаться конца лекции. Качество и интерес изучаемой темы или предмета зависит от мастерства и таланта выступающего, от его умения заинтересовать аудиторию, и это мастерство помогает владеть слушателями.

В настоящее время проблемам риторики посвящен значительный объем исследований и статей.

1.2 «Риторика» М.В. Ломоносова

Ораторскому искусству можно научиться. Для тех, кто желает овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем временам длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показывающая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были).

Михаил Васильевич Ломоносов создал первый учебник риторики на русском языке, который был напечатан в 1743г. До этого времени риторика в России существовала только лишь в рукописях на латыни и церковно-славянском языке.

Ломоносов первым стал определять риторику как науку о письменной и устной речи; это был определенный свод правил, которому предлагалось следовать в тех устных и письменных произведениях, в которых затрагивались в основном государственные, общественные и религиозно-философские темы. Ломоносов выделял в своем труде собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще, которое касается прозы и стихов; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

Риторика М.В.Ломоносова состоит из трех частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении». Он обосновывает построение своей книги так: «Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение». Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Поли. собр. соч.: В 11 т. М., 1952. Т. 7. С. 91-378. [9; С 121]

Основные теоретические положения риторики в книге М.В.Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

Все позднейшие русские риторики основывались на труде М.В. Ломоносова.

Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот огромный объемный труд и в нем около трехсот страниц текста. На этих страницах - различные риторические правила; требования, которые предъявляются лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; а также большое количество поясняющих примеров. Можно выделить основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он считает необходимым тщательно отбирать материал, правильного его располагать. Примеры должны быть не случайными, а могли бы подтверждать мысль оратора. И такие примеры надо подбирать и готовить заранее.

Для публичного выступления («распространении слова») надлежит:

1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях;

2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала». Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Поли. собр. соч.: В 11 т. М., 1952. Т. 7. С. 91-378. [9; С 127]

Затем Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, он справедливо полагал, что яркое эмоциональное воздействие может оказаться сильнее холодных и строгих логических построений. «Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемой материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..

Чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих...

Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно: 1) состояние самого ритора, 2) состояние слушателей, 3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия. Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели его народ любит за его заслуги; 3) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен». Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Поли. собр. соч.: В 11 т. М., 1952. Т. 7. С. 91-378. [9; С 133]

И так, чтобы воздействовать на аудиторию, лектор или оратор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

Прежде чем произнести слово, надо сообразовать его с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. Для того, чтобы голос соответствовал содержанию произносимой речи в лекции, необходимо уметь управлять своим голосом, повышать или понижать его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течение слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». При рассматривании значения «плавность течения слова», Ломоносов старается обратить внимание на длительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Включение в ораторскую речь аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений, способствует ее украшению. Ко всему же, ученый полагает, что все это надо употреблять в меру.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, самое сильное впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее, в третьей части, Ломоносов поясняет сказанное на многочисленных примерах.

Можно убедиться в том, как сам ученый Ломоносов в своей практике применял все вышесказанное в своих публичных выступлениях. Современники считают, что Ломоносов был выдающимся ритором. С этим приходилось мириться даже его недругам. Один из недругов ученого Шумахер как-то написал своему корреспонденту: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». И хотя здесь чувствуется явное недоброжелательство, все же просматривается невольное признание риторических способностей Ломоносова.

«Слова» и «Речи» Ломоносова всегда привлекали огромное количество слушателей и проходили с невероятным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки». Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1997. [4; С 26]

В качестве иллюстраций ораторского искусства Ломоносова, его умения образно и интересно рассказывать об успехах и достижениях науки, понятно объяснять прежде неизвестное можно рассмотреть два примера. Первый - «Слово о пользе химии, в публичном собрании императорской Академии наук сентября 6 дня 1751 года говоренное Михаилом Ломоносовым». Начинается оно так: «Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит... Приятное и полезное упражнение, где способнее, как в учении, сыскать можно? В нем открывается красота многообразных вещей и удивительная различность действий и свойств... Им обогащающийся никого не обидит затем, что неистощимое и всем общее предлежащее сокровище себе приобретает».

Ломоносов всегда говорил о пользе учения, о том, что необходимо приобретать знания, ученый показывал, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывал учиться, постоянно познавать новое. «Представьте, что один человек немногие нужнейшие в жизни вещи, всегда перед ним обращающиеся, только назвать умеет, другой не токмо всего, что земля, воздух и воды рождают, не токмо всего, что искусство произвело чрез многие веки, имена, свойства и достоинства языком изъясняет, но и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает. Один выше числа перстов своих в счете производить не умеет, другой не токмо... величину без меры познавает, не токмо на земли неприступных вещей расстояние издалека показать может, но и небесных светил ужасные отдаления, обширную огромность, быстротекущее движение и на всякое мгновение ока переменное положение определяет... Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит?»

Окончательный вариант труда М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию» вышел в 1748г. Этот труд имел колоссальное значение для развития риторической науки в целом.

Глава 2. Учение о трех стилях

2.1 Биография М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина. Отец его занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним в океан на небольшом судне. Еще в раннем детстве Михаил Ломоносов выучился грамоте, мог читать и писать. В декабре 1730 года без согласия и разрешения отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьянские дети не могли учиться в такой академии, но Ломоносов смог скрыть свое низкое происхождение. За пять лет он изучил восьмилетний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. В 1736 году, после того как было завершено обучение, он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков, в июне 1741 года вернулся в Петербург.

С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В 1745 году Ломоносов становится профессором химии. Следуют одно за другим его научные открытия. И не найти, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Он стал инициатором открытия в 1755 году Московского университета. Впрочем, как верно заметил Пушкин, он и сам был, «первым нашим университетом». Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина.-20-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-319 с. С. 64-66. [7; С 65]

До самого последнего дня смыслом жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве». И это утверждение он считал залогом процветания своей родины. Тем же высоким пафосом просвещения проникнута вся его филологическая и поэтическая деятельность. Ломоносов обладал многосторонним талантом ученого и он проявился в этих областях с исключительной силой и подлинным новаторством. В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей».

В сферах литературного языка реформы Ломоносова соответствовали культурным потребностям нации. Тема могущества и величия России сочеталась в его поэзии с прославлением Петра I как просвещенного государя. Главный лирический тон его произведений - торжественный. Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.

Михаил Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.

Перед смертью говорил другу своему Штелину:

-Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют… Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина.-20-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-319 с. С. 64-66.[7; С 65]

2.2 Теория трех штилей

Так как многим писателям-классицистам хотeлось бы подчинить стихию жизни разумным законaм, это искусство выpaбoтaлo и соответствующим законaм разумa поэтический язык. Более всего содействовали coзданию новoгo языкa теоретические труды и поэтические произведения Лoмoносoвa. Главное значение имела теория тpеx штилей.

Известные писатели гoвopили o повестях правления петровского времeни, отразивших состояние, в кoтoром находился язык в начале ХVIII в., и стало ясно, чем былo вызвано создание теории трех штилей: надo былo «привести в порядок» пеструю лексику, подобрать определенные правила употребления cлов. Ломоносов сделал это. Он связал характер языкa c жанром. Oда, героическая поэма должны быть написаны высоким штилем, театральные сочинения, прозаические размышления, элегии o достойных предметах - средним, а комедии, песни, эпиграммы oписания обыкновенных дел - низким. Тeм самым достигалось определенное единство cтиля произведения.

Высокий штиль основан на лексике, общей для русского и церковно-славянского языков, a также церковно-славянского языков, доступной для современного читателя. Благодаря этому речь оратора начинает приобретать возвышенную эмоциональную окраску. В среднем штиле эмоциональная oкраска речи нейтральная, потому что используются слова русские и общие для русского и церковно-славянского языкoв. В низком штиле слова русские, возможны разговорные и даже простoречные, oкраска речи - неодобрительная, презрительная, ироническая, пренебрежительная.

Ломоносов утвердил живой русский язык в качестве основы литературного языка, в этом и есть значение реформы языка. Но кроме того, литературный язык вобрал в себя все жизнестойкое из церковной грамотности. Церковно-славянский язык перестал быть особенным книжным языком, а его элементы стали подчиняться правилам современного русского языка и стали средством художественной выразительности. Таким образом, Ломоносов дал возможность новой стилистической окраски высказывания.

Можно рассмотреть примеры использования трех штилей в произведениях Ломоносова. Вот возвышенная речь поэта в оде:

В безмолвии внимай, вселена:

Се хощет лира восхищена

Гласить велики имена. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-304 с.: ил., 8 л. цв. вкл. С. 122-124. [1; С 124]

Здесь легко можно убедиться в присутствии церковнославянизмов по их фонетическим и грамматическим признакам. Эти слова понятны не только читателям времен Ломоносова, но и современному читателю. Торжественность и возвышенный характер придают стихам эти слова.

А в стихотворном письме совсем уже иная лексика. Средним штилем написано «Письмо о пользе стекла»:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза;

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-304 с.: ил., 8 л. цв. вкл. С. 122-124. [1; С 124]

Большинство слов здесь - русские и общие для русского и церковно-славянского языков.

А вот низкий штиль-сатира «Гимн бороде». Ломоносов сатирически славит бороду-символ реакции, косности.

О коль в свете ты блаженна,

Борода, глазам замена!

Люди обще говорят

И по правде то твердят:

Дураки, врали, проказы

Были бы без ней безглазы,

Им в глаза плевал бы всяк;

Ею цел и здрав их зрак. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-304 с.: ил., 8 л. цв. вкл. С. 122-124. [1; С 124]

Здесь мы видим всего несколько церковно-славянских слов: блаженна, зрак. Другие - присущи церковно-славянскому и русскому языкам (правда свет, люди) или чисто русские и даже просторечные. И чем сильнее заметен контраст между церковнославянизмами, которые должны придавать речи торжественность, и просторечием, тем отчетливее ирония автора.

ломоносов оратор штиль язык

Заключение

Лучшие произведения русской литературы, созданные в XVII веке, не устарели и для современного вдумчивого читателя. Знакомясь с этими произведениями, можно почувствовать величавую красоту ломоносовских строк.

Могущество светлого разума несомненно для Ломоносова и в будущем, и в нашей современности. Поэт не переставал выступать за серьезные изыскания, за развитие просвещения. Ученый посвящал вдохновенные поэтические произведения успехам отечественной и мировой науки. Неподдельная радость и гордость искрятся в «Письме о пользе стекла». Эта эпистола (дружеское послание), принадлежащая к жанру «дидактической поэзии», становится хвалебной одой стеклу, природные свойства которого раскрылись благодаря успехам ученых. Не сухой трактат о свойствах стекла, а волнение поэта-ученого и пафос научных открытий передают строки этого произведения. Ломоносова интересует не изложение научных теорий, а поэтическая сторона науки - вдохновенное творчество и полет фантазии, дарящие человеку наслаждение богатствами природы и возможность разумного их использования.

Поэзия Ломоносова, как и его научная, в том числе филологическая, деятельность, продолжала национальную политику Петра I, cмело двинувшего страну по пути просвещения и прогресса. Пафос строительства запечатлелся в громких словах Ломоносова, «лира» которого, по словам П.А. Вяземского, «была отголоском полтавских пушек» Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи. Коровина В.Я. Литература. 9 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (авт.-сост. В.Я. Коровина и др); под ред. В.Я. Коровиной.- 12-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвещение, 2006.-369 с. С. 49.[4; С 49]

Библиография

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2001.-304 с.: ил., 8 л. цв. вкл. С. 122-124.

2. Аристова М.А. Справочник по русской литературе для школьников/ М.А. Аристова, Б.А.Макарова, Н.А. Миронова, Ж.Н. Критарова.-2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен»,2010.-590 с. М. 2010. С. 12-13.

3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

4. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1997.

5. Вомиерский В.П. Риторика в России XVII-XVIII вв. М,, 1988.

6. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:9 класс.- М.:ВАКО, 2011.-416 с. С. 31-33.

7. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина.-20-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-319 с. С. 64-66.

8. Коровина В.Я. Литература. 9 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (авт.-сост. В.Я. Коровина и др); под ред. В.Я. Коровиной.- 12-е изд., перераб. И доп.-М.: Просвещение, 2006.-369 с. С. 49.

9. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Поли. собр. соч.: В 11 т. М., 1952. Т. 7. С. 91-378.

10. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

11. Русская литература XI-XVIII вв./Редкол. :Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко идр.; Сост., вступ. Статья, примеч. Л.Дмитриева и Н. Кочетковой.-М.: Худож. Лит., 1988.-493 с. 11-14.

12. Топоров В.Н. Риторика // Лингвистический энциклопедический словарь. С. 416-417