Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1111
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
во-первых, они обладают абсолютно всеми качествами нормативности и предписанности;
во-вторых, религиозные социальные нормы выражают принципы того или иного вероисповедания. Некоторые исследователи этой области выделяют еще несколько признаков социальных религиозных норм. Например, это регулирование широкого круга отношений как религиозных, так и находящихся в пределах интересов того или иного вероисповедания и представителей отдельной конфессии. Религиозные социальные нормы очень неоднородны. Это связано с индивидуальным характером каждой религии (вероисповедания). Таким образом, авторы подразделяют религиозные социальные нормы на доктринальные (вероучительные), нравственные, правовые и обрядово-богослужебные. Все эти виды очень тесно связаны друг с другом, существуют в определенной взаимозависимости. Конечно, между ними есть определенные отличия, например, по функциональному назначению или по характеру воздействия на социальные отношения между представителями одной или разных религий.
Безусловно, социальные нормы, которые закреплены в религии, не могут считаться общепринятыми для каждого. Связано это с тем, что в целом современный мир является очень многообразным в плане религий и конфессий, а последние 50 лет характеризуются еще и активным ростом разнообразных религиозных объединений и организаций. Несмотря на это, каждое сообщество, которое исповедует какую-либо религию (православие, мусульманство, иудаизм и прочие) придерживается конкретных социальных норм. Их роль заключается в регулировании отношений людей именно в религиозной сфере. К тому же, некоторые исследователи прослеживают взаимозависимость и сходные черты между религиозными нормами и нормами права. Они похожи и с нормами морали, что выражается в четкой санкционированности, нормативность. Нормативность – это совокупность определенных, конкретных норм, которые являются образцом поведения для широких слоев населения. Также социальные нормы религии и нормы права схожи в своей универсальности, то есть они распространяются на всю совокупность общественных отношений, которые формируются и реализуются в обществе. так же, как и нормы религии, нормы права сообщаются в нормативных и ценностных критериях, которые определяют правомерные и неправомерные действия человека, его поступки и мысли (особенно это прослеживается в нормах морали, где человека учат определять добро и зло и отделять их друг от друга).
2.6. Технические нормы.
Все перечисленные нормы являются социальными регуляторами. Они регулируют общественные отношения. Однако человечество выработало широкий комплекс норм, регулирующих иные отношения. К таковым относятся технические нормы. Это, как правило, приемы обращения людей с орудиями производства и различными техническими средствами.
Технические нормы регулируют те отношения, в которых неотъемлемым элементом являются неодушевлённые предметы, поэтому данный вид норм носит полусоциальный характер.
Однако, не смотря на то, что технические нормы не регулируют напрямую отношения между людьми, они определённым образом затрагивают отношения людей и приобретают социальный характер. Особенно это относится к нормам техники безопасности. Здесь определённые технические требования закрепляются в юридических актах и обеспечиваются средствами государственного принуждения (административно-правовые режимы). Знание особенностей взаимодействия социальных норм, их общих и отличительных характеристик, специфики воздействия на общественные отношения и способов их обеспечения позволяет определить оптимальные пределы допустимости и целесообразности регулирования правом определённых групп общественных отношений. А от этого зависит эффективность правового регулирования, то есть действенность права.
Заключение.
На основании проведенного исследования отмечаем, что многие ученые, как в области теории права, так и философии занимались вопросом определения сущности и значения понятия социальной нормы, которая является сложной категорией, однако, без наличия которой существование и развитие современного общества и государства не представляется возможным.
Теорией права социальные нормы подразделяются на нормы морали и религии, нормы обычаи, ритуалы и традиции, а также нормы права.
По нашему мнению, на сегодняшний день, особую важность для жизни общества играют нормы права, а также норы морали и религии.
Говоря непосредственно о сущности права, обращаем внимание, что данное сводится к определению следующих элементов:
- ее отраслевой принадлежности;
- сущности правоприменительной деятельности и ее особенностей;
- порядка применения норм права и решения, возникающих в данной связи проблем.
Сущность права имеет прямую взаимосвязь с его социальной ценностью, которая в свою очередь проявляется в его функциях.
Вне зависимости от столь глубокого и длительного изучения вопроса определения сущности соотношения права, на сегодняшний день в юридической науке существует достаточное количество нерешенных проблем, что в первую очередь связано с постоянно развивающимися общественными отношениями, что приводит к необходимости их правового регулирования.
На основании вышерассмотренных положений можно сделать вывод, что наблюдается своего рода взаимосвязь и даже влияние права на религию и наоборот. Иными словами, роль норм религии играет не последнюю роль в жизни общества, что, на наш взгляд, является вполне обоснованным.
В свою очередь, говоря о нормах морали, отмечаем, что ими регулируется не внутренний мир человека, а отношения, складывающиеся между людьми, ввиду этого не представляется возможным пренебречь взаимосвязью норм права и норм морали, тем самым сплотив всю систему общественных отношений, существующих и развивающихся в том или ином государстве.
Исходя из проведенного нами исследования, важно отметить, что на сегодняшний день социальные нормы представляют собой движущие начала развития любого общества. Наиболее распространенным и, несомненно, важным для государства являются нормы права как разновидности социальных норм, не смотря на это, немаловажное значение продолжают играть и нормы морали, религии, и иные виды социальных норм, в той или иной степени.
Список использованной литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс. -
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" / СПС КонсультантПлюс. -
Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" / СПС КонсультантПлюс -
Алексеев, С.С. Теория государства и права [Текст]: учеб. / С.С. Алексеев. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2018. - 570 с. -
Бабаев, В.К. Теория государства и права [Текст]: учеб. / В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2019. – 592 с. -
Григорьев, И.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / И.В. Григорьев. - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. Ун-та, 2019. – 304 с. -
Емельянов, С. А. Право: определение понятия [Текст]: учеб. пособие / .А. Емельянов. - М.: Знание, 2018. – 241 с. -
Косарев, А.И. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2019. - 207 с. -
Лазарев, В. В. Общая теория права и государства [Текст]: учеб. / В.В. Лазарев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2017. – 575 с. -
Лившиц, Р.З. Современная теория права [Текст]: краткий очерк. / Р.З. Лившиц. - М.: Юрист, 2018. - 357с -
Марченко, М.Н. Теория государства и права[Текст]: учеб. / М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2016. - 495 с. -
Матузов, Н.И. Право в системе социальных норм [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Матузов. - М.: Юрист, 2016. - 623с. -
Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]: учеб. пособие / А.В. Мелехин. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2019. – 250 с. -
Нерсесянц, B. C. Проблемы общей теории права и государства [Текст]: учеб. / В.С. Нерсесян. - М.: Норма, 2019. – 832 с.