Файл: 10. Формы организации воспитательной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра правового обеспечения экономической деятельности

Реферат

по дисциплине

«Юридическая педагогика»

на тему:

«10. Формы организации воспитательной работы»

Выполнила:

Никонова Алина Алексеевна

Институт права

Направление подготовки Предпринимательское

право, коммерческое право

Курс: 2 (магистратура)

Научный руководитель: к.ю.н., доцент

Карев Дмитрий Александрович

«___»____________2023 г

баллы________________

Самара 2023
Оглавление

«10. Формы организации воспитательной работы» 1

Введение 2

Понятие формы организации воспитательного процесса. Функции и методы 4

Организационные формы воспитательной работы. Классификации 6

Требования и условия организационных форм воспитательного процесса 9

Список использованной литературы 14








Введение


Воспитание – это основная категория педагогической практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.

Воспитание – это процесс творческий, созидающий, каждый раз и в каждом отдельном случае, нечто новое, не бывшее раннее никогда в опыте педагога.

В настоящее время учителя испытывают большие трудности с организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что отсутствуют идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания, хотя программная цель остается прежней.


Тем не менее, при решении ряда воспитательных проблем, наиболее часто встречающихся в школе, существует ряд приемов их решения, отработанных на практике.

Актуальность темы «Многообразие организационных форм воспитательного процесса» заключается в том, что гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – это уже в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

Целью исследования является обоснование содержания и условий использования форм воспитательной работы в воспитательном педагогическом процессе.

Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи исследования:

  • определить основное понятие формы воспитания;

  • содержательные компоненты использования организационных форм воспитательной работы в педагогическом процессе;

  • выделить ряд условий, которые используются при воспитательной работе в педагогическом процессе.

Объектом исследования является организация воспитательного процесса в школе.

Предметом исследования являются организационные формы в воспитательном процессе.

Понятие формы организации воспитательного процесса. Функции и методы


Структурной единицей организации всего воспитательного процесса являются формы воспитательной деятельности – это способы организации воспитательного процесса, способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.



В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно оп­ределяется само понятие, во-вторых, есть множество класси­фикаций форм воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «фор­ма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т.д.

Говоря о форме воспитательной работы, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, прежде всего, имеют в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащих­ся.

Функции:

  1. Организаторская.

Любая форма воспи­тательной работы предполагает решение организаторской за­дачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

  1. Регулирующая.

Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различ­ные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

  1. Информативная.

Реализация этой функ­ции предполагает не только одностороннее сообщение учащим­ся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющих­ся у них знаний, обращение к их опыту.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей.

Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Метод воспитания – это способ действия воспитателя, который может действовать по-разному:

  • «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;

  • «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;

  • «содействовать», значит помогать;

  • «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (С.А. Смирнов).

Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.


Организационные формы воспитательной работы. Классификации


В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы.

По классификации, взятой у автора Е.В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного про­цесса, по объективным воспитательным возможностям.

  1. Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллек­тиве, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для вос­питанников с целью непосредственного воспитательного воз­действия на них.

Отличительная особенность – это созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

  1. Дела – это общая работа, важ­ные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

  2. Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведе­ния, количеством участников. Можно различать формы по видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельнос­ти; по способу влияния педагога – непосредственные и опо­средованные.

Таким образом, можно выделить следующие формы воспитательной работы.

По времени проведения организационные формы делятся на:

  1. Кратковременные.

  2. Продолжительные.

  3. Традиционные.

По количеству вовлеченных в мероприятие участников:

  1. Индивидуальные.

  2. Групповые.

  3. Коллективные.

  4. Массовые.

По видам деятельности различаются:

  1. Формы учебные.

  2. Трудовые.

  3. Спортивные.

  4. Художественной деятельности.

По способу влияния педагога:


  1. Непосредственные.

  2. Опосредованные.

По субъекту организации:

  1. Деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми.

  2. Деятельность организуется на основе сотрудничества.

  3. Инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

  1. Воспитание словом.

  2. Воспитание делом.

  3. Воспитание ситуацией.

  4. Воспитание игрой.

  5. Воспитание общением.

  6. Воспитание отношениями.

В классификации С.А. Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

  • методы формирования социального опыта детей;

  • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;

  • методы самоопределения личности ребенка;

  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации Г.И. Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:

  • методы формирования сознания;

  • методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;

  • методы стимулирования деятельности.

Классификации организационных форм воспитания взаимосвязаны между собой, но в зависимости от выбранного педагогом подхода и так же любая форма может быть отнесена к той или иной классификации, или даже к нескольким сразу.

Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире ребенка, в его духовном мире и в воспитании в целом.

Требования и условия организационных форм воспитательного процесса


Многообразие форм и необходимость постоянного их обнов­ления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы.