ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 3762
Скачиваний: 1
И еще совет: избегать режиссерского показа артистам различных жанров, особенно артистам балета и оригинального жанра. Это их профессия, в которой они мастера, а мы часто имеем о ней лишь общее представление. Показывать — значит учить: смотри, как я делаю, и повторяй за мной. Артисту балета, миму, акробату, иллюзионисту показывать не надо. Потому что в данном случае «зеркало, отражающее индивидуальные качества актера», окажется значительно искажающим.
Кроме того, нужно объяснить смысл переделок и сокращения номера и убедить исполнителей в необходимости этого. Многое они сделают сами. Им может помочь режиссер оригинального жанра (а он всегда должен быть в составе постановочной группы) или же балетмейстер. А режиссерам — любителям показывать артистам всех жанров — хочу напомнить верную мысль Г. Козинцева: «Режиссер многим может (и обязан) помочь исполнителю. Но в одном он бессилен: подменить собой личность артиста».
И если уж продолжить этот разговор, то хочется сказать режиссерам: сделайте все, чтобы выявить в актере личность — самостоятельность человека, гражданина и художника. Тогда вы победили, и успех на вашей стороне. Потому что не эффектность мизансцен и необычность света сделают ваше создание полнозвучным. Раскрытие личности исполнителей — вот что придаст неповторимость произведению сценического искусства любого жанра. К этому всегда стремились выдающиеся мастера режиссерского цеха.
Режиссура и педагогика настолько связаны между собой, что трудно провести грань, где кончается одна профессия и начинается другая. А педагог прежде всего воспитатель. Режиссер обязан быть чутким воспитателем, обязан уметь разглядеть, подлинное дарование, поверить в него, помочь раскрыться артисту. Это одна из главных функций режиссера, предмет его постоянных и неустанных забот.
Тщательную и длительную работу с артистами многих жанров ведет режиссер массового действа, аккумулирующий в своей профессии все творческие импульсы. Поэтому он должен быть достаточно грамотным и в основных жанрах эстрады. В противном случае создание массового спектакля заранее обречено на самотек.
В заключение хотелось бы сказать, что при всем уважении к актеру, остающемуся и в массовом действе в центре внимания, мы не имеем права забывать, что он тем не менее должен органично войти в общую концепцию всего спектакля, в его целостную эстетическую структуру. Только при наличии единой художественной воли, определяющей магистральное направление, можно добиться , органического единства в таком сложном, многоструктурном явлении, как массовое действо.
«Мы не можем заниматься подачей необработанного куска действительности. Мы должны так взять, чтобы отобрать все типичное, чтобы была видна рука мастера, рука человека искусства, чтобы было понятно, композиционно сделать спектакль без шлака, мешающего передаче идеи» (Вс. Мейерхольд).
Речь идет о полной ответственности режиссера за идейно-художественную ценность сценического произведения, умело направляющего актерские индивидуальности к раскрытию идеи произведения в едином образном решении. И в этом — сущность определения «режиссер — зеркало», ибо, «чутко отражая индивидуальные качества актера», постановщик массового действа не должен забывать, что в классическом определении Немировича-Данченко на первом месте стоит все-таки режиссер-толкователь и режиссер-педагог.
Деятельность режиссера-постановщика протекает в органическом сочетании всех трех пунктов, определенных Вл. И. Немировичем-Данченко. Именно в совокупности этих качеств и познается режиссер — настоящий профессионал своего дела, режиссер — толкователь, педагог, организатор.
' Режиссер — организатор. Репетиционный план.
Режиссер приходит в театр на репетицию. На его столе уже лежит аккуратно перепечатанный и переплетенный экземпляр пьесы, на сцене стоит готовая выгородка. Разложен реквизит, бутафоры подготовили свои несложные изделия. Появляются актеры, они хорошо освоили текст ролей еще в застольном периоде и готовы начать сценические репетиции. В темном зале всего лишь несколько человек — это дублеры основных исполнителей; все — и на сцене, и в зале — свои. В осветительных ложах на местах осветители; за кулисами дежурят готовые выполнять указания режиссера помрежи. Все под рукой. В том числе и костюмерная, где можно, если не подойдут новые костюмы, подобрать старые хоть на десять составов.
Начинается репетиция. Она идет неспешно, никто никуда не торопится — творческий процесс нельзя искусственно ускорять, подстегивать. Все идет по раз и навсегда установившемуся плану. Атмосфера покоя и неторопливости, размеренность, лишенная нервозности и беготни...
Это — театр. Может и несколько идеализированный, но существующий и поныне.
И вот для режиссера, всю жизнь работающего в такой атмосфере, Немирович-Данченко определил среди трех главных слагаемых профессий —«режиссер — организатор».
А каким организаторским талантом должен обладать режиссер — постановщик массового действа, если всего того, что под рукой у театрального режиссера, он лишен?
'Постановщик массового действа начинает работу с чистого листа бумаги. Необходимо, во-первых, придумать сценарий (массового представления, праздника на площадях и улицах, зрелища на стадионе, манифестации, праздничного шествия и т. д.). Затем найти авторов. Они напишут текст. Композиторы музыку.- Все это будет создаваться впервые.-Никогда и нигде не исполняемое, и потому никем не выверенное. Значит, в процессе постановки, увидя неточность словесной образности, затянутость и невыразительность текста, несоответствие музыки тексту, несоответствие музыки действию, мы начинаем*многое менять."
* Во-вторых, нужно набрать актеров. Обычно на каждое массовое действо режиссер собирает специальную труппу.* Это означает, что каждый раз фактически организуется новый театр. Причем не только драматический, но и музыкальный, куда входят певцы, хор, оркестр, балет. Затем создается эстрадный театр, в котором участвуют актеры различных жанров эстрады и цирка. И наконец, театр массового действа — режиссер собирает огромные массовки, количество участников которых бывает от сотен до тысяч, если ставится массовое зрелище на стадионе. Эти громадные исполнительские массы состоят из коллективов художественной самодеятельности, спортсменов, учащихся, воинских частей.
Вся эта многоликая масса — труппа, ■ исполнители режиссерских замыслов.'И задача режиссера не просто собрать их вместе, не просто заставить их слепо выполнять те или иные указания, а зажечь своим замыслом, чтобы каждый, подчеркнем, каждый участник знал и понимал свою задачу и был увлечен ею. Иначе нельзя. Иначе ничего не получится.
' В-третьих,- в театре всегда не хватает времени — даже там, где все организовано, где все под рукой. А что же говорить режиссерам массового действа? Ведь на сводные массовые репетиции отпускается 7—10 дней. И то далеко не всегда.
Выход в таком положении единственный: репетировать эпизоды на местах отдельными частями, кусками. Только в этом случае на больших сводных репетициях можно объединить готовые эпизоды в единый целостный спектакль. И здесь-от режиссера требуются административные навыки. Он должен четко организовать всю подготовительную работу, ибо от того, как пройдет этот период, зависит и конечный результат. ■
Режиссер, кроме своего плана, составляет план по всем составным звеньям^он пишет звуковую партитуру, включающую музыку и шумы_1.'Эта партитура необходима для планомерной работы звукорежиссеров. Им продумывается световая партитура, где по эпизодам подробно расписываются все световые точки и переходы.
Режиссер определяет и сценарный план киноэпизодов, а также проекций, используемых в том или ином эпизоде. И наконец, он создает репетиционный план — главную «диспозицию боя». От того, как пройдут репетиции, зависит успех спектакля. Чудес в нашем сугубо практическом деле не бывает. Нечетко организованные репетиции — не самый правильный путь к успеху спектакля.
• Режиссер не имеет права доверить это важнейшее звено (составление репетиционного плана) кому бы то ни было:- Он сам — и больше никто!—обязан четко расписать репетиции, умело чередуя занятость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет.
В соответствии с репетиционным планом, административная группа составляет специальный план для транспорта, ибо своевременная подача многочисленных коллективов на репетицию — вопрос вопросов, когда это касается большого количества исполнителей. Мы должны сами проверять правильность распределения автобусов. И не надо гнушаться этой «черной работой». Хуже будет, если сорвется репетиция.
В своем репетиционном плане мы обязаны учесть время на завтрак, обед и ужин коллективов. Репетировать часами с голодными исполнителями режиссеру будет довольно-таки сложно.
Когда приступаешь к созданию массового действа, всякий раз сталкиваешься с отсутствием помещений для репетиции, костюмерной, реквизиторской, бутафорской мастерских. Следует назначить на каждый участок подготовки массового действа исполнительных людей и иметь постоянную информацию о том, как обстоит у них дело. Вмешиваться непосредственно в работу нужно в исключительных случаях. А.вообще, режиссеру лучше на этих участках руководить через помощников и не дискредитировать их своим вмешательством. Они должны знать, что вы им доверяете. В противном случае целесообразно выбирать других людей.
Итак, если режиссер не чувствует в себе организаторских способностей — лучше вообще не браться за постановку массовых действ. В чем же заключаются они? Что служит мерилом определения качеств организатора? Особенность режиссерской профессии заключена в том, что режиссер всегда руководитель: он глава коллектива, состоящего из нескольких десятков или сотен людей, а зачастую и многих тысяч (если это массовое народное празднество). Руководитель — значит организатор.
Режиссер-организатор работает с людьми самыми различными: и глубоко творческими — драматургами, поэтами, композиторами, актерами, а также и с теми техническими работниками, для которых работа над созданием массового действа является отнюдь не вопросом искусства, а чисто производственным, причем весьма хлопотливым, требующим от них не только умения и опыта, но и большой личной энергии. Поэтому для достижения своих творческих целей режиссер должен уметь оказывать психологическое воздействие на людей, работающих с ним, иначе говоря — влиять на них. •
(Шароев)