Файл: ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 3762

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И еще совет: избегать режиссерского показа артистам раз­личных жанров, особенно артистам балета и оригинального жанра. Это их профессия, в которой они мастера, а мы часто имеем о ней лишь общее представление. Показывать — значит учить: смотри, как я делаю, и повторяй за мной. Артисту балета, миму, акробату, иллюзионисту показывать не надо. Потому что в данном случае «зеркало, отражающее индивидуальные качества актера», окажется значительно искажающим.

Кроме того, нужно объяснить смысл переделок и сокращения номера и убедить исполнителей в необходимости этого. Многое они сделают сами. Им может помочь режиссер оригинального жан­ра (а он всегда должен быть в составе постановочной группы) или же балетмейстер. А режиссерам — любителям показывать ар­тистам всех жанров — хочу напомнить верную мысль Г. Козинце­ва: «Режиссер многим может (и обязан) помочь исполнителю. Но в одном он бессилен: подменить собой личность артиста».

И если уж продолжить этот разговор, то хочется сказать ре­жиссерам: сделайте все, чтобы выявить в актере личность — са­мостоятельность человека, гражданина и художника. Тогда вы победили, и успех на вашей стороне. Потому что не эффектность мизансцен и необычность света сделают ваше создание полнозвуч­ным. Раскрытие личности исполнителей — вот что придаст непов­торимость произведению сценического искусства любого жанра. К этому всегда стремились выдающиеся мастера режиссерс­кого цеха.

Режиссура и педагогика настолько связаны между собой, что трудно провести грань, где кончается одна профессия и начина­ется другая. А педагог прежде всего воспитатель. Режиссер обя­зан быть чутким воспитателем, обязан уметь разглядеть, подлин­ное дарование, поверить в него, помочь раскрыться артисту. Это одна из главных функций режиссера, предмет его постоянных и неустанных забот.

Тщательную и длительную работу с артистами многих жанров ведет режиссер массового действа, аккумулирующий в своей про­фессии все творческие импульсы. Поэтому он должен быть доста­точно грамотным и в основных жанрах эстрады. В противном случае создание массового спектакля заранее обречено на самотек.

В заключение хотелось бы сказать, что при всем уважении к актеру, остающемуся и в массовом действе в центре внимания, мы не имеем права забывать, что он тем не менее должен органич­но войти в общую концепцию всего спектакля, в его целостную эстетическую структуру. Только при наличии единой художественной воли, определяющей магистральное направление, можно добиться , органического единства в таком сложном, многоструктурном яв­лении, как массовое действо.

«Мы не можем заниматься подачей необработанного куска действительности. Мы должны так взять, чтобы отобрать все ти­пичное, чтобы была видна рука мастера, рука человека искусства, чтобы было понятно, композиционно сделать спектакль без шла­ка, мешающего передаче идеи» (Вс. Мейерхольд).


Речь идет о полной ответственности режиссера за идейно-ху­дожественную ценность сценического произведения, умело направ­ляющего актерские индивидуальности к раскрытию идеи произ­ведения в едином образном решении. И в этом — сущность опреде­ления «режиссер — зеркало», ибо, «чутко отражая индивидуальные качества актера», постановщик массового действа не должен забы­вать, что в классическом определении Немировича-Данченко на первом месте стоит все-таки режиссер-толкователь и режиссер-педа­гог.

Деятельность режиссера-постановщика протекает в органичес­ком сочетании всех трех пунктов, определенных Вл. И. Немирови­чем-Данченко. Именно в совокупности этих качеств и познается режиссер — настоящий профессионал своего дела, режиссер — толкователь, педагог, организатор.


' Режиссер — организатор. Репетиционный план.

Режиссер приходит в театр на репетицию. На его столе уже лежит аккуратно перепечатанный и переплетенный экземпляр пье­сы, на сцене стоит готовая выгородка. Разложен реквизит, бу­тафоры подготовили свои несложные изделия. Появляются актеры, они хорошо освоили текст ролей еще в застольном периоде и го­товы начать сценические репетиции. В темном зале всего лишь несколько человек — это дублеры основных исполнителей; все — и на сцене, и в зале — свои. В осветительных ложах на местах ос­ветители; за кулисами дежурят готовые выполнять указания режи­ссера помрежи. Все под рукой. В том числе и костюмерная, где можно, если не подойдут новые костюмы, подобрать старые хоть на десять составов.

Начинается репетиция. Она идет неспешно, никто никуда не торопится — творческий процесс нельзя искусственно ускорять, подстегивать. Все идет по раз и навсегда установившемуся плану. Атмосфера покоя и неторопливости, размеренность, лишенная нер­возности и беготни...

Это — театр. Может и несколько идеализированный, но су­ществующий и поныне.

И вот для режиссера, всю жизнь работающего в такой атмос­фере, Немирович-Данченко определил среди трех главных слагае­мых профессий —«режиссер — организатор».

А каким организаторским талантом должен обладать режис­сер — постановщик массового действа, если всего того, что под рукой у театрального режиссера, он лишен?

'Постановщик массового действа начинает работу с чистого лис­та бумаги. Необходимо, во-первых, придумать сценарий (массо­вого представления, праздника на площадях и улицах, зрелища на стадионе, манифестации, праздничного шествия и т. д.). За­тем найти авторов. Они напишут текст. Композиторы музыку.- Все это будет создаваться впервые.-Никогда и нигде не исполняемое, и потому никем не выверенное. Значит, в процессе постановки, увидя неточность словесной образности, затянутость и невырази­тельность текста, несоответствие музыки тексту, несоответствие му­зыки действию, мы начинаем*многое менять."


* Во-вторых, нужно набрать актеров. Обычно на каждое массовое действо режиссер собирает специальную труппу.* Это означает, что каждый раз фактически организуется новый театр. Причем не только драматический, но и музыкальный, куда входят певцы, хор, оркестр, балет. Затем создается эстрадный театр, в котором участ­вуют актеры различных жанров эстрады и цирка. И наконец, театр массового действа — режиссер собирает огромные массовки, ко­личество участников которых бывает от сотен до тысяч, если ста­вится массовое зрелище на стадионе. Эти громадные исполнитель­ские массы состоят из коллективов художественной самодеятель­ности, спортсменов, учащихся, воинских частей.

Вся эта многоликая масса — труппа, ■ исполнители режиссер­ских замыслов.'И задача режиссера не просто собрать их вмес­те, не просто заставить их слепо выполнять те или иные указа­ния, а зажечь своим замыслом, чтобы каждый, подчеркнем, каждый участник знал и понимал свою задачу и был увлечен ею. Иначе нельзя. Иначе ничего не получится.

' В-третьих,- в театре всегда не хватает времени — даже там, где все организовано, где все под рукой. А что же говорить режис­серам массового действа? Ведь на сводные массовые репетиции отпускается 7—10 дней. И то далеко не всегда.

Выход в таком положении единственный: репетировать эпи­зоды на местах отдельными частями, кусками. Только в этом слу­чае на больших сводных репетициях можно объединить готовые эпизоды в единый целостный спектакль. И здесь-от режиссера тре­буются административные навыки. Он должен четко организовать всю подготовительную работу, ибо от того, как пройдет этот период, зависит и конечный результат. ■

Режиссер, кроме своего плана, составляет план по всем сос­тавным звеньям^он пишет звуковую партитуру, включающую музы­ку и шумы_1.'Эта партитура необходима для планомерной работы звукорежиссеров. Им продумывается световая партитура, где по эпизодам подробно расписываются все световые точки и переходы.

Режиссер определяет и сценарный план киноэпизодов, а так­же проекций, используемых в том или ином эпизоде. И наконец, он создает репетиционный план — главную «диспозицию боя». От того, как пройдут репетиции, зависит успех спектакля. Чудес в нашем сугубо практическом деле не бывает. Нечетко организо­ванные репетиции — не самый правильный путь к успеху спек­такля.

Режиссер не имеет права доверить это важнейшее звено (сос­тавление репетиционного плана) кому бы то ни было:- Он сам — и больше никто!—обязан четко расписать репетиции, умело че­редуя занятость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет.

В соответствии с репетиционным планом, административная груп­па составляет специальный план для транспорта, ибо своевремен­ная подача многочисленных коллективов на репетицию — вопрос вопросов, когда это касается большого количества исполнителей. Мы должны сами проверять правильность распределения автобусов. И не надо гнушаться этой «черной работой». Хуже будет, если сорвется репетиция.


В своем репетиционном плане мы обязаны учесть время на завтрак, обед и ужин коллективов. Репетировать часами с голод­ными исполнителями режиссеру будет довольно-таки сложно.

Когда приступаешь к созданию массового действа, всякий раз сталкиваешься с отсутствием помещений для репетиции, костю­мерной, реквизиторской, бутафорской мастерских. Следует назначить на каждый участок подготовки массового действа исполнительных людей и иметь постоянную информацию о том, как обстоит у них дело. Вмешиваться непосредственно в работу нужно в исключитель­ных случаях. А.вообще, режиссеру лучше на этих участках руково­дить через помощников и не дискредитировать их своим вмеша­тельством. Они должны знать, что вы им доверяете. В противном случае целесообразно выбирать других людей.

Итак, если режиссер не чувствует в себе организаторских спо­собностей — лучше вообще не браться за постановку массовых действ. В чем же заключаются они? Что служит мерилом опреде­ления качеств организатора? Особенность режиссерской профес­сии заключена в том, что режиссер всегда руководитель: он глава коллектива, состоящего из нескольких десятков или сотен людей, а зачастую и многих тысяч (если это массовое народное празднество). Руководитель — значит организатор.

Режиссер-организатор работает с людьми самыми различными: и глубоко творческими — драматургами, поэтами, композиторами, актерами, а также и с теми техническими работниками, для которых работа над созданием массового действа является отнюдь не воп­росом искусства, а чисто производственным, причем весьма хлопот­ливым, требующим от них не только умения и опыта, но и большой личной энергии. Поэтому для достижения своих творческих целей режиссер должен уметь оказывать психологическое воздействие на людей, работающих с ним, иначе говоря — влиять на них. •


(Шароев)





202