Файл: Сущность налога на прибыль организаций и его основные элементы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Сущность налога на прибыль организаций и его основные элементы

Налоговая система Российской Федерации состоит их совокупности налоговых вычетов с все возможными условиями взимания и ставками налогообложения.

Система налогов и сборов в Российской Федерации состоит из федеральных, региональных и местных налогов.

Налог на прибыль относится к федеральным налогам и в настоящее время он – один из основных в системе налогов и сборов Российской Федерации.

Налог на прибыль организаций это прямой налог федерального значения, которому присуще все обязательные элементы налога.

Экономико-правовая природа налога на прибыль, представляющего собой обязательную безвозмездную передачу хозяйствующим субъектом части полученного им дохода на обеспечение исполнения общественно важных государственных задач.

Все это неминуемо порождает как столкновение, так и взаимодействие двух противоборствующих интересов: стремление государства увеличить поступление денежных потоков в форме налога на прибыль противопоставлено стремлению организаций к уменьшению налогового бремени и, соответственно, увеличению чистой прибыли, которая может быть направлена на усиление производственных мощностей, развитие бизнеса либо выплату дивидендов учредителям и участникам юридического лица.

В грубом приближении и в обобщенных категориях может сложиться впечатление, что государство стремится установить максимальную ставку по налогу на прибыль организаций и минимизировать льготы и возможности оптимизации налога. Предприятия же, напротив, заинтересованы в установлении низкой ставки и стремятся любым возможным образом снизить свое налоговое бремя.

Круг налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций довольно
широк, но входят в него только организации и группы налогоплательщиков: на индивидуальных предпринимателей этот налог не распространяется.

В числе организаций-плательщиков налога на прибыль могут быть, как российские, так и иностранные субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, и (или) получают доходы от источников в Российской Федерации. Также действующим законодательством предусмотрено существование налоговых льгот, предоставляемых организациям в силу различных причин.

Углубленное изучение внутренней сути и закономерностей, присущих рассматриваемому социально-экономическому явлению, свидетельствуют о том, что данная позиция ограничена и не может быть избрана в качестве основополагающей при формировании фискальной политики государства. Стабильное поступление денежных средств в бюджет обеспечивается со стороны финансово здоровых и развивающихся компаний, нуждающихся в наличии свободных ресурсов в части создания и приумножения капитала производства.

Высокий уровень налоговой ставки влияет на сокращение инвестиций в текущую деятельность предприятий и снижение выручки. Слишком низкая ставка налога на прибыль невыгодна государству, поскольку обусловливает задачи поиска других форм налогообложения и возложения дополнительной налоговой нагрузки на физических лиц, что некорректно и необоснованно с социальной точки зрения.

Таким образом, поиск оптимальной ставки, порядка и условий взимания налога на прибыль организаций – результат сложных аналитических процедур, результатом которых является установление объективно достаточного и необходимого налогового бремени, лежащего в разумных границах с позиции теории налогообложения, потребностей государства и реинвестирования капитала.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль бюджетные учреждения уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов

, однако тут нужно иметь в виду, что для признания в составе расходов сумм амортизации, начисленных по основному средству, необходимо, чтобы уменьшающее налогооблагаемую прибыль основное средство было приобретено и использовалось для целей коммерческой деятельности.

Иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства, уплачивают налог на прибыль в иных случаях:

  • при выплате процентов по государственным и муниципальным ценными бумагам иностранным организациями, не имеющим в России постоянных представительств;

  • при выплате других доходов (за исключением дивидендов) иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств.

Представляется интересным подход законодателя к установлению величины налогового бремени в отношении иностранных организаций, осуществляющих в Российской Федерации безвозмездную деятельность подготовительного характера в отношении третьих лиц, приводящую к созданию на территории страны постоянного представительства.

Для данной категории налогоплательщиков налоговая база утверждается в размере 20% от объема затрат такого постоянного представительства, связанных с ведением указанной деятельности.

Необходимо также отметить, что Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по налогу на прибыль организаций, выраженные в трех основных видах льгот:

  1. в форме налогового изъятия, то есть освобождения от обязанностей по уплате налога некоторых категорий налогоплательщиков, непризнания ряда организаций налогоплательщиками налога на прибыль и изъятия из налогооблагаемой прибыли доходов от определенных видов деятельности;

  2. в форме налоговых скидок, то есть установлено законом возможности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации;

  3. в форме налогового освобождения – установления пониженной либо нулевой налоговой ставки для отдельных категорий юридических лиц.

Налоговым периодом считают период, по завершению которого заканчивается процесс формирования налоговой базы, когда окончательно формируется сумма уплачиваемого налога. Понятие «налоговый период» отличается от понятия «отчетный период». Отчетный период - период определения промежуточных итогов и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.


В зависимости от выбранного экономическим субъектом порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль отчетными периодами могут быть:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев;

  • календарный месяц, если налог на прибыль платится от фактически полученной прибыли.

По итогам отчетных, и налогового периодов плательщики налога на прибыль представляют декларации.

Для вновь созданных организаций первым налоговым периодом является:

  • период времени со дня создания организации и до окончания этого календарного периода;

  • период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания, если организация образовалась в период с 1 по 31 декабря.

Экономический субъект обязан в течении года уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль. Периодичность их перечисления в бюджет зависит от выбранного порядка уплаты авансов и от уровня дохода, получаемого организацией. Уплаченные авансы засчитываются в счет уплаты годового налога на прибыль.

Уплата налога на прибыль выполняется авансовыми квартальными платежами до 29 числа следующего отчетного периода. Суммы авансов устанавливается исходя из фактической прибыли и конкретной налоговой ставки.

Сумма налога уплачивается по итогам календарного года. Общая формула исчисления налога представлена ниже (1).
(1)


  • НП – сумма налога на прибыль, исчисленная за налоговый период;

  • НБ - налоговая база налогового периода;

  • С налоговая ставка.

Налог на прибыль экономических субъектов в настоящее время основной бюджетообразующий налог на территории Российской Федерации.

Налог на прибыль являясь прямым по характеру взимания и максимально определенным по своему объекту, обеспечивает удобство в государственном налоговом администрировании и подлежит взиманию со всех юридических лиц, за исключением некоторых категорий хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие налоговых льгот.

Таким образом, налог на прибыль организаций
играет основополагающую роль в наполнении доходной части федерального и регионального бюджетов страны, тем самым обеспечивается экономическая и национальная безопасность государства.