Файл: Отчет по лабораторной работе 1 Основные классы неорганических соединений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 730

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

Иркутский национальный исследовательский
технический университет


Институт заочно-вечернего обучения

наименование института

Отчет

по лабораторной работе №1 «Основные классы неорганических соединений»

Выполнил студент группы: НГДСз-22-2 Соколов Г.В.

Проверил преподаватель: Бочкаревой С.С.

Номер зачетной книжки 22150480

Иркутск 2023

Цель работы: изучить классы неорганических соединений, научиться составлять уравнения реакций.

Задание: провести опыты по получению основного и кислотного оксидов, основания, кислоты, основной соли, определить их химические свойства. Выполнить требования к результатам опытов, оформить отчет, решить задачу.

Теоретическое введение

Все вещества делятся на простые и сложные. Сложные вещества подразделяются на классы: оксиды, кислоты, основания, соли.

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2. По химическим свойствам оксиды делятся на основные, кислотные и амфотерные.

Кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на металл, и кислотного остатка (HNO3, HCl, H2SO4,

Н3РО4).

Основания – сложные вещества, состоящие из атомов металла, связанных с одной или несколькими гидроксогруппами (NaOH, Cu(OH)2,

Fe(OH)3).

Соли – это продукты полного или частичного замещения атомов водорода в молекуле кислоты атомами металла или продукты полного или частичного замещения гидроксогрупп в молекуле основания кислотными остатками.


Средние соли 2SO4, Na3PO4) – это продукты полного замещения водорода в кислоте на металл или гидроксогрупп в основании на кислотные

остататки.

Кислые соли (Сa(HCO3)2, Nа2НРО4) – это продукты неполного замещения водорода в кислоте на металл.

Основные соли (СuOHNO3, AlOHCl2) – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотные остатки.

Выполнение работы

Опыт 1. Получение и свойства основных оксидов (групповой)

Взять пинцетом кусочек магниевой стружки и внести в пламя спиртовки. После воспламенения сжечь его над фарфоровой чашкой. Собранный в чашке оксид магния поместить в две пробирки. В одну прилить 1–2 мл воды, хорошо взболтать и добавить 1–2 капли фенолфталеина. В какой цвет он окрашивается? В другую пробирку добавить 1–2 мл разбавленной серной кислоты и нагреть на спиртовке до растворения осадка.

Требования к результатам опыта

1.Составить уравнения реакций взаимодействия магния с кислородом, оксида магния с водой и серной кислотой. Пояснить, какое вещество изменило окраску индикатора.

Ответ: 1) 2Mg+O2=2MgO; 2) MgO+H2O=Mg(OH)2;

3) MgO+H2SO4=MgSO4+H2O

2.Сделать вывод, какие свойства (основные или кислотные) проявляет оксида магния.

Ответ: Оксид магния проявляет основные свойства, так как степень окисления у магния +2, при взаимодействии с водой образуется щёлочь, а при взаимодействии с кислотой образуется соль и вода
Опыт 2. Получение и свойства кислотных оксидов (групповой)

(Проводить в вытяжном шкафу!) Поместить в металлическую ложечку кусочек серы величиной с горошину и нагреть на пламени спиртовки. Когда сера загорится, поднести к ней влажную индикаторную бумажку. В какой цвет она окрашивается?

Требования к результатам опыта

1.Написать уравнения реакций взаимодействия серы с кислородом, оксида серы (IV) с водой. Пояснить, какое вещество изменило окраску индикатора.

Ответ: 1) S+O2=SO2; 2) SO2+H2O=H2SO3

2.Сделать вывод, какие свойства (основные или кислотные) проявляет оксид серы (IV).

Ответ: Оксид серы (IV) проявляет кислотные свойства, так как сера это неметалл и при взаимодействии с водой образует кислоту.


Опыт 3. Взаимодействие амфотерных оксидов с кислотами и щелочами

В две пробирки поместить немного оксида цинка и прилить в одну пробирку соляной кислоты, а в другую – концентрированный раствор щелочи. Если осадок не растворяется, пробирку подогреть.

Требования к результатам опыта

1.Написать уравнения реакций взаимодействия оксида цинка с кислотой

и щелочью.

Ответ: 1) ZnO+2HCl= ZnCl2+H2O; 2) H2O+ZnO+2NaOH=Na2[Zn(OH)4]

2.Сделать вывод о кислотно-основных свойствах оксида цинка.

Ответ: Оксид цинка является амфотерным оксидом так как взаимодействует с кислотами и с щелочами

Опыт 4. Получение кислоты, растворимой в воде

CO2 + H2O = [H2CO3] = CO2↑ + H2O (образовавшаяся угольная кислота мгновенно разлагается на углекислый газ и воду. При этом лакмус меняет цвет с фиолетового на красный, что доказывает образование кислоты).

Угольная кислота диссоциирует в водном растворе в 2 ступени:

  1. H2CO3 ↔ H+ + HCO3 −  (гидрокарбонат-ион)

  2. HCO3 ↔ H+ + CO3−2 (карбонат-ион)

Вывод: Для получения растворимых кислот достаточно растворить в воде кислотный оксид

Опыт 5. Получение основных солей

К 1–2 мл раствора хлорида кобальта (II) добавить концентрированный раствор щелочи до образования розового осадка гидроксида кобальта (II). К осадку прилить по каплям раствор соляной кислоты. Наблюдать образование синего осадка основной соли. Затем добавить избыток кислоты до растворения осадка.

Требования к результатам опыта

1.Написать уравнение реакции получения гидроксида кобальта (II).

Ответ: CoCl2+2NaOH=Co(OH)2+NaCl

2.Составить уравнение реакции получения основной соли CoOHCl.

Ответ: Co(OH)2+HCl=CoOHCl+H2O

3.Написать уравнение реакции растворения CoOHCl в избытке кислоты.

Ответ: CoOHCl+HCl=CoCl2+H2O

Вывод: В ходе выполнения лабораторной работы были изучены основные классы неорганических веществ, проведены соответствующие опыты, в ходе опытов мы наблюдали изменение цвета веществ, выпадение осадка, проверяли кислотность вещества лакмусовой бумажкой, так же были составлены уравнения соответствующих реакций.