Файл: 4 Внебюджетное финансирование образовательных организаций.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Экономика образовательной организации

Практическое занятие 2


Выполнила:

Обучающаяся Калинская Надежда Владимировна

Преподаватель:

Желтовских Елена Валерьевна


  1. Практическое занятие 2

Задания по теме  4.3. Внебюджетное финансирование образовательных организаций

 

Цель занятия: закрепление знаний о внебюджетном финансировании образовательной организации, особенностях экономической деятельности образовательных организаций, приобретение умений определять источники внебюджетного финансирования и основания расходования внебюджетных средств

 

Задание 1. Рассмотрите ситуацию: Папа одного из учеников школы является руководителем крупной фирмы в городе. Зная о трудностях, которые существуют в финансовом обеспечении учебно-воспитательного процесса в школе, он как юридическое лицо готов предоставить спонсорские деньги для развития школы.

Ответьте на вопросы:

а) Каким образом, возможно, документально оформить благотворительный взнос родителя?

б) Можно ли предоставляемые папой средства рассматривать как внебюджетный источник финансирования школы? Если да, то каким образом?

Ответ:

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными.

Права образовательных учреждений на привлечение и использование внебюджетных средств изложены в Законе РФ «Об образовании»

Решения о внесении родителями средств в качестве благотворительной помощи носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения, но должны быть письменно оформлены, например, приказом директора школы; решения родительского комитета; совета школы; попечительского совета; управляющего совета.

Поступление денежных средств от юридического лица будет осуществляться безналичным перечислением денег на расчетный внебюджетный счет школы.

В этом случае директор школы обязан обеспечить:


— поступление денежных средств от благотворителей на расчетный внебюджетный счет школы;

— оформление в виде акта с подписями руководителя, материально ответственного лица образовательной организации и благотворителя отчета о расходовании благотворительных средств не позднее чем через 1 месяц после использования средств;

— оформление постановки на отдельный баланс имущества, полученного от благотворителей и (или) приобретенного за счет внесенных им средств;

— представление ежегодно публичных отчетов о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в образовательных организациях.

 

Задание 2. Рассмотрите ситуацию. Муниципальное образовательное учреждение сдает в аренду часть своего недвижимого имущества, которое закреплено за ним учредителем на правах оперативного управления. Средства, поступающие от сдачи в аренду, оформляются как внебюджетные и расходуются на усмотрение администрации образовательного учреждения.

Проанализируйте вопросы:

а) Имеет ли право образовательное учреждение сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним учредителем? Если да то, при каком условии?

Ответ:

Да, имеет право, но на определенных условиях.

Учредитель закрепляет имущество за государственными и муни­ципальными образовательными учреждениями на праве оператив­ного управления (ст. 120 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 39 Закона РФ «Об обра­зовании»).

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение в отноше­нии закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, уста­новленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. В уставе образова­тельного учреждения должен быть урегулирован порядок деятельнос­ти образовательного учреждения по сдаче имущества как форма ис­пользования имущества, закрепленного за образовательным учреж­дением, и осуществления предпринимательской деятельности (пп. 6 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).



Кроме этого, Закон РФ «Об образовании» в ред. Федерального за­кона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ устанавливает необходимость отразить в разделе устава, посвященном структуре финансовой и хо­зяйственной деятельности, «запрет на совершение сделок, возмож­ными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества (то есть появление прав на имущество у третьих лиц), зак­репленного за образовательным учреждением, или имущества, при­обретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собствен­ником образовательного учреждения» (пп. 6 «д» п. 1 ст. 13). Данное требование при буквальном толковании ставит под сомнение саму возможность сдавать имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений в аренду. Правоприменительная прак­тика показывает, что отношения по сдаче школьного имущества в арен­ду осуществляются на основании п. 11 ст. 39 Закона РФ «Об образо­вании», согласно которому образовательное учреждение вправе выс­тупать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом не устанавливаются какие-либо исключения для государственных или муниципальных учреждений.

б) Как называется данный внебюджетный источник финансирования образовательной организации в соответствии с Законом РФ «Об образовании»?

Ответ:

Коммерческий (предпринимательский), доходы от использования собственности.

 

Задание 3. Заполните схему с учетом возможных источников поступления внебюджетных финансовых средств в муниципальную образовательную организацию в соответствии с действующим законодательством.


Предпринимательская деятельность



Бюджет образовательной организации

Благотворительные средства



Доходы от использования собственности

Образовательные услуги за счет средств обучающихся

Дополнительные образовательные услуги


Задание 4. В одной из негосударственных образовательных организаций с учениками, отстающими по основным (обязательным) учебным предметам в школе, проводятся дополнительные занятия. За это с каждого ученика за каждое занятие взимается соответствующая дополнительная плата. Собираемые деньги оформляются в качестве внебюджетных средств, поступающих в негосударственное образовательное учреждение за оказание дополнительных образовательных услуг.


Вопросы:

а) Можно ли в данном случае оказываемую образовательную услугу считать дополнительной либо рассматривать как репетиторство и оплачивать по гражданско-правовому договору оказания услуг? Почему?

Ответ:

В данном случае платная деятельность негосударственных образовательных организаций в области образования регулируется п. 10 ст. 41 и ст. ст. 45, 46 Закона об образовании, согласно которым:

Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

б) Имеет ли право негосударственное образовательное учреждение взимать плату за данные дополнительные занятия? Почему?

Ответ:

Статья 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения

1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований.

2. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

3. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия.


Задание 5. Решите задачу.

Бюджетная организация предоставляет образовательную услугу - годичные курсы математики, в которых ведутся только индивидуальные занятия с учениками. В год проводится 120 часов занятий. Оплата труда преподавателей составляет 250 руб. в час. Плата за обучение составляет 35 тыс. руб. в год. Постоянные издержки курсов составляют 500000 руб. в год. Оцените, какое минимальное количество учеников должно учиться на курсах, чтобы их обучение не приносило убытков.

Ответ:

500000: (35000-120*250) =100

 

Задания по теме 6.2. Ассортиментная и маркетинговая политика образовательных организаций

 

Цель: освоение методики анализа рынка образовательных услуг и продвижения образовательных услуг

Задание 6. Разработайте ассортиментный перечень дополнительных образовательных услуг, которые может предоставлять образовательная организация  (на примере по выбору обучающегося).

а) Определите, на основании каких нормативных актов данная образовательная организация вправе их осуществлять.

б) Определите методику расчета стоимости платной дополнительной образовательной услуги.

в) Имеются ли законодательные ограничения ее максимального размера?

г) Определите факторы, влияющие на размер

Ответ:

Для современного развития и функционирования школы, на ее территории вводится услуга дополнительного, платного образования.

Платные образовательные услуги в школе, не являются основными и не могут быть оказаны вместо основного образования. Отказ учеником от дополнительного, платного образования никак не отражается на объеме общего.

Школа обязуется предоставить полную и достоверную информацию об услуге дополнительного образования ученикам и родителям, которая обеспечит возможность правильного выбора. Стоимость услуг определяется в договоре, по соглашению сторон между школой и потребителем.

Перечень платных услуг в школе.

В школе существует четыре основных вида дополнительных платных услуг:

Образовательные.

За счет дополнительной образовательной услуги ученик может подтянуть знания. Также, образовательные кружки помогают при поступлении в учреждение профессионального образования: институт, колледж, техникум.

Развивающие.

Развивающие образовательные услуги направлены на более широкое развитие личности. По объективным причинам эти занятия не могут быть включены в общую школьную программу. В ряд таких кружков входит: игра на музыкальных инструментах, сольфеджио, обучение прикладному искусству, живописи, танцевальные и спортивные студии и др.