Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Право Практическое занятие 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Право
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Гаврилова Яна Викторовна
Преподаватель:
Рупперт Екатерина Дмитриевна
РПЗ ПД.04. Право
Практическое занятие 1 (2 часа).
Задание 1. Максимальное количество баллов – 2 б.
Заполните таблицу «Характеристика исполнительной и законодательной власти». Опишите подробно механизм формирования и все функции исполнительной и законодательной власти.
Ответ на задание №1.
Характеристики | Законодательная власть | Исполнительная власть |
Механизм формирования | Законодательная власть формируется на основе выбора, когда народ делегирует своим представителям властные полномочия и таким образом управомочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Следовательно, представительные органы обладают верховенством государственной власти в стране, так как их власть является производной от народа. | Президент РФ: избирается всенародным голосованием на срок 6 (5 до 1993, 4 до 2008) лет. Председатель Правительства РФ: назначается президентом, утверждается Государственной думой РФ. Глава Субъектов РФ: предлагаются Президентом (до 2005 года – выбирались), утверждаются законодательными собраниями субъектов РФ. |
Функции | Главная функция законодательной власти – разрабатывать и принимать законы, направленные на реализацию функций государства и развитие страны, исполнительной ветви власти –непосредственно реализовывать принятые законы и решения, судебной власти – следит за выполнением законов и разрешать возникающие споры |
|
Задание 2. Максимальное количество баллов – 3 б.
Во дворе многоэтажного дома подростки 13-ти лет играли в баскетбол. Ребята случайно попали мячом в окно квартиры, располагающейся на 1 этаже, и разбили стекло. Собственник квартиры предъявил родителям мальчиков счет на замену нового окна. Правомерны ли его действия? Аргументируйте свой ответ.
Ответ на задание № 2.
Действия собственника квартиры правомерны.
Согласно 1 ст. 1073 Гражданского Кодекса РФ - За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним) отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
Задание 3. Максимальное количество баллов –4 б.
Прочитайте ситуационную задачу и ответьте на вопросы:
Во время занятия, обсуждая нормативно-правовую базу РФ, мнения студентов разделились. Один из студентов придерживается мнения, что нормативно-правовой акт - это обычай, установленный государством и именно он обязателен для всех. Другой обучающийся высказался о том, что нормативным правовым актом является решение суда по конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. По мнению третьей участницы дискуссии, нормативно-правовой акт - это основной источник права в государстве, который издается государственными органами и регулирует общественные отношения.
Вопросы:
1) Определите, кто из студентов оказался прав? Охарактеризуйте термин «нормативно-правовой акт» и их виды.
2) Опишите иерархию нормативных правовых актов в РФ.
3) Перечислите признаки и отличия нормативных правовых актов от других документов.
4) Предоставьте характеристику понятия высшая юридическая сила. Поясните, какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в РФ?
Ответ на задание № 3
1). Права студентка, которая третьей высказывала свое мнение, так как нормативно-правовой акт это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов,
профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
-
закон; -
подзаконные акты;
-
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств); -
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона); -
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
-
международные законы
2). 1. Конституция РФ — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. В этом нормативном документе излагаются правила, касающиеся организации, полномочий и функции правительства. В нем также определяются основные особенности государства и отношения между гражданами и государством
2. Федеральные конституционные законы РФ — разновидность федеральных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
3. Международные договоры и соглашения РФ - Соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их взаимные права и обязанности в политической, экономической, научно-технической, культурной и иных сферах международных отношений
4. Федеральные законы РФ — федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый Государственной Думой в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов
5. Указы президента РФ — правовой акт, издаваемый Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции. Указы и распоряжения президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России.
6. Постановления правительства РФ — акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов президента РФ
7. Нормативные акты министерств и ведомств. К ведомственным актам относятся, прежде всего, приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов
3). Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).
Все нормативные правовые акты носят государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования); существует особый порядок (процедура) принятия этого документа; документ оформляется по установленной форме, иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической стиле отдельных актов; содержание нормативного документа составляют правила поведения.
При характеристике понятия «нормативный правовой акт» имеют значение все три составляющие. «Акт» в данном случае означает материальный источник, документ. При этом важно, что это «правовой» документ и документ «нормативный». Следовательно, можно выделить три группы признаков, характеризующих нормативный правовой акт: признаки, характеризующие правовой документ как нормативный (нормативность, способность регулировать типичные общественные отношения); признаки, характеризующие «акт» (волевое содержание и письменное выражение); признаки, характеризующие нормативный акт как правовой (официальный характер, гарантия принудительной силой государства). И только все они в совокупности позволяют назвать тот или иной документ нормативным правовым актом.
4). Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции. Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ – правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 4 б.
Прочитайте ситуационную задачу и ответьте на вопросы.
16-летний молодой человек увлекался граффити (от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.) Прогуливаясь со своей 14-летней сестрой, он решил произвести на нее впечатление, и стал рисовать баллончиком на железном ограждении. Сильно увлекшись, он не заметил, что на ограждении была установлена памятная доска известному русскому писателю. Он распылил краску на памятную доску. Молодого человека вместе с сестрой задержала полиция и предьявила обвинение в вандализме. При допросе сестра сказала, что знает статью Конституции, и не будет свидетельствовать против своего брата.
Вопросы:
1) К какому виду ответственности будет привлечен молодой человек? Перечислите меры данного вида ответственности, которые применяются на территории РФ?
2) Представьте перечень статей, которые устанавливают наказание за данное правонарушение. Какой вид наказания последует за совершенное деяние для каждого участника правонарушения?
3) Укажите статью Конституции РФ, которую имела в виду сестра нарушителя и представьте ее толкование
Ответ на задание №4.
1). По общему правилу, установленному в статье 20 Уголовного кодекса РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, а это значит, что молодой человек уже может быть привлечен к уголовной ответственности. В его отношении могут быть применены меры наказания штраф, арест, общественные и исправительные работы.