Файл: Гоминьдан Национальная партия в Китае, созданная Сунь Ятсеном.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Китайский революционер и политический деятель, основатель партии Гоминьдан. Один из основателей и первый Президент Китайской Республики, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей.

В. 1905 т. он созвал в Японии учредительный съезд членов разных, организаций, создавший «Объединенный союз» (Тунмэнхуэй). Став во главе союза и начав издавать журнал «Миньбао», Сунь Ят-сен приступил к пропаганде своих идей (трех принципов) и программных документов организации, включая проекты конституционного устройства будущего Китая (в значительной степени по европейской модели) и ликвидации социального неравенства.

Три принципа учения Сунь Ятсена представляют собой единое целое, систему, которая, однако, не оставалась неизменной. На протяжении всей своей революционной деятельности Сунь Ятсен вносил некоторые дополнения и изменения в их трактовки.

Гоминьдан Национальная партия в Китае, созданная Сунь Ятсеном.

С этого времени Сунь Ятсен стремится установить контакты с советским правительством, чтобы получить помощь для укрепления своих позиций. Уже в марте 1923 г. из СССР в Китай прибыла группа военных и политических советников во главе с Михаилом Бородиным (работой военных советников в Китае руководил вначале герой Гражданской войны в России Павлов, затем В.К. Блюхер). По их рекомендации Сунь Ятсен устанавливает контакты с коммунистами. Решение КПК об изменении отношения к Гоминьдану было принято еще в 1922 г. Весной 1923 г. ЦК КПК перебрался в Гуанчжоу. На III съезде КПК в июне 1923 г. решено было войти в Гоминьдан, но собственную организационную структуру коммунисты сохранили. В январе 1924 г. состоялся объединительный съезд Гоминьдана, который принял новую Программу и Устав. Давались новые трактовки «трех народных принципов» Сунь Ятсена: «национализм» — ликвидация засилья иностранцев, «народовластие» — отстранение от власти милитаристов, «народное благоденствие» — социальная защита людей государством. В Уставе содержались три политические установки: союз с Советской Россией, с КПК и поддержка рабочих и крестьян. В программе раскрывалась стратегия поэтапного достижения следующих целей: 1) военное объединение, 2) период опеки на 6 лет, 3) переход к конституционному правлению. В состав ЦИК Гоминьдана было избрано 9 коммунистов (в их числе и Мао Цзэдун). Под руководством М. Бородина началась реорганизация Гоминьдана на местах. Одновременно правительству Сунь Ятсена была оказана и военная помощь. Переговоры о предоставлении помощи вела прибывшая осенью 1923 г. в Москву военная делегация Гоминьдана во главе с Чан Кайши. Под руководством советских военных советников проводится реорганизация 55 командования китайской армией, вводится институт политкомиссаров, которые проводят разъяснительную работу среди солдат. В мае 1924 г. на острове Ванпу (Хуанпу) на юге Китая была создана офицерская школа. Создавалась школа за счет СССР: был послан специальный корабль с оружием (8 тыс. винтовок, орудия и пр.), занятия вели советские советники, хотя возглавлялось это учреждение Чан Кайши. Всего в школе прошли подготовку 4,5 тыс. курсантов. Выпускники школы составили костяк новой армии Гоминьдана. Уже в августе 1924 г. из них были сформированы два полка. Когда в октябре 1924 г. в Гуанчжоу вспыхнул мятеж отрядов купеческой самообороны (восстание «бумажных тигров»), 15 тыс. мятежников были быстро разгромлены силами новой армии. Затем, в конце 1924 — начале 1925 г., войска провели серию наступательных операций на Юге страны против различных милитаристов, что позволило правительству Сунь Ятсена
значительно укрепить собственные позиции, полностью очистить провинцию Гуаньдун.

Идеи равенства и справедливости, поиск социальной гармонии и ориентация на стремящегося к ней, ищущего его авторитетного лидера-мудреца – в крови китайской традиции. Отсюда – с легкостью воспринятая Китаем идея революции с ее ориентацией на лозунги Сунь Ят-сена; отсюда же и взлет влияния компартии во главе с Мао. Идея о ведущей роли государства и аппарата власти с его бюрократической иерархией – опять-таки в крови китайской традиции с ее неизменной ставкой на централизованное регулирование хозяйства. Именно это проявило себя во времена самоусиления, в годы успешных экспериментов гоминьдановского правительства до второй мировой войны, и, наконец, в период экспериментов Мао в КНР. Привычное отношение к частному предпринимательству как к поискам низменной выгоды, наносящим в конечном счете вред обществу в целом, определило и жалкое положение частного китайского капитала в годы самоусиления, и немногим лучший его статус в период власти гоминьдановцев, и тем более его ликвидацию при Мао. И еще одно: Китаем должны править мудрые правители, опирающиеся на хорошо знающих господствующую доктрину помощников. В свое время это были императоры с конфуцианскими чиновниками, рекрутировавшимися посредством системы экзаменов, а также многочисленными шэныпи, составлявшими их опору на местах. При гоминьдановцах во главе страны встали лидеры этой партии, опиравшиеся на хорошо знакомых с теорией Сунь Ят-сена функционеров, включая и военных. При Мао их место заняли активисты КПК, получившие сводное наименование «ганьбу» (кадровые работники-профессионалы).

 стремление к свободе и стремление к порядку — должны находиться в равновесии. Ни одна из них не должна переходить в крайность. Между ними следует поддерживать такое же равновесие, какое существует в физике между центробежной и центростремительной силами. Если вдруг исчезла одна из них, тело не смогло бы сохранить свое обычное состояние. Только при условии равновесия двух сил, их правильного сочетания возможно нынешнее равновесие всех вещей — фактор прочности и незыблемости нашей Вселенной.



Конституцию можно сравнить с машиной. Людям, слабо разбирающимся в таких вопросах, мое сравнение покажется странным. Но как в материальном мире существуют машины, так они существуют и в отношениях между людьми. Ведь закон — это и есть машина, управляющая отношениями людей...

С самого начала нашей революционной деятельности мы стоим на позициях трех народных принципов: национализма, народовластия и народного благосостояния, которые соответствуют сформулированным американским президентом Линкольном принципам: of the people, by the people and for the people. Я в свое время так перевел эти слова: "народ владеет, народ управляет, народ пользуется". Эти принципы Линкольна есть не что иное, как выдвинутые мной принципы национализма, народовластия и народного благосостояния. Народ может "пользоваться" только тогда, когда "управляет". Если он не имеет возможности управлять, то он не может и "пользоваться". Если же он не может "пользоваться", значит, ложен и принцип "народ владеет"...

Для осуществления принципа "народ управляет", о котором мы сейчас говорим, надо дать людям машину, которая понесет их быстро и легко туда, куда они направят ее сами. Что же за машина? Это — конституция. Какова структура конституции пяти властей, вы увидите из следующей схемы:

Согласно ей, государственная власть делится на пять независимых друг от друга властей: законодательную, судебную, исполнительную, контрольную и экзаменационную...

Исполнительную власть представляет президент, законодательную — парламент, судебную — судьи. Для осуществления экзаменационной и контрольной властей также необходимо создать независимые органы.

Когда конституция пяти властей вступит в силу, государство должно будет привлекать людей к выполнению административных функций только в соответствии с конституцией. Слуги народа, перед тем как приступить к своим обязанностям, должны будут держать экзамены, что положит конец использованию людей без разбора. Помню, когда я только что приехал в Гуанчжоу, очень много людей добивалось должностей, но я не знал, кто же из них обладает необходимыми способностями. Правительство, нуждалось в людях, но было в большом затруднении из-за того, что не могло определить, кто из предлагавших свои услуги пригоден к работе. В результате, несмотря на обилие людей, оно испытывало недостаток в кадрах. Причиной такого положения было отсутствие системы экзаменов. Без экзаменов мы не видим вокруг себя способных людей и, сами того не зная, теряем множество ценных работников. Кроме того, на государственную службу попадает немало людей, не разбирающихся в политике; это ведет к бесконечным злоупотреблениям, засорению правительственного аппарата, к росту недовольства в народе...